4 февраля в Санкт-Петербурге прошло заседание клуба директоров цифровых типографий. В мероприятии приняло участие более 50 человек, среди которых были не только директора цифровых (и офсетных) типографий, но и представители компаний поставщиков оборудования и расходных материалов, представители учебных заведений, в которых готовят специалистов для полиграфической отрасли.
Первым выступил директор крупной цифровой типографии "4 цвета" - Анри Мелуа, он рассказал каким был 2019 год для цифровиков. По его словам, рынок цифровой печати в Санкт-Петербурге вырос на 10-15%. Присутствующие спросили какие конкретные сегменты цифровой печати сейчас в тренде, какое направление более прорывное. В ответ на это сперва Анри перечислил, что может являться отдельным сегментом (слоем) в цифровой печати (книги, этикетка, упаковка) и что точно таковым не является. Так, по его мнению, слоем не является любая печать белым: "Это хорошо для понтов, но так себе для бизнеса. Все заказчики, которые будут смотреть на ваш белый, будут хотеть белый как при шелкотрафаретной. Такого не будет в ближайшие три года". Также слоем (сегментом) не является "фольга", по которой у типографии "4 цвета" сильный убыток. Но благодаря "фольге" есть вау-эффект от рекламы, который превышает убыток. "Люди улыбаются, когда видят фольгу, глаза горят, но заказывают что-то другое, не её".
Что в тренде? "Низкие цены, но они хороши, когда весь процесс отработан, а отработанный процесс - это много миллионов рублей, вложенных только в сам процесс, не в оборудование". Хорошим трендом Анри считает этикетку, также отметил что в Санкт-Петербурге пока нет мощного цифрового этикеточного бизнеса. К трендам он отнес и упаковку.
О том, каким 2019 год был для офсетных типографий, рассказал Олег Федотов - директор типографии "Литас+". По его словам, типография перестала быть рекламной, теперь от 80 до 90% заказов - упаковка. Также "Литас+" отлично отработали "календарную программу": сделали порядка 30 000 календарей, 40% из которых были персональной сборки. В прошлом году типография обновила сайт, сделав его более удобным, после чего начали появляться заказчики упаковки из Архангельска, Мурманска и других городов.
На тему прибыли офсетных типографий высказался и новый директор "Любавич" - Дмитрий Степанов. По его словам, прибыль типографии в январе этого года на 20% больше, чем в январе прошлого. После такого заявления, Дмитрию посыпалось много вопросов: менял ли он менеджеров, поставил ли свою систему автоматизации (сейчас стоит Моноритм, однако, у группы компаний "Астер", директором которой является Дмитрий, есть свой штат программистов и собственная система), как часто он бывает дома в Перми и другие.
Следующий докладчик, Максим Румянцев, по совместительству бывший директор типографии "Любавич", прокомментировал рост январской прибыли типографии. Он в шутку отметил, что слышать, что его менеджеры показали новому директору такой рост по сравнению с прошлым январем, несколько обидно. Однако, он нашел вполне объяснимую причину такого явления, сообщив, что в первом полугодии 19-го года почти все бизнесы были в своеобразной "просадке".
В рамках дискуссии "Где взять кадры?" выступали представители учебных заведений Санкт-Петербурга: заместитель директора Высшей школы автоматизации и робототехники Политехнического университета профессор Ваганов Вячеслав Владимирович, руководитель типографии и старший преподаватель Академии управления городской средой и печати Сергей Чефранов и заместитель директора Академии Степанова Людмила Дмитриевна. Первый докладчик (Вячеслав Владимирович) сообщил о существенном сокращении бюджетных мест в Высшей школе. Также он отметил, что представители типографий из Санкт-Петербурга мало интересуются студентами, в отличие от своих московских коллег. Поэтому большинство выпускников уезжают на работу в Москву. Когда настало время для вопросов из зала, Анри Мелуа возразил, что уровень подготовки студентов низкий и, зачастую, дешевле и эффективней "вырастить" специалиста в типографии самостоятельно. Спорить на эту тему с ним никто не стал.
Сергей Чефранов рассказал об изменениях, которые произошли в Академии за последние несколько лет, а Людмила Дмитриевна - о возможных форматах взаимодействия типографий и учебных заведений. Стоит отметить, что тема подготовки кадров вызвала много вопросов у представителей типографий, было очевидно, что это "больное" место. Возможно, эту дискуссию продолжат в рамках весеннего полиграфического форума Print Park.