Печать этикеток и упаковки цифровым способом: первый опыт в России

  14/03/2006 00:00

Печать этикеток и упаковки цифровым способом — о такой возможности эксперты-полиграфисты стали задумываться сразу после выставки drupa 95, где были показаны первые «настоящие» цифровые печатные машины. Уже тогда, 10 лет назад, была заметна тенденция к сокращению тиражей упаковки и этикеток, и разработчики технологий сделали ставку на «цифру». С тех пор было создано несколько различных приложений для печати средних, малых и сверхмалых тиражей этикеток и упаковки, для персонализации этой продукции. Струйная печать, порошковая электрография, печать электропроводными жидкими красками — далеко не полный перечень цифровых технологий, которые используются все шире и шире.

Кому и зачем нужна «цифра»?

Упаковочно-этикеточное производство почувствовало тенденцию к снижению объемов заказов гораздо позже традиционной полиграфии, поэтому и цифровая печать стала распространяться вэтом секторе только спустя 5–7 лет. Тем не менее, в странах Европы, где снижение тиражности заметнее, чем в других регионах мира, и где оно уже нанесло некоторый ущерб производствам, ориентированным на высокотиражную этикетку, цифровая печать распространяется наиболее быстрыми темпами. Необходимо заметить, что за рубежом цифровая печать обычно применяется как дополнение к флексографии, высокой, офсетной или другим основным способам, выгодным при высоких тиражах. Обычно цифровую печатную машину приобретают те предприятия, которые не хотят отказываться от мелких и единичных нерентабельных заказов, но должны разгрузить от них основное оборудование. Но не всякая «цифра» подходит для печати этикеток и упаковки. Здесь преобладают такие сложные для цифровой печати материалы, как полимерные пленки, многослойные материалы, в том числе самоклеящиеся, металлизированные пленки и бумаги. Повсеместно используются кроющие белила, флуоресцентные краски, смесевые цвета из каталога Pantone.

Отпечатанную этикетку нужно подвергнуть сложной отделке, которая выполняется, как правило, на рулонных материалах. Все это исключает использование большинства широко распространенных тонерных систем цифровой печати.

Для нужд этикеточно-упаковочного производства сегодня существует практически единственная специализированная технология — рулонный цифровой офсет от HP Indigo. Кроме возможности печатать с рулона на рулон на вышеперечисленных материалах всеми необходимыми красками, эта технология дает такие ценные и порой незаменимые возможности, как печать цветопробы на тиражном материале, изготовление образцов, идентичных тиражным, персонализация как текстовой части, так и изображений, и многое другое из арсенала цифровых технологий. Зарубежный опыт говорит о том, что «цифру» используют преимущественно для производства малотиражной этикетки, для опытных тиражей при проведении маркетинговых исследований — как дизайн и исполнение этикетки влияют на покупательский спрос, а также для так называемых событийных заказов — к юбилеям, праздникам и т. п. Специально для этих целей конструкторы фирмы HP Indigo создали рулонную цифровую машину — ws2000. Она может печатать на бумажных и пленочных рулонных материалах, как одно-, так и многослойных. Диапазон толщин — от 12 до 350 мкм — позволяет печатать как на тонких бесподложных пленках (ПЭ, ПП, ПЭТ и др.), так и на достаточно толстых картонах.

Затем последовала более производительная и совершенная модель — ws4050. По данным производителя, в мире работает около 300 таких машин. На выставке Labelexpo 2005 в Брюсселе демонстрировалась модель ws4050, а на предстоящей в апреле выставке IPEX будет показано законченное решение для производства этикеток — узкорулонная цифровая машина плюс устройство Omega Digicon HS, которое осуществляет лазерную высечку и другие отделочные операции, и системауправления рабочим процессом Digital Laser Workflow.

Теперь и в Москве

Наш журнал неоднократно писал об опыте применения цифровой печати в производстве этикеток и упаковки за рубежом (см. «Флексо Плюс» № 3-2004, №№ 1 и 5-2003, № 5-2001). К сожалению, ничего подобного до сих пор у нас не было. И вот сейчас мы имеем возможность рассказать о первом таком опыте в России — о московской типографии «Цифровая этикетка».

Как нам рассказал ее руководитель и совладелец Дмитрий Лубенец, впервые он увидел цифровую машину для печати этикеток на выставке Emballage в Париже, куда приехал для того, чтобы получить информацию о направлениях развития этикеточного производства за рубежом и для принятия решения о создании собственного бизнеса. Предыдущий опыт работы в рыбной промышленности дал Д.Лубенцу и его партнерам существенный объем знаний о российском рынке этикеток и его потребностях. Задумывая новое предприятие, партнеры видели нестандартные и не занятые еще ниши. Таким образом, был сделан выбор в пользу цифровой печати, а реализовать его помогли специалисты компании «Нисса», официального поставщика HP Indigo. «Правда, — рассказывает Дмитрий, — пришлось приобрести не самую последнюю модель — не позволил бюджет, но и рулонная ws2000 оправдала все надежды». Кстати, объем капиталовложений в создание цифровой типографии составил около 500 тыс. долл.

Новые ниши рынка

Если за рубежом цифровая печать уже сформировала свои рыночные ниши, то у нас они только зарождаются. Кроме очевидных — малотиражной этикетки и упаковки — «Цифровая этикетка» печатает наклейки с переводом текста для импортных товаров (теперь и к этой обычно черно-белой продукции крайне низкого качества требования повышаются!). «Цифровая этикетка» печатает их красочными, стилизованными под оригинал. Интересный вид продукции — пакетики и ярлыки для чая, порционная упаковка для кофе, сахара, соли, перца, влажных салфеток, мелкие коробочки для мыла и т. д. — все, чем снабжают своих клиентов гостиницы и отели, рестораны и кафе, транспортные и авиакомпании. Эти заказы можно назвать постоянными, и часто они довольно значительны по тиражу. А вот пример специфически российского типа заказов: «Перед Новым годом на нас просто шквал обрушился — каждый день приходили новые клиенты, и все они хотели заказать наклейки на шампанское или другие новогодние товары. И мы с удовольствием выполняли срочные заказы в несколько сотен этикеток и кольереток на бутылки, наклейки на подарочные пакеты и т. д. Подобную продукцию часто заказывают для юбилеев, конференций и других торжественных событий. Очень часто это достаточно сложные по дизайну вещи, с которыми вряд ли оперативно справится другой способ печати».

«Тон в тон» и тиссью

Весьма интересным представляется и такое свойство цифровой печати, как возможность печатать на одной машине и этикетку, и гибкую упаковку, и картонные коробки, получая совершенно идентичные по цвету изображения и логотипы. Это особенно востребовано небольшими парфюмерно-косметическими предприятиями, фармацевтическими компаниями —для их продукции важно, чтобы цветовая гамма была точно соблюдена и на наружной, и на внутренней упаковке.

Еще один вид продукции, который традиционно является весьма сложным для узкорулонщиков, — печать салфеток и подобной продукции из тиссью. Если для печати такой продукции флексографским способом требуется особое оборудование, особые краски и специфический технологический процесс, то цифровая машина, по словам специалистов, справляется с тиссью без дополнительной настройки. На прошедшей выставке «ПолиграфИнтер» мы могли наблюдать на стенде группы «Нисса» процесс печати красивых салфеток на машине ws4050. В «Цифровой этикетке» производят аналогичную продукцию — сложной формы запечатанные салфетки под чашки из крепированной бумаги. Спрос на них — в кафе, ресторанах, отелях, крупных офисах.

Среди других видов продукции, которые нам показали в типографии, — гибкая упаковка для конфет и конфетный этикет, двусторонние наклейки на стекло автомобилей, окон, дверей, офисных перегородок и т. д. (в этом случае требуется особый технологический процесс). Есть и просто «приколы» вроде шутливых номерных знаков для автомобилей — кстати, весьма популярные.

Защищенные виды продукции

Этикетки «с защитой» пользуются все большим спросом: кто же не хочет застраховаться от подделок и контрафакта. «Цифровая этикетка» предлагает печать микротекста, высококачественное воспроизведение тонких штрихов, гильоширных элементов и пр. Кроме того, высокое качество печати с практически идеальным совмещением красок (мы видели воспроизведение растровой картинки «точка в точку») само по себе является хорошей защитой от подделки.

Качество печати

Известно, что цифровая печать по способу Electroink, иначе называемая цифровым офсетом, дает качество, аналогичное высококачественному офсету. А как обстоят дела с особенностями печати этикеток и упаковки? Ведь эти виды продукции обычно требуют применения особых красок — «пантонов», белил, праймеров. Д. Лубенец рассказывает, что практически любой «пантон» на цифровой машине прекрасно воспроизводится обычным CMYK — благодаря офсетному качеству, а для печати по прозрачным пленкам есть специальная секция для нанесения кроющих белил. При необходимости можно печатать и предварительно смешанными красками, чтобы попасть в какой-нибудь сложный «пантон». «Цифровая печать по обычным пленочным материалам требует их предварительной обработки, — говорит Дмитрий. — Для этой цели мы приобрели простейшую флексографскую установку, на которой на рулонный материал наносим праймер. Благодаря этому можем печатать практически на любой пленке, а не только на достаточно дорогих материалах, специально предназначенных для цифровой печати».

Быстрота — за счет чего?

Один из главных козырей «цифры» — оперативность выполнения заказов. На наш вопрос о сроках ихпрохождения Дмитрий ответил, что они очень разные — от одного часа (и даже меньше!) до нескольких дней (в случае необходимости в высечке с заказом штампа). «Обычно за готовым заказом приходят на следующий день или через день: нам не надо выполнять специальную обработку изображений, как для флексографии и глубокой печати. Иногда вся допечатная подготовка состоит в простой передаче файлов заказчика в цифровую машину. Но чаще всего требуется небольшая доработка плюс размещение в поле печати. Программное обеспечение машины автоматически выполняет требуемую коррекцию. Переналадка на тираж состоит только в замене материала». Хотя скорость печати на «цифре» невысокая, в производстве малотиражной продукции этот фактор не имеет решающего значения: процесс печати нескольких сот метров материала занимает немного времени. Важнее то, что не требуется сушки и вылеживания готовой продукции, как во флексографии и глубокой печати, поскольку краски Electroink почти мгновенно закрепляются на поверхности материала и не содержат ни воды, ни растворителей. Не требуется смывок, поскольку вся краска переносится с офсетного цилиндра на запечатываемый материал. Вышедшие из машины оттиски сразу готовы к дальнейшей обработке. Краски сертифицированы в России для печати этикетки и упаковки принепрямом контакте с пищевыми продуктами, сообщил А. Горлов, директор по развитию (цифровые технологии печати) «Нисса Центрум».

Как выполняется отделка?

Понятно, что этикетку и упаковку нужно не только отпечатать, но и отделать — тиснить, лакировать, высечь и удалить облой. В «Цифровой этикетке» для тиснения и высечкиприобрели недорогую машину китайского производства. Правда, как рассказывает Дмитрий, почти полгода пришлось ее «доводить»: были претензии и к точности изготовления деталей, и к качеству металла. Но теперь работает как часы. Штампы «Цифровая этикетка» заказывает в «Растр-технологии», а для совсем малых тиражей применяет вырезание на плоттере. Есть, правда, специфика и в этом процессе: далеко не любой дизайн легко вырезать, неизбежны отходы, поэтому требуется несколько увеличивать тираж.ПерспективыД. Лубенец считает, что у «Цифровой этикетки» они самые радужные. Конечно, придется упорно работать, осваивая новые рынки и привлекая новые категории заказчиков. Например, одним из самых перспективных клиентов здесь считают рекламные агентства: они могут предложить заказчикам и пробные тиражи для маркетинговых исследований, и полный комплекс печатных работ. Уже сейчас в типографии достигнут хороший уровень рентабельности. Как и любого «цифровика», Д. Лубенца и его коллег волнует цена на расходные материалы. Но и здесь в недалеком будущем ожидаются позитивные перемены: с ростом объемов производства красок Electroink их стоимость будет снижаться. Такую тенденцию уверенно демонстрирует НР.

На наш вопрос о том, какое приобретение для типографии будет следующим (мы наивно пола-гали, что будет названа одна из известных марок флексографских машин), Дмитрий ответил: «HP Indigo ws4050, конечно!»

Журнал "Флексо Плюс"
По материлам Unipack.ru

258
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru