Лицензирование полиграфических услуг в Казахстане - комментирует настоящий коммунист Ерасыл Абылкасымов
В начале беседы Ерасыл Абылкасымов попросил не называть его “господином”, а исключительно - “товарищем”. Кроме ответа на прямо поставленный вопрос, он рассказал еще много другого, весьма интересного…
— Летом обсуждался вопрос по поводу внесения поправок в Закон “О СМИ”, тогда парламент отклонил лицензирование деятельности по оказанию полиграфических или типографских услуг. Теперь опубликован проект Закона “Об издательской деятельности”, в котором вновь в статье 10 предлагается ввести лицензирование.
— Это естественное дело…
— Но ведь летом это отклонили, тогда против выступил ряд общественных организаций, а также группа депутатов, в числе которых были Сергей Киселев, Дарья Клебанова, Дарига Назарбаева….
— Честно скажу, для меня Киселев, Клебанова не авторитет. С Даригой Назарбаевой я еще могу считаться, а те для меня - абсолютно не авторитет…
— Извините, еще раз, хотелось бы вас предупредить, что комментарии пишутся на диктофон…
— Пожалуйста, пожалуйста. Еще раз могу повторить — Дарья Клебанова и Киселев для меня не авторитет. Дарига Назарбаева — другой вопрос, потому что она возглавляет конгресс Союза журналистов Казахстана, она специалист в этом деле, она многие годы возглавляла “Хабар” и так далее. С ее мнением я могу считаться. Но! Я должен исходить не из точки зрения журналистов, а я должен исходить из точки зрения людей, которые читают эту прессу или смотрят это телевидение, вот с какой стороны я должен исходить — как зритель. А они ведь рассуждают, с какой точки зрения?! Они защищают свое! Например, Дарья Клебанова защищает свой “Рахат” — она владеет 40%, а Киселев, как от партии “Асар” — он не журналист, а юрист.
По некоторым вопросам на стороне журналистов, конечно, можно стоять, но есть вопросы, по которым нельзя стоять. Я, например, журналистов поддерживаю по вопросу в отношении свободы слова, журналист может проводить какие-то собственные расследования, журналист может анализировать ситуацию от своего имени, но другой вопрос — он должен нести ответственность за свои слова. Огульно все что угодно нельзя говорить. Поэтому-то я и судился с этим Бигельды Габдуллиным и отсудил у него 5 миллионов тенге! Правда, он до сих пор не занес, но сейчас я его преследую, чтобы отобрать 5 миллионов. А знаете почему?! Он написал, например, статью “Ерасыл Абылкасымов — человек-проект”, а внутри всякую белиберду написал. Более того, он мне сказал там — в суде, что якобы эта информация об Абылкасымове взята из различных источников: интернета, как раз вот с “Навигатора”, сейчас “Зона” ваша; еще из каких-то источников — из газеты “Литер”, то-то и то-то. А я ему сказал очень просто: “Извините, слухи-сплетни собирать не надо! Я вам давал интервью — вашей газете?! Я на какие-то вопросы отвечал?! Нет! А собирать сплетни, где и что написано зачем?”. Я ему говорил, что буду судиться. И, в конечном итоге, как вы поняли, я высудил.
В этой связи могу сказать, что я буду защищать журналистов, чтобы они свободно могли говорить на любые темы, но чтобы они отвечали за свои слова! А огульно охаивать любого человека и потом не отвечать за это — такого не должно быть!
Второй момент касается газет. Так как мы являемся государством, идем к демократии и так далее. Но демократия — это не вседозволенность, значит, должны соблюдаться какие-то нормы и правила. А нормы и правила изложены у нас в Конституции, во всяких законах и подзаконных актах. Если Ертысбаев на основании какого-то конституционного закона издал нормативный документ о деятельности СМИ в нашем государстве, то средства массовой информации обязаны это соблюдать. То есть, одним словом, в некоторых вопросах я на стороне журналистов, в некоторых вопросах — против.
В отношении лицензирования и получения разрешения на средства массовой информации, то (раз существует Закон, изданный Министерством информации и Ертысбаевым), что нужно регистрировать, что нужны другие учредительные документы — это Закон! И будьте любезны, исполняйте!
— Да, но тут речь идет о деятельности по оказанию полиграфических, то есть типографских услуг. И вот, скажем, Сейтказы Матаев, Тамара Калеева считают, что принятие этой статьи в Законе “Об издательской деятельности” может привести к…
— Значит, чтобы вы знали — я против Тамары Калеевой, потому что она работает в международной организации, за которой стоят Запад и прочие службы! Поэтому я против! поэтому Калеева пусть не диктует в Казахстане свои законы, которые есть уже в развитых демократических государствах — нам до демократии еще много шагов шагать. Понимаете?! Поэтому я с ней не согласен.
Но в отношении полиграфических услуг, то я это дело наблюдал, будучи кандидатом в президенты. Если в каких-то частных, не зарегистрированных типографиях, начинают печатать различные листовки, различные газеты и начинают кандидата в президенты или в депутаты “мочить” по-черному, то, извините, а кто будет отвечать?! Поэтому, я считаю, вот эта издательская деятельность тоже должна подвергаться лицензированию. Более того, могу вам сказать вот такую вещь: в кыргызской “тюльпановой” революции в первый раз, значительную роль сыграли американские типографии — американцы открыли там типографию. И вот эти вот оппозиционеры, полностью “заправленные” против Акаева и власти, все бумаги и листовки печатали там! То есть, фактически, Запад вмешивался во внутренние дела кыргызского государства. А я, например, не хочу, чтобы были разные “оранжевые” и “цветные” революции — мы сами в нашем государстве должны определять, что будет.
Поэтому, вы помните Советский период времени, когда любой факс, любой принтер, любой печатный станок обязательно регистрировались, для пользования ими давалось специальное разрешение. Сейчас, я думаю, такого разрешения не нужно, но что это печатное устройство есть — это должно фиксироваться. А может быть, там будут печататься и распространяться листовки “Хизб-ут-Тахрир”?! И вам понравится, что будет распространяться, что всех, кроме мусульман, надо уничтожать?! Поэтому они обязательно должны регистрироваться. А если точка зрения у Дариги Назарбаевой в этом вопросе противоположная, то я готов выступить против нее.
— Бытует мнение, что подобная санкция вводится для того, чтобы в любой момент типографию могли лишить лицензии, если она будет печать неугодную прессу, скажем оппозиционную…
— Я считаю, что оппозиционные СМИ не должны издаваться за рубежом, а ведь был такой период, когда некоторые наши оппозиционные СМИ печатались в России или в Кыргызстане, а потом привозились сюда. Но я считаю, что запрета не должно быть такого — если средство массовой информации официально зарегистрировано, то нужно печатать. Другой вопрос, что уже учредитель (или журналист) должен отвечать за то, что он там написал.
Анна КАЛАШНИКОВА
По материалам http://zonakz.net/