В Туле появилась полиграфическая цензура
Тульская газета "Молодой коммунар" подверглась цензуре со стороны работников орловской типографии "Труд". Как заявил редактор газеты Константин Леонов, руководство типографии вынудило журналистов переверстать первую полосу пятничного номера газеты. По словам Леонова, сделано это было исходя исключительно из политических соображений. В типографии "Известиям" факт цензуры подтвердили и заявили, что поступать так будут и впредь.
По пятницам тульская газета "Молодой коммунар" выходит толстым 40-страничным номером. Поскольку типографий, способных напечатать "толстушку", в Туле нет, журналистам приходится пользоваться услугами соседей - орловской типографии "Труд".
- В четверг, - рассказывает редактор "Молодого коммунара" Константин Леонов, - когда полосы были отправлены в типографию, мне неожиданно позвонила завпроизводством "Труда" Ольга Тарилина. Она предложила переверстать первую полосу газеты - выяснилось, что ей не понравился заголовок "В очередь, сукины дети!", который шел у нас шапкой номера. Под заголовком мы дали комментарий по итогам выборов в облдуму и снимки потенциальных претендентов на губернаторский пост, которые будут представлены Путиным на утверждение новому составу заксобрания. Концовка материала: "...Все строго по Булгакову: к нам приехал Москвашвей - в очередь, сукины дети!". Эта цитата и дала название всему материалу.
По словам редактора, протест вызвал даже не сам заголовок, а то, что рядом со снимками претендентов на губернаторское кресло стоял и портрет Путина. В типографии это расценили как неуважение к власти.
- Доводы о том, что ответственность за содержание - наше дело, Тарилину не убедили, - сказал "Известиям" редактор. - Она сказала, что у них уже были неприятности. Спрашиваю: "Что у вас там -цензура?" - "Да, у нас цензура. Меняйте полосу, иначе газета не выйдет". Мы посидели, подумали - деваться некуда, рекламодатели разорят штрафами. Пришлось переверстывать.
На вопрос правда ли, что печатники вводят цензуру, Ольга Тарилина заявила:
- Правильно, вводим. По закону у нас два ограничения: призыв к свержению действующей власти и разжигание межнациональной розни. Но когда на первой полосе под заголовком "В очередь, сукины дети!" идут портреты Путина, Полтавченко, Миронова и Суркова - извините, мы не хотим этим заниматься. Трудно понять, есть тут призыв к свержению или нет. В любом случае это оскорбление правительства. Они считают, что "сукины дети" - это не мат. Это по отношению к собакам не мат. А по отношению к президенту страны? Виноваты вроде бы журналисты, а бьют типографию. У нас уже было такое во время выборов. Напечатали, не заметив, - и сразу к нам прислали санэпидстанцию, пожарных, налоговую инспекцию и даже УБЭП. Так что приходится отслеживать. Честно говоря, мы их сразу предупредили: про ваши тульские разборки пишите ради бога. Но если зацепите кого-то наверху, мы с вами работать не будем.
Начальник управления печати администрации Орловской области Владимир Афонин подтвердил, что про инцидент с "Молодым коммунаром" ему известно, и дал понять, что позицию печатников он одобряет. А вот о репрессиях против печатников ничего не слышал. К тому же, по словам Афонина, недавно типография "Труд", в которой печатается двести региональных изданий Орловской и соседних с ней областей, акционировалась. Контрольный пакет акций, правда, находится у областного комитета по имуществу.
- С точки зрения законодательства, - разъяснила "Известиям" председатель комитета по печати администрации Тульской области Анна Кочетова, - редакция и типография - это два равноправных хозяйствующих субъекта. Отношения между ними регулируются Гражданским кодексом, который запрещает печатникам вмешиваться в редакционную политику и устанавливать ограничения, если в тексте нет призыва к насилию или разжиганию межнациональной розни. Если газета кого-то оскорбила, ответственность за оскорбление несет именно редакция. Она может быть привлечена как к гражданской, так и к уголовной ответственности - за клевету. Типография несет ответственность перед редакцией в рамках заключенного договора. Неисполнение договора влечет за собой штрафные санкции.
Впрочем, наказания за срыв выпуска тульской газеты орловская типография не боится. По словам Ольги Тарилиной, договор с туляками еще не подписан. Но даже если бы был договор, печатники не изменили бы своего решения.
- Мы хотим жить спокойно, - заявила Тарилина, - мы хотим работать, не отвлекаясь на политику. Тем более, что работы у нас очень много.
Сергей ЖДАКАЕВ, Орел - Тула
По информации ГИПП