Дальневосточные леса пойдут на китайскую бумагу
Строительство собственных целлюлозно-бумажных предприятий на Дальнем Востоке и в Сибири позволяет китайским компаниям более надежно закрепиться в регионах, представляющих для КНР стратегический интерес.
Администрация Амурской области и китайская холдинговая компания «Квант» подписали протокол о намерениях, подразумевающий строительство в регионе китайского завода по производству целлюлозы. Об этом RBC daily сегодня сообщил заместитель губернатора Приамурья Александр Гордеев. По планам, этот завод должен производить до 300 тыс. тонн целлюлозы ежегодно, большая часть его продукции предназначена для продажи в КНР. После возведения завода Амурская область получит 1000 новых рабочих мест и новые налоговые поступления в бюджет. Однако возведение предприятия не начнется, пока китайские инвесторы не представят на рассмотрение российской стороны технико-экономические обоснования строительства и не докажут его экологическую безопасность. Кроме Амурской области в сферу интересов китайских компаний, занимающихся переработкой древесины, вошли Читинская и Томская области, Еврейская автономия, а также Хабаровский край. По мнению части экспертов, китайцы вынуждены начать строительство в этих богатых лесами регионах целлюлозно-бумажных производств, продукция которых будет поставляться в Поднебесную, так как в последнее время объем поставок древесины из России в КНР значительно сократился. В то же время другие эксперты уверены, что открытие на территории Дальнего Востока и Сибири собственных заводов позволит китайским компаниям закрепиться в стратегически важных для Китая регионах.
Китайская холдинговая компания «Квант» собирается построить в Приамурье завод по производству целлюлозы. Как сообщил сегодня RBC daily заместитель губернатора Амурской области Александр Гордеев, между администрацией региона и представителями китайской стороны был подписан соответствующий протокол о намерениях. По словам директора компании «Квант» Лоу Тайшаня, на реализацию проекта китайские инвесторы собираются потратить 3 млрд юаней (или 10,6 млрд руб.). Предполагается, что предприятие построят в поселке Февральск Селемжинского района на площади 200 га. По предварительным данным специалистов из Поднебесной, оно будет рассчитано на выпуск 300 тыс. тонн целлюлозы в год. Большую часть продукции, произведенной в Приамурье, китайцы собираются экспортировать в КНР.
По подсчетам китайских специалистов, ежегодная потребность нового целлюлозного завода в сырье составит порядка 1,79 тыс. тонн древесины. Всего Амурская область заготавливает чуть более 2 млн кубометров древесины в год. По мнению генерального директора Зейского лесоперевалочного комбината Николая Бобрышева, при рассчитанных китайцами потребностях в сырье на производство целлюлозы должна пойти чуть ли не вся древесина, заготавливающаяся в регионе. Это нереально. Поэтому Николай Бобрышев предложил пустить на нужды целлюлозного завода только то сырье, которое не имеет большого спроса. Исходя из этих соображений, под строительство завода выбрали Селемжинский район. Дело в том, что примерно 75% лесного фонда этого района составляет лиственница, древесина которой не идет на экспорт, но при этом подходит для переработки на будущем предприятии.
Когда именно начнется реализация проекта – неизвестно, сказал RBC daily Александр Гордеев. «Китайская сторона до сих пор не представила нам на изучение технико-экономические обоснования строительства. Когда это произойдет, тогда и будем говорить о каких-то сроках», – пояснил заместитель губернатора. При этом он заострил внимание на том, что, если представленный китайцами проект возведения целлюлозного завода не пройдет экологической экспертизы, ни о каком строительстве не может быть и речи, даже если в него уже будут вложены какие-то деньги. «Специалисты компании «Квант», конечно, обещают, что при выходе с завода вода будет такой чистой, что в ней можно будет рыбу разводить. Но пока мы сами не убедимся в том, что все экологические нормы на предприятии будут выполнены, окончательного разрешения на строительство мы не дадим», – заявил Александр Гордеев. В то же время чиновник не отрицает, что Амурской области выгодно, если китайская компания построит на ее территории целлюлозный завод. «Это дополнительные рабочие места и дополнительные налоговые отчисления в бюджет», – продолжил заместитель губернатора. По предварительным данным, хозяева будущего предприятия готовы трудоустроить порядка 1000 жителей Приамурья.
Амурская область – далеко не единственный богатый лесами регион российского Дальнего Востока и Сибири, где китайские инвесторы собираются открыть собственные целлюлозно-бумажные заводы. Та же холдинговая компания «Квант», как признался ее гендиректор Лоу Тайшань, планирует построить лесоперерабатывающее предприятие в Хабаровском крае. По его словам, договор о сотрудничестве с хабаровской администрацией уже подписан. Мощности предполагаемого завода позволят выпускать до 300 тыс. тонн бумаги в год. В то же время в Могочинском районе Читинской области уже ведется строительство Амазарского завода по производству небеленой целлюлозы (в дальнейшем она используется для выработки упаковочных видов бумаги, картона). По проекту, его мощность должна составить 400 тыс. тонн продукции в год. Инвесторами строительства выступают компания «Чжэньжун», международная холдинговая компания по производству бумаги «Сыда» и компания по международному технико-экономическому сотрудничеству «Хуачен». Китайцы готовы вложить в реализацию проекта до 600 млн долл. Предполагается, что уже через три года это предприятие выпустит первую продукцию. Основным рынком сбыта для него должна стать Поднебесная. Кроме вышеперечисленных регионов, в сферу интересов китайских компаний, занимающихся переработкой древесины, попали Томская область и Еврейская автономная область. С их администрациями власти Китая подписали меморандумы о сотрудничестве в освоении лесных ресурсов.
По словам Александра Гордеева, в настоящее время китайские компании вынуждены строить лесоперерабатывающие предприятия на территории России, вместо того чтобы вывозить (как они привыкли) необработанную древесину в КНР. Известно, что в самой Поднебесной рубка лесов для последующей переработки древесины запрещена. До сих пор сырье в чистом виде страна закупала или воровала в российских регионах, граничащих с КНР (по данным Министерства природных ресурсов РФ, объем незаконных вырубок на Дальнем Востоке составляет не меньше 40% от общего объема легальных вырубок). Однако в последнее время ситуация изменилась. «Мы ежегодно сокращаем объемы экспорта леса-кругляка в Китай, так как это невыгодно, – пояснил он RBC daily. – Сравните сами цену одного кубометра древесины и одной тонны бумаги. И поймете, что это, как говорят в Одессе, две большие разницы». С амурским чиновником согласен руководитель Российско-Китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. «Россия в последнее время старается уйти от прямых поставок леса-кругляка в Китай, как это делалось еще не так давно, – пояснил он RBC daily. – Власти наконец-то пришли к выводу, что нашей стране выгоднее, чтобы китайские компании занимались переработкой древесины на нашей территории, чтобы здесь создавались рабочие места и здесь оставались налоги». Еще один немаловажный аспект, по мнению Сергея Санакоева, состоит в том, что, «сокращая экспорт древесины в КНР и развивая ее переработку на месте, Дальний Восток и Сибирь постепенно отходят от имиджа сырьевого придатка Китая». Соответственно, изменяется и отношение китайских компаний к ведению бизнеса в России.
С другой стороны, сотрудник центра «Открытая экономика» Петр Козьма, сферу интересов которого составляет российско-китайское экономическое сотрудничество, уверен, что строительство собственных заводов по переработке древесины на российской территории позволяет Китаю более надежно закрепиться в Сибири и на Дальнем Востоке, к чему он постоянно стремится. «Это более изощренная и более продуманная тактика, чем простой вывоз сырья в Китай, хотя и более затратная», – пояснил эксперт RBC daily. По его мнению, строительство заводов на российской территории выбивает козыри из рук противников «китайской экспансии». Китайцев уже не получится обвинить в том, что они «разворовывают лесные богатства России», так как они вкладывают деньги в новые производства, где работают российские рабочие, таким образом, благодаря Китаю в дальневосточных и сибирских регионах создается социальная стабильность. Опять же, налоги с этих производств идут в российскую казну. «В этом случае российским властям становится более проблематично ограничивать присутствие китайских компаний на Дальнем Востоке и в Сибири, – продолжил г-н Козьма. – Одно дело – выгонять из страны бесправных китайских лесорубов, против которых и так настроены местные жители, другое – закрывать заводы, оставляя на улице квалифицированных рабочих. В последнем случае неизбежен социальный взрыв».
Ирина МАНДРИК, отдел компаний
Источник: RBC daily
По материалам ГИПП