Листовая печать полиграфической продукции: листовки, визитки, буклеты и т.д.
Традиция книг, изданных без помощи издательства, существовала во всем мире, и в России в том числе. Распространенностью этого феномена в нашей стране мы, конечно, обязаны цензуре, существовавшей в период СССР — тогда эти книги были привилегией опальных художников и диссидентских писателей. В то время как в остальном мире такие книги и журналы стали неотъемлемой частью молодежной культуры и символом стремления к независимости.

В том, что все больше молодых фотографов и художников заинтересованы в публикации своего собственного фотозина, нет ничего удивительного. Ведь в условиях, когда сложно сделать выставку на достаточно высоком уровне, книга становится самым главным объектом искусства и медиумом для ее распространения: книгу можно отправить в другой город, продать в интернете, выставить на зин-фесте или просто хранить на полке как артефакт проделанной работы. И само собой очень приятное занятие — такую книгу сделать. Существует несколько основных способов издания, начиная от интернет-ресурсов наподобие Blurb, где вы можете, воспользовавшись нехитрой программой, сверстать свои фотографии и получить их напечатанными на цифровом принтере по интернет-заказу. Другой способ — распечатать на офисном принтере, самостоятельно склеить и сшить книгу, сделав ее в необычном размере, что сделает ее совсем недорогой, а каждый экземпляр — уникальным. У каждого из этих способов есть свои достоинства и недостатки, свои поклонники и хейтеры.

Первые в серии интервью о культуре самиздата — группа фотографов BLOC T4, базирующихся в Москве. В этой группе пять художников — Жанна Татарова, Кирилл Савченков, Евгений Пустарнаков, Илья Батраков и Анастасия Журавлева. Их зины были напечатаны и переплетены в типографиях, последнее время в издательстве Treemedia, Их фотокниги выходят тиражом от 50 до 100 экземпляров, и у каждого экземпляра существует свой порядковый номер.

Какой первый зин попал в тебе в руки?

Кирилл Савченков: Первым зином, который попал мне в руки, был зин японской девочки Юри Шибуя. Она делала черно-белые зины про скейтеров из Нью-Йорка — это очень хорошие фотографии про скейтборд-жизнь.
Евгений Пустарнаков: Зин Юри Шибуя про скейт-культуру в Нью-Йорке был первым, который я заказал в интернете. Ее фотографии и сама тема Нью-Йорка мне тогда были очень интересны.
Жанна Татарова: Первые зины я увидела в Голландии. Мне тогда показалось так круто и так очевидно, что каждый человек может сделать собственную книжку.
Анастасия Журавлева: Все первые зины, которые я видела, были инициативой панк-хардкор-сцены 2004–2005 годов, анархосообщества, инди-сцены, которые тогда были заодно. «Лучик», «Панк Страничка», «Автоном» и т. д. Особенно меня пронзил один зин под названием Go Vagin, названный на манер расхожего тогда призыва «Go vegan!». Контент составляли выдуманные интервью у выдуманных команд, абсурдные топ-чарты, карикатурные эссе, разоблачающие статьи. К каждому номеру прилагалась небольшая кассета с записью совершенно диких звуков. До сих пор не могу забыть эти издания и мечтаю повторить их опыт.
Илья Батраков: А я первыми увидел околофутбольные зины, абсолютно адские по содержанию. Когда смотрел на них, думал: кто-то собирает марки, кто-то значки, а я хотел бы такие штуки коллекционировать.

Как вы узнали о культуре современных зинов?

А. Ж.: Когда первый раз увидела — это было озарение.
К. С.: Еще будучи человеком, увлеченным скейтбордом, мой друг Женя Пустарнаков показал мне зин, привезенный из Лондона. Он там получал ВА по фотографии. Вот собственно, тогда узнал, что есть такие малотиражные вещи, сделанные подручными средствами.
Е. П.: Я учился в Лондоне, и там эта культура очень развита. Зины присутствуют везде — от магазинов в серьезных музеях до каких-то неприметных субкультурных мест. Зины делают обо всем и на любую тему. Ну и еще в скейт-культуре, которой я очень увлекался, зины тоже всегда были очень развиты: с 1970–1980-х и до сих пор кто-то что-то постоянно делает, и это пропагандируется как достойный способ самовыражения.

Почему зины сейчас так развиваются? С чем это связано?

И. Б.: Сейчас 99% изображений бестелесны. А зин — это штучка, которую можно в руках повертеть, полистать, к страничкам поприкасаться — фетишизм, в общем.
К. С.: Зин — по сути, самый эффективный и демократический способ показать свое искусство, доступный всем студентам и художникам. Думаю, это в первую очередь связано с развитием технических возможностей и кризисом платформ для репрезентации молодых авторов.
Е. П.: Мне кажется, что прежде всего это связано со сложностями опубликовать свои работы где-то еще. Печатных изданий все меньше, а публикация в интернете, в блоге — это не то, хочется видеть физический результат своей работы, и зин как раз дает такую возможность — публиковаться более-менее доступным способом.
А. Ж.: Это емкая современная форма провокации, зин — это ностальгия по ангдеграунду в эпоху глобализма, каннибализма и тиражного фетишизма.

На какие зины вы равнялись, когда придумывали свой?

Ж.Т.: Свои первые зины я сделала еще при поступлении в Школу Родченко. Ни на кого не равнялась, просто сделала такие тонкие книжечки, потому что приносить портфолио в отпечатках мне казалось каким-то прошлым веком и абсолютно не функционально. Так что следующие зины я делала, отталкиваясь от того, что делала в прошлый раз. Ну и мои друзья-дизайнеры показывали мне очень много интересных книг, так что скорее влияет какая-то общая насмотренность.
А. Ж.: Эта среда привлекательна именно возможностью сделать что-то в формате, но беспрецедентное. Пока не получается.
И. Б.: Я не на зины больше равнялся, а на фотокниги. Наши зины вообще на зины, по-моему, мало похожи, мы серьезно парились над версткой, долго работали над темами, нас печатали в хорошей типографии. В общем, они где-то посередине между фотокнигой и зином.
К. С.: Не могу сказать, что мы прям равнялись на кого-то. Мы скорее учитывали опыт работы в других проектах типа Aglec. И скорее равнялись на кучу всего крутого, что мы видели раньше.

У вас самих есть любимые зины?

Е. П.: Мне очень нравятся ранние зины Ари Маркопулоса. Без преувеличения можно сказать, что он ответственен за тот бум популярности зинов, который мы сейчас наблюдаем. Он их делал и делает очень много, причем в самых разных формах, и очень активно их продвигал именно в среде молодежи.
И. Б.: Мой любимый — Иры Юлевой из Питера, про девочек.
К. С.: Мне очень нравятся зины от французов JSBJ.
Ж. Т.: Один из моих любимых зинов посвящен запахам тела, там несколько страниц пропитаны синтезированными ароматами разных людей, а картинок вообще нет. Еще есть зин, который мне привез друг из Голландии, с портретами людей в манере эпохи Возрождения, но сделаны они на мобильный телефон Siemens — невероятная картинка получается. Eще мне нравятся книжечки одного дизайнера Барта де Байтса — очень хулиганские, смелые и смешные. Но любимые у меня — зины друзей, людей, которых я знаю. Это очень круто, когда ты знаешь человека и видишь продукт его самовыражения.
А. Ж.: JSBJ +1. Еще я люблю Blood of the Young Zine, движуху Питера Сазерленда, и MIRE.

Чему пришлось научиться, пока вы делали зин?

Ж. Т.: Производство зинов — это целое дело, так что учиться там много чему есть: вообще куча разных мелочей — отступы, особенности бумаги при определенной печати, цветокоррекция. Мне вот хотелось бы научиться самой сшивать книжки.
А. Ж.: Пришлось не научиться, а отучиться от треклятой глянцевости и симметрии.

Сколько стоила публикация и как распространялся зин?

К. С.: Можно сказать в общем о ценообразовании, о том, какие стоит учитывать параметры. Цена зависит в первую очередь от формата, объема и цветности. А5 — самый удобный формат и самый дешевый. В цену в таком случае автор может включить только цену себестоимости и пересылки. Еще цена зависит от: а) задач; б) локализации; в) выбора системы распространения. Здесь картина для России не очень позитивная: например, доставка зина из Польши в Лондон стоит 8 евро, а из Москвы в Берлин — 25 евро.

Вы делаете зины, потому что вам нравится сама зин-культура или просто нет возможности опубликовать книгу у издателя?

И. Б.: Конечно, зин-культура мне нравится. Захотел и сделал, сам себе хозяин от А до Я,
А. Ж.: Только зин-культура! Именно она оставляет тебя в мире с самим собой по целому ряду причин. По моему личному убеждению, данный вопрос — отдельная тема для заседания королевского парламента.
Ж. Т.: Мне нравится именно зин-культура: это оперативная вещь, и все в ней зависит от тебя, никто не вмешивается, не ограничивает. Потом зины всегда получаются немного несовершенные, в отличие от книги. Это авторская вещица, в этом и ее прелесть.
Е. П.: Книга и зин — разные вещи. Книга — это что-то сложное, долгосрочное и дорогое: для нее нужен издатель и финансовые вложения. Это что-то скрупулезно продуманное от и до, в книгоиздательстве есть свои каноны. Издать книгу получается лишь несколько раз в жизни. А в зине может быть что угодно, когда угодно и как угодно. И делать их можно сколько хочешь, хоть раз в неделю.
К. С.: Мне нравится и то, и другое. В зинах нравится сама специфика независимости. Издатель всегда имеет кучу рычагов воздействия, имеет свои ограничения. А при создании независимого зина все зависит от тебя и твоих возможностей. Но и сделать книгу в издательстве важно и хорошо: там лучше качество и больше вещей, которые не возможно себе позволить при независимой работе.

У зинов есть какие-то недостатки?

А. Ж.: Недостаток в дефиците внимания.
Е. П.: Преимущества в скорости, свободе, дешевизне. Субъективные недостатки в качестве и, наверное, в «несолидности» самиздата, по сравнению с книгами и альбомами.
К. С.: Недостатки в том, что все делаешь на оборудовании, которое есть в доступе по финансам, а преимущество — в независимости.

Чего не хватает зин-культуре в России и меняется ли ситуация к лучшему?

К. С.: Не хватает интереса у молодых к этому делу — у нас крайне инертная среда. Ситуация, конечно, меняется, но очень медленно. Вот когда мы сотрудничали с Self Publish Be Happy, они представляли наши зины на ярмарке OffPrint в рамках фестиваля фотографии ParisPhoto, и вроде интерес к ним был.
Ж. Т.: Зин-культуре в России не хватает того, что ее в России никогда не было. Здесь просто нет привычки и понимания того, что это можно делать, как и площадок, где это можно было бы продавать и покупать. Некоторые знакомые делают зины для друзей и этим же друзьям их и дарят. Но, с другой стороны, это и круто: прежде чем зины начнут продаваться, они, наверное, должны пройти именно такой этап личных книжек.


lookatme.ru
 

Ответить





Сейчас обсуждают


 
Rating@Mail.ru