Гуляев Кирилл Викторович, генеральный директор Первого полиграфического комбината
12/08/2013 15:05
Важно в первую очередь думать о том, как то или иное решение снизит себестоимость производства для заказчика, а не повысит прибыль
Интервьюируемый: Гуляев Кирилл Викторович, генеральный директор Первого полиграфического комбината
- Какова сейчас ситуация на рынке журнальной печати?
- Ситуацию сложно назвать оптимистичной. С одной стороны, рынок растет по количеству наименований журнально-каталожных изданий и отпечатанных позиций. Но средний тираж неуклонно снижается. Поэтому измерять объем рынка количеством печатных форм, как это сделали недавно наши немецкие коллеги, не совсем корректно.
На российском рынке есть проблема со статистикой, вернее с ее отсутствием. Данные Росстата также говорят об увеличении объемов производства, но эти выводы также не пригодны для использования, потому что в одну строчку статистической таблицы умещаются данные с совершенно разных сегментов - начиная с лесопереработки и заканчивая производством упаковки и этикетки. А эти рынки развиваются по совершенно разным законам.
Поэтому нам гораздо больше понимания о рынке журнальной печати дают данные рынка бумаги – объем потребления разных сортов бумаги. А бумажники говорят о постепенном снижении спроса на полиграфическую бумагу, из чего можно сделать вывод о падении объемов производства у основного потребителя этой продукции - журнальной печати. - Какое направление в журнальной полиграфии наиболее перспективно?
- Перспективно то, что отвечает конкретным потребностям заказчика. Сейчас интерес вызывает все, что помогает «выйти за границы» печатного листа. Например, мы сейчас активно развиваем направление аромолакирования.
Если говорить о типе продукции, то в нашем сегменте все большую долю занимают рекламные каталоги ритейлерских компаний. Чаще всего это технологически несложные издания - 16-48 полос с обрезкой по корешку проклейкой в линию.
Некоторое «оживление» есть и в газетном формате, который используется для корпоративных и рекламных изданий. Достаточно стабильна по тиражам и объемам ситуация в заказах косметических директ-мейловых компаний. Несмотря на развитие e-commerces торговли, печатные каталоги не теряют популярности. С одной стороны это связано с эксклюзивным положением компании на страницах каталога и отсутствием конкурентов, а с другой – как это не удивительно, но именно полиграфия может обеспечить наиболее глубокое взаимодействие с потребителем: разместить пробники и тестовые образцы, вложить подарок или сувенир, ароматизировать бумагу продаваемым на этой же странице парфюмом – и это далеко не все возможности современной типографии, которые можно реализовать в печатном каталоге. - Что значит сегодня быть современной типографией?
- Для российской типографии, а особенно типографии с советскими корнями, основной пункт, который должен стоять первым в списке изменений – парадигма мышления. Наши полиграфисты помнят те времена, когда типография могла диктовать свои условия. Но реалии изменились. Сегодня же нужно не просто быть клиентоориентированным, но и предугадывать, что заказчику нужно будет завтра. Важно в первую очередь думать о том, как то или иное решение снизит себестоимость производства для заказчика, а не повысит прибыль.
Типография – один из сложнейших «бизнес-организмов»: технологически сложная организация производства, международные поставки материалов, каждый заказ – абсолютно уникальный и не повторяемый во времени. Поэтому совершенно необходимо отладить все процессы до идеала. Сегодня есть отличный инструмент для этого – система сертификации ISO. С точки зрения организации производства и бизнес-процессов эти стандарты задают ту самую планку, на которую нужно ориентироваться.
Ну и конечно, оборудование должно соответствовать потребностям клиентов и иметь максимальную вариативность по опциям. Необходимо как можно больше операций выполнять в линию. И вообще основная задача современной типографии – все большая и большая автоматизация производства на всех стадиях, вплоть до выдачи готовой продукции и автоматизации склада. - Дают ли такие возможности поставщики полиграфических решений?
- Технологии совершенствуются, производители повышают опциональность и автоматизацию оборудования, но революционных прорывов в технологическом плане не было уже давно.
Недавно я был на полиграфической выставке Chine Print. Там я понял совершенно ясно – сегодня о развитии полиграфических технологий можно говорить только применительно к азиатскому региону. Азия и в первую очередь Китай развиваются настолько быстро, что те технологии, которые еще недавно были эксклюзивны даже для европейских производителей (например, струйные или какие-то цифровые технологии), на этой выставке были широко представлены местными компаниями. Причем это достаточно молодые компании – в среднем их возраст один-два года. Да, они не создают принципиально новых решений для мирового рынка, но с успехом копируют европейские разработки для внутреннего рынка за меньшие деньги. В том числе и благодаря доступности технологий азиатский полиграфический рынок стремительно развивается, а продажи оборудования растут. - Что мешает развиваться нашему российскому рынку?
- Если говорить про сегмент журнальной печати, в котором работает Первый полиграфический комбинат, то в России основная проблема на сегодняшний день – бумага, а точнее ввозные пошлины на нее. Этот вопрос достаточно широко обсуждается и все участники рынка сходятся во мнении – необходимо снять таможенные пошлины на все виды мелованной бумаги, а не снижать временно до 5 % на отдельные сорта.
Еще не так давно актуальным был стереотип заказчиков о более высоком качестве полиграфической продукции на западе. Но мы работаем над этим, тратим много усилий для того, чтобы убедить издательские дома в том, что ситуация изменилась. Российские типографии научились делать продукт высокого уровня. И те клиенты, которые попробовали отпечатать тираж здесь, как правило, уже не возвращаются в зарубежные типографии.
Но для того, чтобы российским типографиям бороться с Европой в одной весовой категории, одного качества не достаточно. Немало важен и вопрос себестоимости. Пока себестоимость зарубежом объективно ниже из-за отсутствия логистических и таможенных затрат на расходные материалы. Так как на это мы повлиять не можем, мы пытаемся оптимизировать себестоимость печати за счет внутренних резервов.
Обсудить