Международный форум «Издательско-полиграфическая отрасль Таможенного союза, рынок бумаги и картонов 2011: проблемы и перспективы» закончил свою работу 1 декабря 2011 г. в Москве.
Организатор Форума - Содружество бумажных оптовиков при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России, Министерства связи и массовых коммуникаций России, Министерства информации Республики Беларусь, Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, Национального координационного совета прессы, Национальной конфедерации упаковщиков России, Гильдии издателей периодической печати России, Российского книжного Союза, Ассоциации книгоиздателей России, Межрегиональной ассоциации полиграфистов России, Союза полиграфистов Санкт-Петербурга, Ассоциации полиграфистов Республики Беларусь, Ассоциации полиграфистов Республики Казахстан.
В работе Форума приняли участие около ста руководителей и топ-менеджеров предприятий российской издательско-полиграфической, российской и зарубежной бумажной отрасли, целлюлозно-бумажной промышленности России; представители отраслевых объединений и предприятий Беларуси, Казахстана и Украины.
В центре внимания Форума были вопросы таможенно-тарифного регулирования бумажно-полиграфического рынка стран-членов Таможенного союза. В ходе мероприятия была дана комплексная оценка действию 5% ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мелованных бумаг в течение более чем полутора лет, мотивирована необходимость сохранения 5% пошлин на постоянной основе и полной отмены ввозных таможенных пошлин на эти и другие виды мелованных бумаг и картонов для печати.
5% пошлины на ввоз отдельных видов мелованных бумаг были установлены в марте 2010 года и временно действуют до февраля 2012 года. В течение 2010 года издатели массово перевели печать тиражей в российские типографии (импорт журналов сократился на 40%), однако в 2011 году этот процесс стагнировал и принял обратный характер (импорт журналов и книг возрос на 10%). Это связано с временным действием 5% пошлин, риском их обратного повышения и сохраняющейся дестабилизацией рынка.
Все участники Форума выразили единое мнение в том, что бумажно-полиграфический рынок стран-членов Таможенного союза должен развиваться в условиях свободной конкуренции, и для реализации проектов по производству мелованных бумаг и картонов ввозные пошлины не нужны. Был продемонстрирован опыт Украины, где после введения нулевых пошлин на ввоз мелованных бумаг и картонов их производство и сбыт только возросли за счет роста полиграфического производства (спроса).
Российские производители мелованных бумаг и картонов согласились, что для формирования внутреннего рынка сбыта необходимо обеспечить стабильность и рост объемов полиграфического производства в стране через свободный доступ в зону Таможенного союза импортных бумаг и картонов. Мелованные бумаги и картоны занимают в себестоимости различных видов продукции до 85%, за счет снижения себестоимости и создания стабильных и лучших конкурентных условий полиграфии, возможно будет, в частности, полностью вернуть в Россию производство тиражей журналов, книг и упаковки. В соседних странах продолжают печататься около 80 тыс. тонн журналов, 40 тыс. тонн книг и 120 тыс. тонн картонной упаковки. Это – потенциальный дополнительный объем потребления мелованных бумаг и картонов для России и загрузка для типографий.
В ходе работы Форума были обсуждены современное состояние и перспективы развития издательско-полиграфической отрасли в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь. Были рассмотрены направления государственной политики и меры по развитию издательско-полиграфической отрасли в странах Таможенного союза, основные тенденции развития мирового и российского рынка бумаги, приоритетные направления по развитию издательско-полиграфической отрасли в Таможенном союзе.
Отдельное внимание было уделено развитию производства бумаги и картона на территории Таможенного союза и его соответствию потребностям издательско-полиграфической отрасли стран-членов, вопросам таможенно-тарифного регулирования импорта бумаги в страны Таможенного союза, предпринимаемым мерам по возвращению тиражей, размещенных на зарубежной полиграфической базе.
В ходе работы Форума производилась разработка рекомендаций для органов государственной власти Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь и Комиссии Таможенного союза по устойчивому обеспечению бумагой издательско-полиграфической отрасли Таможенного союза.
Участники форума, обсудив современное состояние целлюлозно-бумажной промышленности и проблемы развития издательско-полиграфического комплекса на территории Таможенного союза, отмечают:
Издательско-полиграфическая отрасль стран-членов Таможенного союза продолжает в целом восстанавливаться после серьезного спада, произошедшего в 2008-2009 годах, однако для всех трех стран характерные особенности рынка различны. Несмотря на заметный рост деловой активности в отрасли в 2010-2011 годах, в то же время пока еще не достигнуты предкризисные производственные показатели.
Значительные темпы восстановления отрасли обусловлены как в целом восстановлением экономики в странах-членах Таможенного союза, так и поддерживающими мерами таможенно-тарифного регулирования, в частности сниженными ставками ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мелованных бумаг и картонов (коды ТН ВЭД ТС 4810 13 8009, 4810 19 9000, 4810 22 1000, 4810 29 3000, 4810 92 1000).
Издательско-полиграфическая отрасль стран-членов Таможенного союза испытывает острую потребность в современных высококачественных видах бумаг и картонов, производство которых не развито на территории Таможенного союза.
Принятие решений о запуске новых видов производств бумаги и картона должно быть основано на рыночном анализе мирового и отечественного спроса на данные виды продукции. Принятие мер государственной поддержки производства бумаг и картонов на территории Таможенного союза должно происходить на недискриминационной основе по отношению к издательско-полиграфической отрасли.
Стремительное развитие электронных устройств - заменителей традиционной книжной продукции и средств массовой информации хоть и не ставит в ближайшее время вопрос о выживаемости полиграфических производств, но создает новые стандарты распространения информации и риски для планомерного развития издательско-полиграфической отрасли. Успешность предприятий издательско-полиграфического комплекса в перспективе будет зависеть от скорости доставки печатной продукции конечному потребителю, которая может быть достигнута с помощью внедрения широко распространенных за рубежом цифровых печатных технологий.
Нерешенными остаются проблемы технологического перевооружения и вывода из эксплуатации устаревшего производственного оборудования, снижения издержек производства. Особое внимание требуется уделить совершенствованию системы менеджмента и вопросам комплексного взаимодействия с заказчиками печатной продукции.
Участники Форума отметили, что для планомерного развития и обеспечения деятельности издательско-полиграфической отрасли, необходимо разработать меры поддержки отрасли в рамках Таможенного союза.
По результатам работы Форума были приняты следующие решения:
Обратиться в Комиссию Таможенного союза с предложением принять меры в сфере таможенно-тарифного регулирования для формирования благоприятных условий в целях возврата тиражей, печатаемых за рубежом, на полиграфическую базу стран-членов Таможенного союза, в частности:
Рассмотреть вопрос об обнулении в течение 2012 года ставок ввозных таможенных пошлин на различные виды бумаг и картонов, не производимых или производимых в малом количестве на территории стран-членов Таможенного союза, товарной позиции 4810 ТН ВЭД ТС.
При принятии решений в сфере технического регулирования применительно к полиграфической промышленности Таможенного союза учитывать состояние материальной базы полиграфических предприятий стран-членов.
Обратиться в Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Казахстан, Совет Министров Республики Беларусь с предложением:
Направить в комиссию Таможенного союза предложение снизить до 5% ввозные таможенные пошлины на отдельные виды многослойных мелованных картонов (коды ТН ВЭД ТС 4810 92 3000, 4810 92 9009) для обеспечения равного доступа аналогичных картонов на рынок и устранения существующего дисбаланса пошлин на ввоз аналогичных по назначению (упаковочных) картонов.
Направить в Комиссию Таможенного союза предложение об обнулении в течение 2012 года ставок ввозных таможенных пошлин на различные виды бумаг и картонов, не производимых или производимых в малом количестве на территории стран-членов Таможенного союза, товарной позиции 4810 ТН ВЭД ТС.
Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением:
Включить цифровые печатные машины для промышленных типографий в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Предложить производителям бумаги и картона стран-членов Таможенного союза своевременно и до начала промышленного производства новых видов бумаги и картона:
Информировать Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство информации Республики Беларусь и Министерство связи и информации Республики Казахстан, а также издательско-полиграфическое сообщество стран-членов о технических характеристиках, объемах, направлении сбыта и предполагаемой цене планируемых к производству новых видов бумаги и картона;
Своевременно предоставлять на независимую экспертизу новые виды бумаги и картонов представителям издательско-полиграфического сообщества;
Не использовать меры защиты внутреннего производства целлюлозно-бумажной продукции в ущерб издательско-полиграфическому рынку стран-членов.
Предложить издательско-полиграфическому сообществу стран-членов Таможенного союза:
Регулярно информировать Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство информации Республики Беларусь и Министерство связи и информации Республики Казахстан об изменениях в потребности различных видов бумаги и картона;
Сформировать долгосрочную стратегию обеспечения издательско-полиграфического рынка стран-членов различными видами и сортами бумаги и картонов для печати;
Своевременно информировать ассоциации и предприятия целлюлозно-бумажной промышленности об изменяющихся потребностях издательско-полиграфического рынка стран-членов Таможенного союза в различных видах бумаги и картона для печати.
Форум считает целесообразным ежегодно проводить оценку сложившейся ситуации, проблем и основных вопросов, касающихся развития издательско-полиграфической отрасли Таможенного союза и обеспечения рынка бумагой и картоном.
Организатор Форума - Содружество бумажных оптовиков при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России, Министерства связи и массовых коммуникаций России, Министерства информации Республики Беларусь, Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, Национального координационного совета прессы, Национальной конфедерации упаковщиков России, Гильдии издателей периодической печати России, Российского книжного Союза, Ассоциации книгоиздателей России, Межрегиональной ассоциации полиграфистов России, Союза полиграфистов Санкт-Петербурга, Ассоциации полиграфистов Республики Беларусь, Ассоциации полиграфистов Республики Казахстан.
В работе Форума приняли участие около ста руководителей и топ-менеджеров предприятий российской издательско-полиграфической, российской и зарубежной бумажной отрасли, целлюлозно-бумажной промышленности России; представители отраслевых объединений и предприятий Беларуси, Казахстана и Украины.
В центре внимания Форума были вопросы таможенно-тарифного регулирования бумажно-полиграфического рынка стран-членов Таможенного союза. В ходе мероприятия была дана комплексная оценка действию 5% ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мелованных бумаг в течение более чем полутора лет, мотивирована необходимость сохранения 5% пошлин на постоянной основе и полной отмены ввозных таможенных пошлин на эти и другие виды мелованных бумаг и картонов для печати.
5% пошлины на ввоз отдельных видов мелованных бумаг были установлены в марте 2010 года и временно действуют до февраля 2012 года. В течение 2010 года издатели массово перевели печать тиражей в российские типографии (импорт журналов сократился на 40%), однако в 2011 году этот процесс стагнировал и принял обратный характер (импорт журналов и книг возрос на 10%). Это связано с временным действием 5% пошлин, риском их обратного повышения и сохраняющейся дестабилизацией рынка.
Все участники Форума выразили единое мнение в том, что бумажно-полиграфический рынок стран-членов Таможенного союза должен развиваться в условиях свободной конкуренции, и для реализации проектов по производству мелованных бумаг и картонов ввозные пошлины не нужны. Был продемонстрирован опыт Украины, где после введения нулевых пошлин на ввоз мелованных бумаг и картонов их производство и сбыт только возросли за счет роста полиграфического производства (спроса).
Российские производители мелованных бумаг и картонов согласились, что для формирования внутреннего рынка сбыта необходимо обеспечить стабильность и рост объемов полиграфического производства в стране через свободный доступ в зону Таможенного союза импортных бумаг и картонов. Мелованные бумаги и картоны занимают в себестоимости различных видов продукции до 85%, за счет снижения себестоимости и создания стабильных и лучших конкурентных условий полиграфии, возможно будет, в частности, полностью вернуть в Россию производство тиражей журналов, книг и упаковки. В соседних странах продолжают печататься около 80 тыс. тонн журналов, 40 тыс. тонн книг и 120 тыс. тонн картонной упаковки. Это – потенциальный дополнительный объем потребления мелованных бумаг и картонов для России и загрузка для типографий.
В ходе работы Форума были обсуждены современное состояние и перспективы развития издательско-полиграфической отрасли в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь. Были рассмотрены направления государственной политики и меры по развитию издательско-полиграфической отрасли в странах Таможенного союза, основные тенденции развития мирового и российского рынка бумаги, приоритетные направления по развитию издательско-полиграфической отрасли в Таможенном союзе.
Отдельное внимание было уделено развитию производства бумаги и картона на территории Таможенного союза и его соответствию потребностям издательско-полиграфической отрасли стран-членов, вопросам таможенно-тарифного регулирования импорта бумаги в страны Таможенного союза, предпринимаемым мерам по возвращению тиражей, размещенных на зарубежной полиграфической базе.
В ходе работы Форума производилась разработка рекомендаций для органов государственной власти Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь и Комиссии Таможенного союза по устойчивому обеспечению бумагой издательско-полиграфической отрасли Таможенного союза.
Участники форума, обсудив современное состояние целлюлозно-бумажной промышленности и проблемы развития издательско-полиграфического комплекса на территории Таможенного союза, отмечают:
Издательско-полиграфическая отрасль стран-членов Таможенного союза продолжает в целом восстанавливаться после серьезного спада, произошедшего в 2008-2009 годах, однако для всех трех стран характерные особенности рынка различны. Несмотря на заметный рост деловой активности в отрасли в 2010-2011 годах, в то же время пока еще не достигнуты предкризисные производственные показатели.
Значительные темпы восстановления отрасли обусловлены как в целом восстановлением экономики в странах-членах Таможенного союза, так и поддерживающими мерами таможенно-тарифного регулирования, в частности сниженными ставками ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мелованных бумаг и картонов (коды ТН ВЭД ТС 4810 13 8009, 4810 19 9000, 4810 22 1000, 4810 29 3000, 4810 92 1000).
Издательско-полиграфическая отрасль стран-членов Таможенного союза испытывает острую потребность в современных высококачественных видах бумаг и картонов, производство которых не развито на территории Таможенного союза.
Принятие решений о запуске новых видов производств бумаги и картона должно быть основано на рыночном анализе мирового и отечественного спроса на данные виды продукции. Принятие мер государственной поддержки производства бумаг и картонов на территории Таможенного союза должно происходить на недискриминационной основе по отношению к издательско-полиграфической отрасли.
Стремительное развитие электронных устройств - заменителей традиционной книжной продукции и средств массовой информации хоть и не ставит в ближайшее время вопрос о выживаемости полиграфических производств, но создает новые стандарты распространения информации и риски для планомерного развития издательско-полиграфической отрасли. Успешность предприятий издательско-полиграфического комплекса в перспективе будет зависеть от скорости доставки печатной продукции конечному потребителю, которая может быть достигнута с помощью внедрения широко распространенных за рубежом цифровых печатных технологий.
Нерешенными остаются проблемы технологического перевооружения и вывода из эксплуатации устаревшего производственного оборудования, снижения издержек производства. Особое внимание требуется уделить совершенствованию системы менеджмента и вопросам комплексного взаимодействия с заказчиками печатной продукции.
Участники Форума отметили, что для планомерного развития и обеспечения деятельности издательско-полиграфической отрасли, необходимо разработать меры поддержки отрасли в рамках Таможенного союза.
По результатам работы Форума были приняты следующие решения:
Обратиться в Комиссию Таможенного союза с предложением принять меры в сфере таможенно-тарифного регулирования для формирования благоприятных условий в целях возврата тиражей, печатаемых за рубежом, на полиграфическую базу стран-членов Таможенного союза, в частности:
Рассмотреть вопрос об обнулении в течение 2012 года ставок ввозных таможенных пошлин на различные виды бумаг и картонов, не производимых или производимых в малом количестве на территории стран-членов Таможенного союза, товарной позиции 4810 ТН ВЭД ТС.
При принятии решений в сфере технического регулирования применительно к полиграфической промышленности Таможенного союза учитывать состояние материальной базы полиграфических предприятий стран-членов.
Обратиться в Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Казахстан, Совет Министров Республики Беларусь с предложением:
Направить в комиссию Таможенного союза предложение снизить до 5% ввозные таможенные пошлины на отдельные виды многослойных мелованных картонов (коды ТН ВЭД ТС 4810 92 3000, 4810 92 9009) для обеспечения равного доступа аналогичных картонов на рынок и устранения существующего дисбаланса пошлин на ввоз аналогичных по назначению (упаковочных) картонов.
Направить в Комиссию Таможенного союза предложение об обнулении в течение 2012 года ставок ввозных таможенных пошлин на различные виды бумаг и картонов, не производимых или производимых в малом количестве на территории стран-членов Таможенного союза, товарной позиции 4810 ТН ВЭД ТС.
Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением:
Включить цифровые печатные машины для промышленных типографий в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Предложить производителям бумаги и картона стран-членов Таможенного союза своевременно и до начала промышленного производства новых видов бумаги и картона:
Информировать Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство информации Республики Беларусь и Министерство связи и информации Республики Казахстан, а также издательско-полиграфическое сообщество стран-членов о технических характеристиках, объемах, направлении сбыта и предполагаемой цене планируемых к производству новых видов бумаги и картона;
Своевременно предоставлять на независимую экспертизу новые виды бумаги и картонов представителям издательско-полиграфического сообщества;
Не использовать меры защиты внутреннего производства целлюлозно-бумажной продукции в ущерб издательско-полиграфическому рынку стран-членов.
Предложить издательско-полиграфическому сообществу стран-членов Таможенного союза:
Регулярно информировать Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство информации Республики Беларусь и Министерство связи и информации Республики Казахстан об изменениях в потребности различных видов бумаги и картона;
Сформировать долгосрочную стратегию обеспечения издательско-полиграфического рынка стран-членов различными видами и сортами бумаги и картонов для печати;
Своевременно информировать ассоциации и предприятия целлюлозно-бумажной промышленности об изменяющихся потребностях издательско-полиграфического рынка стран-членов Таможенного союза в различных видах бумаги и картона для печати.
Форум считает целесообразным ежегодно проводить оценку сложившейся ситуации, проблем и основных вопросов, касающихся развития издательско-полиграфической отрасли Таможенного союза и обеспечения рынка бумагой и картоном.