Типография, которая всегда остается первой
Полиграфия наряду с информационными технологиями - это, пожалуй, одна из самых динамично развивающихся отраслей отечественной экономики. Посмотрите, сколько сейчас выпускается красочных, со вкусом оформленных изданий: иллюстрированных журналов, многостраничных газет, рекламных буклетов, разнообразной книжной продукции. Настоящий издательский бум!
Не является исключением и Башкортостан. Чтобы заказать полноцветное издание на хорошей мелованной бумаге, теперь не надо выезжать за пределы республики: по крайней мере несколько столичных издательств готовы удовлетворить требования самого взыскательного заказчика. Известные газеты и журналы выпускают здесь свои региональные приложения. При этом качество печати улучшилось во много раз, ведь технический прогресс не мог не затронуть такую востребованную отрасль, как полиграфия. Чтобы убедиться в этом, обратимся в Уфимскую типографию N1 - одно из крупнейших и старейших полиграфических предприятий республики.
Созданная в послевоенные годы, в декабре 1988 года типография N1 отметила свое второе рождение. Она не просто сменила адрес, переехав из неблагоустроенного здания барачного типа в новый административно-производственный корпус по улице Буревестника, 14, но и практически первой в республике перешла на офсетный способ печати. Долгое время эта типография была одной из самых технически оснащенных, передовых. В лучшие времена с ней сотрудничали до 30 газет, основную часть которых составляли районные, ведомственные, а также специализированные издания. Теперь конкуренция на полиграфическом рынке усилилась.
Уфимская типография N 1 остается государственным унитарным предприятием, и процесс модернизации в ней происходит в рамках Программы социально-экономического развития РБ. Те, кто давно не был в этой типографии, может ее просто не узнать. Нет, стены остались прежними, а вот начинка, то есть станки и оборудование, - из века нынешнего. Но сначала вспомним, как все начиналось.
НЕ ПРОСТО ДАВАЛСЯ ПРОГРЕСС...
С типографией N1 я была связана целых 15 лет: пришла туда, когда еще работала в многотиражной газете строительного треста N21. Тогда типография располагалась в старом здании на улице Кустанайской, рядом с железной дорогой. Когда проходили составы, все оборудование дребезжало, а пол, казалось, ходил ходуном. В распутицу кругом была непролазная грязь, но в типографии всегда было чисто и как-то по-домашнему уютно. Дружелюбно встречал старый пес, скромно ожидая угощения, а в корректорской лежали свежие оттиски газетных полос. Набирали текст линотипистки на громоздких допотопных линотипах, отливая из металла каждую строчку, потом размещали в гранки, которые забирала верстальщица. Это называлось "высокой печатью". Особая морока была с фотографиями. Клише заказывали в Доме печати, причем делать это надо было заранее. О какой оперативности можно тут говорить! Однако не это было главной трудностью. Долгое время клише набивались на деревянные плашки. Бывало, что их прибивали неаккуратно, и при печати угадывались шляпки гвоздей. Потом, через много лет, сами газетчики стали наклеивать клише на клейкую ленту, и это уже был прогресс.
На выпуск газеты отводился целый день: процесс этот был небыстрый. В "типографский день" в корректорской сидели всей редакцией: читали полосы (опечаток, как правило, было немало, отдельные энтузиасты даже заводили тетрадь для записи "перлов"), помогали верстальщице, ждали, когда газету подпишет представитель Главлита (только в годы перестройки была отменена цезура). Словом, скучать не приходилось. И как не береглись работники редакций, от въедливой типографской краски все руки, а иногда и рукава одежды были черными. Представьте, каково было работникам типографии, которые с этой краской и тяжелыми гранками возились дни напролет.
А сколько было всевозможных казусов! То при правке строчка встанет не туда, то буковка из заголовка вылетит... Однажды готовую к печати газету (две полосы) смахнул на пол по неосторожности мой коллега. Дело было к вечеру, а утром газета должна быть отпечатана. Как быть? Времена были партийные, скидки на ЧП не принимались. Я бросилась разбирать груду металла, правда, на помощь пришли свободные от дел типографские работники. За пару часов мы восстановили гранки, потом пришлось переверстывать полосы, заново набирать заголовки... Но в положенный срок газета вышла!
Теперь "высокая печать" ушла в историю. На смену ей пришли высокие технологии. Первые год-два после переезда на новое место в типографии N1 работали по старинке. Потом перешли на компьютерный набор, однако технические новшества осваивали постепенно. Сначала весь набранный текст методом фотонабора выводился на пленку шириной в газетную колонку, затем разрезался на части в соответствии с макетом и наклеивался на основу. Труднее всего приходилось при правке: строчку с ошибкой нужно было аккуратно вырезать и заменить новой. Нередко исправленная строка терялась, отклеивалась, попадала не туда. Ответственный секретарь часами стоял у монтажного стола, порою проявляя чудеса изобретательности.
На первых порах при компьютерной верстке много сложностей было с фото: сперва делался негатив, потом позитив, иногда он выходил не того размера и не влезал в отведенное место. Со временем и этот процесс отладили, работать стало проще.
Работая в районной газете "Трибуна", я на себе испытала все прелести технического прогресса. Первый компьютер в редакции появился только в 1999 году, а до этого все материалы печатались на машинке. В последние годы стали приносить в типографию уже дискеты. И в день верстки нас с утра ждали распечатанные полосы - только вычитывай! Но, к сожалению, очень часто подводила старая печатная машина, и газета получалась либо блеклой, либо слишком темной, при этом особенно страдало качество снимков. Так что спокойной работу газетчика не назовешь...
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
Полноцветные обложки, яркие рекламные буклеты, разнообразная печатная продукция в цвете - это сегодняшний день типографии N1. И все это стало возможным благодаря новому оборудованию, которое появилось совсем недавно.
Директор типографии Ринат Мансуров организовал для меня экскурсию по предприятию, попутно объясняя, какие функции выполняет та или иная машина. Ведь почти за четыре года, что я здесь не была, изменения произошли немалые. Вот новая печатная машина "Доминант-725", позволившая предложить заказчику цветную печать. Вот комплекс допечатной подготовки "СТР" ("Computer to plate"). С его помощью изображение с компьютера сразу переносится на печатную форму. По словам Рината Шагитовича, такое оборудование есть пока только в издательстве "Башкортостан". Оно резко сократило срок подготовки изданий к печати, улучшило качество даже черно-белых газет. Теперь заказчики могут присылать готовые полосы по электронной почте или по опто-волоконной связи, что предпочтительней, и не тратить время на дорогу (есть у типографии существенный "недостаток": находится она на окраине города, вдали от основных дорог). Приезжать надо только за готовой продукцией. Разве в 90-ые годы мы могли об этом мечтать?!
Появились в типографии две термоклеевые установки, обеспечивающие качественный переплет-"склейку", и новая резальная машина "Вега-92". Неудивительно, что все эти новшества положительным образом отразились на экономических показателях предприятия: в первом квартале нынешнего года объем выпущенной продукции увеличился примерно в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Ставка делается на выпуск рекламно-информационных изданий журнального типа, у которых обложка цветная, а страницы обычные, черно-белые (это специализированные издания "Стройка", "Бюллетень недвижимости", "Продуктовый рынок" и другие). Газет сейчас печатается немного, среди них - "Уфимские нивы", "Строитель", "Высота".
В коллективе в настоящее время насчитывается 35 человек, многие из которых работают в типографии N1 по 20-30 лет. Это переплетчик Тамара Конышева, заведующая складом Анна Климина, диспетчер Зоя Архипова, заместитель директора Надежда Мануйлова, оператор ризографа Ольга Михеева, бухгалтер Людмила Галанова и другие. Появляются также новые рабочие места и специальности, например, обслуживающий персонал комплекса "СТР".
В здании типографии поэтапно ведется ремонт, закупается современная мебель для операторов, происходит замена компьютеров. Если потребуется, можно задействовать резервы для расширения производства. Несмотря ни на что, Уфимская типография N1 во многом остается первой, стараясь не останавливаться на достигнутом. Свою продукцию печатники готовятся показать на XI Международной специализированной выставке "Полиграфия. Мир прессы. Реклама-2006".
По информации ИА "Башинформ"