Несостоявшиеся дизайнеры находят себя у печатных машин
По оценкам экспертов, объём рынка цифровой полиграфии в Петербурге составляет около $10 млн. в год.
Основными игроками на петербургском рынке на данный момент остаются «Цифра», Adgital, МФИН («Фабрика цвета»), «Капли дождя» и «Принтисса».
По словам специалистов, «сейчас цифровой полиграфией не занимается только ленивый», так называемые цифровые типографии растут, как на дрожжах.
«Бывает так, что люди ставят у себя чёрно-белый копир и вешают табличку «Ксерокс», потом прикупают какой-нибудь недорогой цветной принтер и гордо именуют себя цифровой типографией. С другой стороны, большинство офсетчиков купили цифровые машины, иногда весьма серьезные. Есть ещё третий случай, вроде нас, когда фирма, продающая цифровую технику, начинает заниматься полиграфией», - говорит Ильяс Абдрахимов, руководитель «САН Принт».
Однако, несмотря на столь бурное развитие цифровой полиграфии, зачастую типографиям приходится сталкиваться с отсутствием профессиональных кадров - операторов цифровых печатных машин. А профессионалов, способных качественно работать на больших ЦПМ, в городе, по словам участников рынка, вообще человек тридцать.
Операторов ЦПМ, по сути, ни в одном вузе Петербурга не готовят.
«У нас есть выпускники Северо-Западного института печати. Они, конечно, осваиваются быстрее, хотя в области знания компьютера и программ сильно в лучшую сторону не выделяются. Что-то в головах, конечно, застревает, но фундаментальные полиграфические знания у них часто по принципу - сдал и забыл», - говорит Ильяс Абдрахимов.
Поэтому, как правило, типографии решают проблему кадров двумя путями – либо перекупают уже готовых специалистов у своих же конкурентов, либо готовят людей у себя, хотя в этом случае всё же в типографии уже должен быть человек, способный выполнить роль наставника для начинающих.
«Офсетчики для работы на ЦПМ не подходят, хотя бывают и исключения. В основном на цифровые машины переходят те, кто занимался вёрсткой или дизайном», - говорит Александра Кузнецова, начальник цифрового направления типографии «Капли дождя».
«Сейчас все хорошие операторы – это, в принципе, неудавшиеся дизайнеры, те, которые поняли, что не могут создавать креативные вещи. Ведь чаще всего даже начинающий дизайнер уже умеет работать во многих графических пакетах, и остается его только обучить работе на ЦПМ», - комментирует участник рынка, пожелавший не называть своего имени.
Учатся операторы ЦПМ друг у друга уже в процессе работы. Кроме того, компании- производители оборудования - такие, как XEROX или CANON организуют у себя специальные курсы, видимо, с оглядкой на гарантийное обслуживание печатной машины.
Прецеденты, когда компании идут по пути перекупки сотрудников, - далеко не редкость. Так было, например, при появлении типографии «Цифра», когда Adgital потерял около 30% своих сотрудников.
Однако, как утверждают специалисты, сейчас в типографиях все больше склоняются ко второму пути, потому что «перекупленные» сотрудники обходятся дороже и менее лояльны к компании, поэтому всегда есть опасение, что если человек перешёл один раз, то может уйти и во второй.
По материалам http://www.adlife.spb.ru/