Вдохновленные супом (часть 2)
Стратегии соединения искусства и упаковки в различных вариантах и пропорциях стали довольно распространенной практикой. Сегодня мы продолжим рассказывать о наиболее успешных проектах «packaging art», реализованных за последние 100 лет.
1897 год примечателен для истории развития взаимоотношений упаковки и искусства тем, что именно тогда был изобретен консервированный суп-концентрат Campbell’s, вдохновивший певца масскульта Энди Уорхола на создание знаменитой серии «портретов» кэмпблелловских баночек. Автором изобретения стал сотрудник «Консервной компании Джозефа Кэмпбэлла» Джон Дорранс, племянник президента компании Артура Дорранса. Американские покупатели настолько высоко оценили новшество, что «Консервная компания Джозефа Кэмпбэлла» официально добавила в свое название слово «Soup» («Суп») – и стала называться Campbell Soup Company.
Прославленный Уорхолом облик баночка приобрела в начале ХХ века. Как гласит легенда, красно-белая фирменная гамма появилась после того, как в 1898 году руководитель компании Хербертон Уильямс побывал на футбольном матче между командами Корнелльского и Пенсильванского университетов. Уильямса настолько поразила новая красно-белая форма корнелльцев, что он убедил совет директоров компании использовать эти цвета в оформлении этикетки банок супа Campbell’s. Изображение золотых медалей на этикетке появилось после того, как в 1900 году на Парижской выставке супы Campbell’s завоевали Золотую медаль за превосходное качество. К началу 60-х американцы потребляли в год более 1 миллиарда порций супа Campbell’s, а его запас в каждой семье в среднем составлял 8 банок. Именно в это время Энди Уорхол, заработавший сотни тысяч долларов на разработке рекламы и проектов для Vogue и Harper’s Bazaar, решил заняться живописью. Следуя своему принципу «копирования реальности», на первых картинах Уорхол изобразил мега-популярный и знакомый каждому американцу объект – десятидолларовую купюру. А в 1962 году он удостоил своим вниманием банку томатного супа Campbell’s, и уже только после этого написал знаменитые портреты Монро, Лиз Тейлор, Элвиса, «Кока-колы» и Мао.
Почему именно банка супа, банка Campbell’s вдохновила мастера? Над этим вопросом по сей день ломают голову многие искусствоведы и арт-критики. По меньшей мере, три человека, принадлежавшие к близкому окружению художника, заявляют, что именно они подсказали мастеру объект для художественных экспериментов. Помощник Уорхола Вито Джиальо, работавший у него в 1958–1959 годах, вспоминает, что художник всегда ел за обедом суп, причем «томатный был его любимым». Кто-то предполагает, что все дело в алюминиевых цветах, которые мастерила из консервных банок его мать. Как бы то ни было, Уорхол выбрал именно Campbell’s и сделал его таким же символом массовой культуры, как Мэрилин Монро и Элвиса Пресли.
Банки с супом как предмет изображения Энди Уорхол использовал на разных этапах своей творческой карьеры. В дополнение к банкам с супом, выполненным в начале 60-х, в 1968 и 1969 годах был создан портфель графических «портретов» Campbell’s. На протяжении 70-х банки с супом включались в экспозиции художника под названием «Инверсии и Ретроспективы». А в 1985-м образы банок Campbell’s были использованы им вновь в серии небольших шелкографических работ. Благодаря Уорхолу, банка Campbell’s, стала настоящей звездой: попала в арт-каталоги и на обложки популярных изданий, а также на поверхность зажигалки Zippo, и в середине 60-х по воле прославившего её гения превратилась в радиоприемник.
В начале 80-х, произошло еще одно примечательное событие с участием Уорхола и знаменитых баночек. Именно тогда Энди, узнав, что в далёком и «диком» советском Ленинграде существуют молодые художники, поэты и музыканты, отослал им коробку этого самого супа Campbell’s, причём на каждой банке стоял его автограф. Однако эту культурно-гуманитарную помощь «дикие» русские явно недооценили: суп оказался куда большей ценностью, чем подпись великого отца поп-арта.
Владельцы бренда Campbell’s оказались более благодарными. Недавно, компания Campbell Soup выпустила лимитированную серию банок томатного супа в красочной интерпретации мастера. Этикетки были выполнены в различных цветах: зеленом и красном, розовом и оранжевом, цвете морской волны и индиго, золотом и желтом. На каждой этикетке была копия подписи Уорхола. Банки с супом продавались в супермаркетах Giant Eagle в Питсбурге - родном городе Уорхола.
Бренд Campbell’s и поныне не разрывает своих связей с искусством. С 2007 года Campbell Soup вдохновляет модных кутюрье на создание лучшего дизайна «красного платья Campbell» (красный - один из фирменных цветов Campbell’s). Этот проект проводится совместно с Американской Ассоциацией здоровья сердца. Акция призвана привлечь внимание женщин к проблеме заболеваний сердечно-сосудистой системы. Ежегодно избранная американская звезда надевает «Красное платье Campbell» на церемонию награждения Woman’s Day Red Dress Awards. Так, в 2008 году свою интерпретацию красного платья представила дизайнер Lisa Perry, а честь облачиться в него выпала известной американской певице Тони Брэкстон.
Продолжение следует...
По информации unipack.ru
Автор: Автор: Ксения Архангельская, преподаватель УрГУ