В Самаре все еще жива идея создания музея старой полиграфии

  01/02/2012 00:00

Мы в гостях у Бориса Чернышова, бывшего заместителя директора типографии «Солдат Отечества», а ныне пенсионера, собирателя и хранителя печатных архивов об истории самарской полиграфии. Его комната напоминает запасник музея: повсюду коробки с бумагами, старыми газетными вырезками. На стенах и двери - пожелтевшие от времени плакаты. Борис Афанасьевич много лет лелеет мечту о создании в городе музея старой полиграфии. И предпринимал неоднократные попытки воплотить ее в жизнь. Правда, пока безрезультатно.

Так уж совпало, что наша встреча пришлась на 13 января — День печати. И в гости к Борису Афанасьевичу нагрянули старые друзья-журналисты Борис Аравин и Юрий Быстрюков. Разговор сразу закрутился на профессиональную тему, в русле «былое и думы».

«Я, например, верю, что День российской прессы когда-нибудь будет отмечаться первого марта, - начинает убеждать меня Борис Аравин. - В день, когда в Москве в 1564 году вышел в свет первый печатный номер «Апостола», изготовленный на станке для высокой печати. И сам Иван Грозный пришел к Ивану Федорову в печатную избу, чтобы посмотреть на это чудо».

Но товарищи стараются вернуть его из русского средневековья в советское и постсоветское прошлое. Например в 1993-й год, когда, по воспоминаниям Бориса Чернышова, прежние полиграфические технологии стали заменяться на компьютерные, и он всерьез задумался о сохранении того, что вот-вот станет историей: «Когда печать и верстка стали цифровыми, забросили вековечную высокую печать. Молодые о ней уже не имеют никакого представления». Действительно, не имеют... Теперь по учебникам приходится объяснять, что высокой эта печать называлась не из-за каких-то возвышенных соображений, а просто буковки, которые вручную набирали для печати текста, были выше, чем пробельный материал между строчками. И, конечно, трудно не согласиться с тем, что музей, где можно было наглядно продемонстрировать хотя бы некоторые этапы этого технологического процесса, был бы весьма любопытен.

ТИПОГРАОИЯ ЛОШКАРЕВА

В 1996 году Чернышов организовал из профессиональных печатников Полиграфическое товарищество, одной из задач которого было создание музея старой полиграфии. Сначала планировали создать его на базе типографии «Солдат Отечества», потом стали искать другие варианты. Стучались на протяжении десяти лет в самые разные двери, обращались к городским и областным властям. Самым достойным для размещения музея, по мнению старых печатников, могло стать помещение на Куйбышева, 72 (бывшая Дворянская, 70). Там до революции находилась «Лошкаревка» - типография Даниила Лошкарева, «самарского самоделкина», как любовно называет его Борис Афанасьевич. Крестьянин, выходец из села Бинарадка, он сумел наладить свое небольшое, но прибыльное типографское дело. Потом в этом помещении работала типография пароходства «Волготанкер».

«Это была классическая старая типография, и в конце 90-х все оборудование было в сохранности, - вспоминают мои собеседники. - Там можно было создать музей. Тогда вопрос был даже согласован с директором самарского областного краеведческого музея».

Мы созвонились с Людмилой Кузнецовой, и она вспомнила, как действительно в 2002 году по приглашению старых полиграфистов вместе с представителем Министерства культуры они пошли смотреть это здание, оно оказалось закрытым, постояли... и ушли. «Хотя, - признает Людмила Валентиновна, - идея неплохая, это вещи, которых больше не будет. Речь шла о том, чтобы старое здание в центре города, заполненное старыми станками, превратить в музей полиграфии».

Я тоже нашла этот адрес, зашла в старый дворик на Куйбышевской, от типографии «Волго-танкера» сейчас там не осталось и следа, а над входом в ту дверь, за которой она была раньше, яркая вывеска бара. Мужичок, разгребающий во дворе снег лопатой, только присвистнул: «Ну вы даете, здесь типографии лет десять уже нет...».

Между тем за годы работы в архивах у Бориса Чернышова собраны материалы о развитии полиграфического дела со времени образования Самарской губернии, с 1851-го года. «Перед революцией, - говорит он, - в городе действовало не менее двадцати типографий. Губернская, например, размещалась на Венцека, 60 (бывшая типография им. Мяги, ныне типография «СамВен»), наборщиков в Самаре своих не было, ездили за ними в Казань. Земская типография — в помещении на Льва Толстого (Поволжская академия телекоммуникаций и информатики). И даже сегодня еще есть надежда отыскать старое полиграфическое оборудование, благодаря которому можно изучать историю полиграфии. И если поставить станок нумератор начала 20-го века, который мы видели в типографии Самарского политехнического университета, рядом с нынешним компьютером, весьма наглядно получится. Я думаю, можно, если поискать, найти и немецкие печатные станки прошлого века. А станок первопечатника Федорова я и сам сделаю, я же инженер... »



КУДА ВОДИТЬ ЭКСКУРСИИ?

Так где же сегодня в Самаре можно прикоснуться к истории самарской и куйбышевской печати и полиграфии? Чернышов упомянул, что такой музей должен существовать на базе института печати СГАУ. Искали — не нашли, по крайней мере сотрудники института о нем не в курсе. В прошлом году действовал, а сейчас ушел в запасники — по причине нехватки места для гардероба — музей печати в Самарском издательско-полиграфическом техникуме.

Мы беседуем с хранителем этого музея преподавателем Владимиром Пудовкиным.

Музей в техникуме был организован в 1985 году, поводом стало празднование сорокалетия Победы в Великой Отечественной войне, а созданная тогда экспозиция посвящена 11-й и 16-й гвардейским армиям (в техникуме работал ветеран войны Вениамин Гаврилович Фомин, проводились встречи с его однополчанами). Когда директором техникума был назначен сам Владимир Пудовкин, он задался резонным вопросом: а почему в экспозиции нет материалов из истории полиграфии города, так сказать по профилю учебного учреждения? - Тогда еще, — вспоминает Владимир Иванович, — все предприятия были действующими. Прошли по старым типографиям, и нам удалось, хоть и в небольшом количестве, раздобыть кое-что, относящееся к ценным раритетам. Например, образцы литографского камня. Это одна из самых старых технологий, когда оригинал изображался на камне, а потом путем оттиска на печатном листе получалось интересное качественное изображение. В типографии им. Мяги (ул. Венцека, 60) эти камни были списаны и валялись во дворе.

Есть в этом музее и образцы полиграфической продукции дореволюционного периода, в частности газета «Русский вест-ник»1904-1905 года. Осталась после того, как в 1964-м году переехала из здания на Молодогвардейской в Дом печати (на пр. Карла Маркса) типография газеты «Волжская коммуна». Есть кое-какое печатное оборудование, до сих пор в подвале находится рабочий печатный станок немецкого производства 1913 года выпуска. На таких станках печатали, например, виньетки с золотым тиснением, открытки и образцы такой продукции есть в музейных фондах. А еще среди раритетов газета «Правда» от 13 февраля 1945 года, дня Ялтинской конференции со знаменитым снимком - Черчилль, Рузвельт, Сталин. И номер от 16 августа 1945 года, в котором говорится о безоговорочной капитуляции Японии в войне.

Владимир Пудовкин гордится еще одним раритетным экспонатом музейной коллекции: первый том романа А. Фадеева «Молодая гвардия», 1947 года издания, отпечатанный в той самой типографии на Венцека. Это первый, еще не отредактированный под влиянием «культа личности» вариант романа. «И если бы у той же бывшей типографии им. Мяги остался свой музей, они бы этот экземпляр с руками оторвали», - считает Владимир Иванович.



И ЛЕНИНСКАЯ «ИСКРА»


И, конечно, нельзя в этом небольшом обзоре практически несуществующих музеев не упомянуть один действующий. Это музей самарской печати, который существует в школе №35 с 1966 года. Почему здесь - в общем-то понятно. Практически через улицу Авроры находится теперь уже бывший самарский Дом печати. И именно часть его архивов послужила началом фонда этого необычного музея. И именно здесь можно сегодня найти первые номера легендарной ленинской «Искры», ежедневную военную хронику аж с 1939 по 1945-й годы и экземпляры главной советской газеты «Правда» со статьями о полете первого космонавта Земли.

Помимо экземпляра раздувшей «пожар революции» «Искры» под стеклом музейной витрины можно обнаружить томик сочинений Гоголя, издания того же 1900 года. Несколько первых номеров журнала «Вокруг света» (1914 г.), в которых уже можно найти коммерческие предложения - таблетки от похудания и рекламу первой Волжской флотилии. «Основы алгебры», осложнявшие жизнь школярам 1923 года, а также материальные образцы той самой «высокой печати»- металлические формы газетных номеров «Известий» и «Советской России» за 1975 год.

По информации sgpress.ru

Автор: Наталья Белова

1044
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru