Что будет с Российской ЦБП после ВТО?

  27/04/2012 00:00

Вступление России в ВТО рождает массу спорных вопросов, и эту тему в отрасли ЛПК и ЦБП обсуждают особенно яро. И дело не вовсе не в раскрывающихся перед отраслью новых перспективах развития и выхода на мировые рынки, а скорее, наоборот – в тяжелом испытании на конкурентоспособность и соответствие мировым стандартам.
Самое главное нововведение и наиболее ожидаемое – снижение пошлин на экспорт круглого леса в рамках квот, размер которых будет определяться ежегодно. Однако, такое действие будет применяться относительно не всех пород, так на необработанную березу квоты не вводятся, но устанавливаются пошлины, причем с некогда нулевой отметки. Крупные импортеры в Финляндии лоббируют за отмену ограничений на данный вид, так как ряд комбинатов технологически зависим от древесины данной породы.

Снижение, а то и вовсе отмена вывозных пошлин, казалось бы, должны спровоцировать к росту объемы лесозаготовок на экспорт, что и далее поддержит сырьевую направленность российского ЛПК. Однако, и здесь присутствует серьезный сдерживающий фактор, вторая обсуждаемая проблема – вступление в марте 2013 в силу регламента Евросоюза, запрещающего ввоз в страны ЕС древесины, легальность происхождения которой не будет подтверждена документально. На сегодняшний день еще нет четкой ясности, какие требования будут предъявляться к лесоэкспортерам.

Глава представительства Лесного попечительского совета по России и странам СНГ Андрей Птичников в своем интервью изданию «Российские лесные Вести» осветил основные моменты касательно нового регламента и его последствий: «Сейчас разрабатываются нормативные документы, которые будут опубликованы летом нынешнего года и окончательно должны прояснить требования Евросоюза. По сути, еврозаконодательство говорит о том, что тот трейдер, который первый ввозит продукцию на рынки Евросоюза, должен иметь систему «должной добросовестности» по отслеживанию происхождения ввозимых лесоматериалов. Первое требование – легальность. Причем до сих пор не точно определено, по каким законам будет определяться эта легальность – только по лесному законодательству, или  также и природоохранному, или еще по какому-нибудь. Второй вопрос заключается в том, что тот, кто ввозит лесную продукцию, обязан знать, из каких видов древесины она сделана. И, наконец, у экспортера должна быть информация, из какого конкретно региона она доставлена. Это три основных требования». По словам Андрея Птичникова все это может стать предпосылками к созданию дополнительных контролирующих структур, специальные инспекции, сформированные в европейских странах. Особенно спорный вопрос возникает при требовании к трейдеру, кто возит лесную продукцию, знать из каких видов древесины она сделана: «Но самая сложная задача – это оценить «чистоту» производства бумаги. В прошлом году  FSC провело любопытный эксперимент и попыталось отследить, из какого сырья произведены блокноты крупной американской компании Wal-Mart. Нам удалось выяснить поразительные вещи. Оказалось, что основой сырья для производства бумаги служит российская древесина, которая заготовлена в Сибири и переправлена в Китай. Из Китая российская древесина уже в виде целлюлозы перемещается в Америку через сложную цепочку стран-посредников. Это могут быть страны Южной Америки, Европы, Вьетнам. Потом эти потоки объединяются еще в какой-нибудь «нейтральной» стране, и, в результате, получаются блокноты американской компании Wal-Mart. Главная сложность заключается в том, что пути движения целлюлозы имеют столь запутанный географический маршрут, что отследить реальное происхождение бумажного блокнота можно только при наличии мощной системы электронного учета». Значит, требуется сертификация всей цепочки поставок, что возможно при полном переходе на электронный документооборот, что позволит отслеживать движение древесины в реальном времени. Так Евросоюз уже не сможет обеспечить выполнение собственного законодательства без уже работающих систем сертификации. По словам Птичникова от всевозможных рисков и проблем российские лесозаготовительные предприятия избавит обращение за консультацией и прохождение сертификации, или им следует забыть о западных рынках.

Так о донесении такого простого правила о сертификации и автоматической легализации древесины должно лежать на плечах государства. Возникает вполне уместный вопрос, почему бы государству и не заняться подтверждением правомерности осуществляемых лесозаготовок от лесосеки до входа на европейский рынок? Здесь ситуацию усложняет то, что Евросоюз не намерен принимать «на веру» документы о легальности со стороны органов государственного управления, которые, кстати, не уполномочены заставить лесозаготовщиков отследить цепочку продвижения его продукции дальше первого покупателя круглого леса.

Казалось бы, подобной сложности можно было бы избежать, ориентируясь на неевропейские рынки, но нет гарантии, что экспортируемая продукция, скажем через Китай, в виде переработанной целлюлозы не направится в страны ЕС, где потребуют документы о ее изначальном происхождении, вплоть до места вырубки леса. И вновь возвращаясь к вопросу о вступлении в ВТО, можно сказать, что за время действия заградительных пошлин, Китай, как основной рынок сбыта отечественной древесины, переориентировался на закупку сырья из других стран – Новой Зеландии, Австралии, Канады и США.

Другая сторона проблемы – это снижение ставок пошлин на ввозную готовую продукцию из древесины. Внутренний рынок подвергнется открытому вторжению поставщиков, и целлюлозно-бумажный сектор наравне с мебельным больше других окажутся под ударом. Ожидается ожесточенная конкуренция с зарубежными производителями. По некоторым видам продукции импортные пошлины к 2015 году упадут втрое, так на газетную бумагу в рулонах или листах пошлины будут снижены с 15% до 5%, на немелованную бумагу и картон – с 15% до 10-5%. В зону особого риска попадет тарный картон (сырье для гофроупаковки), - емкость внутреннего рынка страны при существующих объемах потребления и темпах его роста примерно на 25% ниже, чем объемы производства на действующих мощностях. Если раньше наши предприятия выигрывали ценовую борьбу за счет ввозных пошлин, то при снижении последних на внутренний рынок хлынет более дешевый и качественный макулатурный картон европейского происхождения. Отсюда следует переключение потребителей на дешевый импорт, что приведет к другой следственной цепочке. Предполагает начальник экспортного отдела Архангельского ЦБК Алексей Постников: « До 70% потребления транспортной упаковки из гофрокартона – это пищевая промышленность. Что произойдет с импортом, когда для него в широком смысле слова откроются рынки? Он будет поступать уже готовым – упакованным и расфасованным. Если импортный товар заметно потеснит отечественный, то пострадавшие фабрики, в свою очередь, снизят потребление сырья, материалов для упаковки». Значит, сырьевые заготовки на отечественных комбинатах так же снизятся в объемах.

Однако, подобная ситуация не меняет оптимистического настроя гигантов отечественной индустрии ЦБП, которые провели существенное переоборудование. Развиваясь без надежд на протекционизм со стороны правительства, эти предприятия чувствуют себя вполне уверенно и накануне вступления в ВТО. «Инвестлеспром» запустил на ЦБК «Кама» в ноябре прошлого года первую в России машину по изготовлению мелованной бумаги, а группа «Илим» завершает создание производства мелованной бумаги в Коряжме. Как считает директор по техническому развитию «Инвестлеспрома» Сергей Малков, заявленные проекты двух групп к 2015 году смогут практически полностью обеспечить рынок мелованной бумагой российского производства. Конечно, эти усилия нацелены на основной политический курс в отношении развития отрасли ЦБП – импортозамещение.

Пессимистично настроенные участники рынка склонны считать, что инвестиционный потенциал отрасли значительно снизится, хотя и на сегодняшний день он не удовлетворяет потребности в модернизации. С другой стороны, именно благодаря вступлению в ВТО открываются новые перспективы, крайне положительно привлекательные для отрасли! Уменьшение пошлин на импортное технологическое оборудование, химикаты, материалы, изнашиваемые части может увеличить ввоз этой самой модернизации из-за рубежа. А значит увеличиваются шансы привлечь инвестиции не только в сферу лесо- и сырье заготовок, но и производства готовой продукции. И если раньше Россия рассматривалась как основной экспортер сырья, то при грамотном использовании благ, получаемых от вступления в ВТО, можно укрепить весь цикл производства и вывести производительность вторичной и готовой продукции на конкурентоспособный уровень.

109
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru