В 2006 г. на выставке IPEX компания Heidelberg представила публике новую версию машины Speedmaster SM 52 с коротким красочным аппаратом Anicolor. Машина и новая технология красочного аппарата, безусловно, привлекли внимание публики и вызвали, однако, смешанную реакцию по нескольким причинам: Машина предназначалась для пользователей, которым необходима печать коротких тиражей за минимальное время. То есть длятого же сегмента рынка, для которого ранее считались оптимальными машины с прямым экспонированием форм (DI-машины). О прекращении производства DI-машин Quickmaster DI и Speedmaster DI было объявлено фактически одновременно
с анонсом красочного аппарата Anicolor в марте 2006 г. В результате возникал вопрос: насколько хорошо Speedmaster SM 52 с Anicolor и внешним CtP от Heidelberg будет обеспечивать нужды той же группы пользователей и соответствовать обещаниям, ранее раздаваемым покупателям DI-технологии.
В красочном аппарате Anicolor для подачи краски используется растровый (анилоксовый) вал. В течение нескольких лет до этого концерн KБA продвигал на рынок подобную технологию, которая, к сожалению, так и не достигла признания масс. Соответственно, было не ясно: удастся ли подобной конструкции красочного аппарата от Heidelberg решить аналогичные проблемы и заслужить более широкое признание публики.
Основной вопрос, возникавший после ознакомления с новой технологией, сводился к тому: есть ли это действительно новая «революционная» конструкция красочного аппарата, способная в дальнейшем существенно изменить сложившиеся представления о конструкции печатных машин, или это просто пример «инновации ради инновации», некая тупиковая технология, благотворно фигурирующая среди цифр ежегодных отчетов для акционеров компании.
Поточное производство и установки первых машин с Anicolor начались с декабря 2006 г. Почти годом позже Speedmaster SM 52 с таким красочным аппаратом был показан компанией «Гейдельберг СНГ» на выставке «Полиграфинтер 2007». В нашей стране машина также вызвала интерес и получила смешанные отзывы публики. Жюри профессионалов полиграфического конкурса «Хрустальный Марзан 2007», посетившее выставку, единогласно присудило машине приз в номинации «Новая технология в России», однако никто из них не спешил устанавливать подобную машину в своей типографии.
В этом номере «Курсива» на суд читателя представлена тестовая вкладка, отпечатанная на первой установленной в России машине Heidelberg Speedmaster SM52 с красочным аппаратом Anicolor. Это та же машина, что была продемонстрирована на выставке «Полиграфинтер 2007». Сейчас она более двух месяцев (с пробегом более полутора
миллиона оттисков) активно используется в московской типографии «Формула Цвета».
Надеемся, что наша вкладка сможет устранить некий скепсис российского полиграфического сообщества по поводу перспектив технологии Anicolor, качества отпечатка, стабильности цвета, а также о возможности печати на такой машине не только коротких тиражей. Ну, или, по крайней мере, этот номер «Курсива» сможет подлить немного масла в огонь при дальнейшем обсуждении темы Anicolor в разнообразных полиграфических конференциях. По указан-
ным причинам «Разбор полетов» в этом номере займет немного больше места, чем обычно.
Красочный аппарат Heidelberg Anicolor
Рис. 1. Схема красочного аппарата Heidelberg Anicolor:
1 — растровый (анилоксовый) вал;
2 — два раскатных валика для получения идеальной
эмульсии краски и увлажняющего раствора, а также
для смывки красочного аппарата;
3 — камер-ракельная система для заполнения растро-
вого вала краской;
4 — накатной красочный вал;
5 — система непрерывного увлажнения Alcolor;
6 — формный цилиндр
В качестве напоминания или новой информации, для тех кто впервые слышит про красочный аппарат
Anicolor, приведем краткое описание этой технологии и ее потенциальных преимуществ.
Рис. 2. Секция печатной машины с красочным аппаратом Anicolor «в разрезе»
На рис. 1 и 2 приведена схема красочного аппарата Anicolor, позаимствованная из буклетов Heidelberg (мы лишь добавили для простоты стрелочки, показывающие направление вращения валов). Видно, что вместо богатого разнообразия валиков, имеющихся в красочном аппарате традиционной конструкции, здесь присутствует всего два основных элемента: «анилокс» (растровый вал) и красочный накатной вал (слово «валик» как-то не очень соответствует диаметру этого предмета). Размер этих валов одинаковый и такой же, как у формного цилиндра, поэтому авторы бро-
шюр из Heidelberg предполагают, что более правильно будет называть их так же — «цилиндрами». Кроме того, в конструкции присутствуют: система спиртового увлажнения Alcolor, камер-ракельная система для нанесения краски на анилоксовый вал и пара раскатных валиков, использующихся в том числе для смывки анилокса. Такая конструкция и тот факт, что диаметры анилокса и накатного вала такие же, как у основных цилиндров машины, должны обеспечивать два положительных момента: постоянство толщины красочного слоя (и соответственно — печатных плотностей) по всему формату печати и отсутствие дефектов шаблонирования, возникающих в силу использования красочных валиков различного диаметра в красочном аппарате традиционной конструкции. По той же причине красочному аппарату Anicolor не требуется зональная регулировка подачи краски — на анилоксе и красочном вале всегда постоянный слой краски, накопления краски на участках, попадающих на пробельные элементы формы, не происходит. Единственная доступная для печатника регулировка — общая подача краски, которая в действительности влияет на температуру, поддерживаю-
щуюся в красочном аппарате, и, соответственно, на вязкость (текучесть) краски: чем выше температура, тем больше краски переносится из ячеек анилокса на накатной вал и форму. Доступный для регулировки диапазон температур составляет от 20 до 45°С.
Кроме того, поскольку красочный аппарат очень короткий (всего два вала), любые изменения подачи краски мгновенно сказываются на оттиске, то есть нет необходимости прогонять листы, чтобы краска «подошла».Как упоминалось выше, сама идея использования растрового вала в красочном аппарате офсетной печатной машины не нова (читатель может помнить аналогичную технологию под названием Gravuflow от концерна KБA, использующуюся в машинах 74 Karat или Rapida 74 G, например). Оригинальность технологии Heidelberg заключается в том, что в Anicolor используется не
технология «сухого офсета», а обычные печатные краски и система спиртового увлажнения. Это дает более широкий диапазон регулировки температуры краски и отсутствие дефектов от попадания пыли, и как результат, большую стабильность и длинные тиражи.
Наш тест
При подготовке теста для Heidelberg Speedmaster SM52 с красочным аппаратом Anicolor мы ставили целью проверить два основных момента: насколько хорошо машина справляется с печатью качественной печатной продукции и насколько беспроблемно на ней получаются тесты, способные в некоторой степени озадачить традиционный красочный аппарат. Вторая часть эксперимента носит, скорее, теоретический характер, поскольку нам ранее не приходило в голову печатать аналогичные тестовые элементы на обычных печатных машинах (надеемся когда-нибудь в будущем компенсировать этот пробел).
Рис. 3. Зональное распределение площади заполнения краски на стороне 1
Тесты первой группы содержат обычный набор шкал и растровых изображений, хорошо знакомых читателям по предыдущим номерам «Курсива». Вторая группа тестов (тесты №№3, 4 и 19) расположена в центральной части обеих сторон вкладки и в нижней части первой стороны. Попробуем подвести некоторое теоретическое обоснование — зачем они и почему они такие:
■ Тест №3 имитирует обычную шкалу контроля зональной регулировки краски, поскольку, как мы и предполагали, ничего подобного на формах для машин с красочным аппаратом Anicolor присутствовать не будет (в этом нет практического смысла для печатника, поскольку зональная регулировка на пульте отсутствует). Размеры полей шка-
лы примерно соответствуют ширине красочной зоны других печатных машин Heidelberg с традиционным красочным ап-
паратом (32,5 мм).
■ Тест №4 представляет собой набор из цветных C, M и Y плашек, занимающих соответственно 0, 5, 10, 20, 30 и 50% от высоты поля печати машины 360 мм (размер области печати: 360х520 мм). Теоретически, если при печати подобного теста на традиционной печатной машине мы получаем максимальное отклонение печатных плотностей от номинальных не более 0.05D (как на самих плашках, так и на всей шкале теста №3), то можно говорить о хорошо выполненных настройках красочного аппарата (или о хорошем качестве настройки программы для предварительной установки
краски, если таковая использовалась). Если мы получаем аналогичные результаты на машине с Anicolor, то можно смело утверждать, что этот красочный аппарат, по меньшей мере, не хуже традиционного. На рис. 3 приводятся изображения цветоделенных полос первой стороны теста с примерным распределением площадей заполнения по
красочным зонам (если бы тест печатался на машине с традиционным красочным аппаратом).
■ Тест №19. Здесь мы попробовали создать некий вариант теста проверки шаблонирования: на каждой из вертикальных полос (со 100% заполнением одним или двумя из цветов) с различным шагом расположены пробельные элементы, которые теоретически могут в тираже создавать артефакты вследствие неравномерного снятия краски с
валиков красочного аппарата. Рис. 4 показывает, из каких цветов состоит каждая полоска теста. Повторим, что данный тест — теоретический, поскольку нам не известно, насколько хорошо или плохо с ним справится обычная печатная машина. С другой стороны, большого практического смысла в этом тесте так же нет: учитывая конструкцию аппарата Anicolor, риск возникновения шаблонирования на данной машине — минимальный. Кроме того, на вторую сторону вкладки мы поместили несколько тестов, обычно использующихся для проверки разрешения CtP-устройств (тесты №№10, 11 и 13). Их присутствие связано с тем, что кроме тестирования Speedmaster SM52 с Anicolor, нам выдалась возможность протестировать и новое CtP-устройство компании Heidelberg — Suprasetter A 52, выводить формы для нашего теста на котором ранее не приходилось.
Эксперимент
Внешне машина Speedmaster SM52 с красочным аппаратом Anicolor, которую мы увидели в типографии «Формула Цвета», мало отличается от обычного Speedmaster SM52 (рис. 5): четыре секции плюс лак, самонаклад, длинная приемка с сушкой и т. д. Единственное и самое существенное внешнее отличие: на пульте Prinect CP2000 отсутствуют клавиши для регулировки красочных зон (рис. 6). Впечатление достаточно странное: будто перед нами не настоящий пульт, а какой-то учебный муляж в натуральную величину (созданный для склонных к вандализму учащихся ПТУ, например).
Рис. 4. Триадные составляющие теста №19
Другое внешнее отличие: краска подается из картриджей, внешне напоминающих систему InkLine для старших моделей Speedmaster. Только в данном случае это не специальная система подачи краски, доступная в виде опции, а стандартная «банка» (рис. 7), в которой поставляются краски Heidelberg Saphira Anicolor. Есть несколько доступных типов такой краски — со стандартной или высокой пигментацией: и та, и другая ограничены набором триадных (C, M, Y, K) цветов.
Рис. 5. Печатная машина Heidelberg Speedmaster SM52 с красочным аппаратомAnicolor
Мы не можем сказать, насколько краски Saphira Anicolor со стандартной пигментацией (которыми напечатан наш тест) являются действительно обычными офсетными красками, такими же, как у других производителей, и насколько краска от Heidelberg заменяема продукцией других производителей. Учитывая сравнительно невысокую стоимость (примерно 600 рублей за «банку» с 2 кг краски) и гарантированное отсутствие проблем с температурным режимом в новом красочном аппарате, вряд ли кто-то из владельцев таких машин будет заниматься экспериментами по заливанию более дешевой краски сомнительного происхождения в использованные картриджи Heidelberg.
Рис. 6. Пульт Prinect CP2000 для машины с красочным аппаратом Anicolor
Приладка и печать нашего теста заняли минимальное время: формы устанавливаются, «ловится» приводка и запускается тираж. При печати тиражей на этой машине все еще закладывают 150 листов на приладку, но как рассказывает руководство типографии, так много требуется крайне редко — обычно пятидесятый или даже тридцатый лист не отличается от сотого или двухсотого (или тысячного). При этом типографии еще предстоит полностью перейти на использование CtP-устройства для производства форм, новый Suprasetter A 52 на момент печати теста еще находился в стадии установки и тестирования. После его полного введения в эксплуатацию на приводку и приладку будет уходить меньше листов, чем на формах, изготовленных при помощи копировальной рамы и ручного монтажа.
Рис. 7. «Банка» с краской Heidelberg Saphira Anicolor: слева — установленная на печатной секции, справа — отдельно
Единственная доступная печатнику регулировка красочного аппарата — увеличение или уменьшение общей подачи краски по каждой секции. Как было написано выше, этот параметр регулирует температуру краски (в диапазоне от 20 до 45°C), которая влияет на ее текучесть. На пульте печатник, разумеется, видит не значение температуры в градусах Цельсия, а привычную регулировку общей подачи от 0 до 100%, как на других пультах CP2000 (где этот параметр влияет на скоростьвращения дуктора). В процессе печати второй стороны теста мы иногда меняли этот параметр на 1–2%, когда нам начинало казаться, что тест баланса серого (№ 14) может выглядеть немного лучше, если мы добавим немножко желтого или уберем голубого, но, вообще говоря, можно было оставить и этот параметр без регулировки.
Результаты
Как это ни удивительно, но оттиск, полученный на печатной машине с новым красочным аппаратом, близок к образцово-показательному офсетному качеству печати наших вкладок или даже к цветопробному отпечатку. Растровые изображения и шкалы теста получились ничуть не хуже, чем на обычных офсетных машинах, на которых мы печатали те же сюжеты. В этом номере читателю повезло: он может сравнить аналогичные изображения на двух вкладках (Heidelberg Speedmaster SM52 с Anicolor и Ryobi 754 с формами, выведенными на CtP Luescher) и сделать самостоятельные выводы. При таком сравнении стоит учесть, что первые оттиски получены с форм с линиатурой 200 lpi, вторые — 175 lpi, кроме того, у картинок немного отличаются размеры и масштаб (в каждом случае они подобраны так, чтобы изображения более удачно разместить на формате, соответствующему полю печати каждой машины). Тем не менее, оба оттиска, на наш взгляд, выполнены на достаточно высоком уровне. Более высокую линиатуру теста с Anicolor можно рассматривать как дополнительный плюс для новой технологии.
Рис. 8. Графики отклонения оптических плотностей по формату печати
Измерив поля теста №3, мы составили шкалу отклонения плотностей печати для сюжета на стороне 1 (рис. 8). Как видно, отклонение от среднего значения не превышает D=0,05 и DE=1 и, вообще говоря, находится в пределах погрешности нашего измерительного прибора. То же относится и к измерению сплошных плашек теста №4, шкал на стороне 2 и повторным измерениям листов из различных частей тиража. Таким образом, не побоимся этого вывода, новый красочный аппарат Anicolor действительно обеспечивает очень высокую стабильность воспроизведения цвета как по формату печати отдельного оттиска, так и в тираже. Воспроизведение светов и теней также на высоком уровне: по тестам №№8, 12 и 17 видно, что градации в светах и тенях хорошо различимы вплоть до 2 и 98%.
Рис. 9. График растискивания печатного процесса
Качество воспроизведения деталей растровых изображений также объясняется высокой линиатурой растрирования 200 lpi и разрешением устройства Suprasetter A 52 2540 dpi. На тестах №№10 и 11 можно заметить, что отчетливо воспроизводятся линии и точки, начиная с 20 мкм (соответствует удвоенному диаметру пятна лазера). Рис.9 показывает градационные характеристики печатного процесса, построенные по шкалам теста №17: как видно, растискивание составляет примерно 9%, заметных дефектов и нерегулярностей в форме кривых — нет (при желании результат можно изменить, приведя его в соответствие с существующими техническими требованиями для заказчиков и имеющейся другой печатной техникой при помощи калибровки градационных кривых растрового процессора CtP-устройства).
Рис. 10. Цветовой охват отпечатка сравнительно со стандартом ISO 12647-2
Тест №19, как и ожидалось, не показал каких-либо дефектов и артефактов, связанных с шаблонированием. С другой стороны, на сплошных синих полосах этого теста становится заметна небольшая проблема с отпечатком, которую мы отметим, поскольку других нареканий к новой технологии придумать не удалось: на второй стороне теста что-то не так с наложением пурпурной краски поверх голубой. Если посмотреть в лупу или микроскоп, становится заметной небольшая пятнистость оттиска, а если по тесту №9 составить график цветового охвата (рис. 10), то заметно, что синяя область немного смещена в сторону голубого. При этом все остальные границы многоугольника цветового охвата фактически идеально соответствуют офсетному стандарту (достаточно редко удается наблюдать такую картину на офсетной технике). Мы затрудняемся сказать, чем вызван такой эффект, но поскольку его не заметно на плашках других цветов, есть основания предположить, что это какая-то локальная проблема с пурпурной краской, увлажнением или бумагой, а не характерный дефект, присущий данному типу красочного аппарата. Проблему почти не заметно на сплошных синих плаш ках меньшего размера или растрированной синей шкале, так что она почти не сказывается на «потребительских качествах» нашей вкладки.
Заключение
В общем и целом тест печатной машины с красочным аппаратом Anicolor вызывал у нас исключительно положительные эмоции: оно работает (!), более того — не просто работает, а работает, как было обещано его создателями. Здесь не нужны никакие зональные регулировки или бдительного заказчика, стоящего над душой у печатника, чтобы тот, померив шкалу, добавил слева немного «черненького», а справа убрал немного «желтенького».
Оттиск сразу очень стабильный, а если требуется что-то все-таки отрегулировать и изменить общую подачу краски, то нужный результат перед глазами уже через несколько листов. Волшебство! Есть, конечно, в революционном красочном аппарате несколько «капель дегтя» или, скорее, аргументов, которые обычно приводятся скептиками. Не можем их не прокомментировать:
■ Краски Pantone. Пока ассортимент доступных для технологии Anicolor красок Heidelberg Saphira ограничен только триадными цветами. Это понятно, поскольку, вопервых, Anicolor — слишком новая технология и до создания и тщательного тестирования каждой краски из каталога Pantone время еще не пришло. Во-вторых, вообще говоря, для печати насыщенных плашек цветов Pantone традиционный красочный аппарат представляет более широкий диапазон регулировок. Предположительно на выставке drupa 2008 мы увидим многосекционную машину Speedmaster SM52, печатающую в том числе и цветами из каталога Pantone. Так же есть возможность, что Heidelberg может пойти по пути,
выбранному создателями цифровых печатных машин и рекомендовать вместо дополнительных красок Pantone использовать триаду с более широким цветовым охватом (высокоинтенсивные краски). Как было много раз продемонстрировано разработчиками цифровых устройств, примерно 85% цветов каталога Pantone достаточно достоверно воспроизводятся при помощи четырех тонеров или 6-цветных чернил. Учитывая высокую стабильность печати аппарата Anicolor, подобный подход здесь может быть вполне оправдан. Так что, скорее всего, в будущем мы получим небольшой ассортимент основных красок Pantone в банках Saphira Anicolor и рекомендацию пользоваться специальным цветоделением для создания остальных оттенков при допечатной подготовке. Пока не ясно, будут ли
вообще доступныспециальные краски, например, металлизированные типа золота или серебра, но в конце концов заметим, что конструкторы назвали новый красочный аппарат Anicolor, а не AnyColor.Подчеркнем, что большинство пользователей машин с Anicolor не считают возможность печати дополнительными красками важной или критичной для себя: основные преимущества технологии — быстрая приладка и повышенная рентабельность при печати малых тиражей просто будет сведена на нет, если перед каждой работой придется менять краску и перемывать машину. Пяти-
красочные работы целесообразнее печатать на другой машине или просто иметь дополнительную однокрасочную машину для впечатывания пятого цвета в тираж, полученный на Anicolor (как, собственно, и поступают в типографии «Формула Цвета»).
■ Анилоксовый вал. Как можно предположить, качество печати и экономический эффект от технологии будут зависть от стойкости использующегося в машине анилоксового вала. Пока недостаточно статистики, чтобы судить о том, через сколько оттисков требуется замена анилокса, — если предварительная цифра от Heidelberg в 50 млн отт. соответствует действительности, то это будет очень выгодная технология, если вал придется менять чаще, то, соответственно, и преимущества технологии будут блекнуть.
■ Формат машины. Очевидно, что не всем типографиям подойдет печатная машина 52-го формата. Большинство крупных предприятий предпочло бы заполучить радости новой технологии на более крупном формате — 74, 102, 105 (или больше). Heidelberg не делает секрета из того, что Speedmaster SM52 выбран на данном этапе как «стартовая площадка» для тестирования и совершенствования новой технологии. В скором, но пока неопределенном будущем планируется расширить (в буквальном смысле) применение красочного аппарата Anicolor и на другие форматы. Так же
стоит отметить, что SM52 с Anicolor позиционируется как альтернатива цифровой печатной технике. Сегмент рынка услуг тот же: малый формат, короткие тиражи. Впрочем, тираж нашей вкладки — 5000 экземпляров с двух сторон — коротким уже не назовешь.
Подводя итог отметим, что хотя сам принцип использования растрового вала в красочном аппарате печатной машины не является новым, Anicolor представляет собой вариантэтой технологии, которая, как нам показалось, уже готова к массовому использованию и коммерческому успеху. Скорее всего компании Heidelberg удастся, в том числе используя свое положение лидирующего производителя листовой печатной техники, в ближайшие годы сделать новый красочный аппарат популярным среди типографий и их клиентов. Если сравнивать Anicolor с другими способами получения стабильного полиграфического оттиска, например, с использованием систем контроля красочных плотностей в реальном времени, то большая простота Anicolor, на наш взгляд, является весомым аргументом в его пользу.
Работа над ошибками
Уважаемые читатели, возможно, заметили, что в этом номере журнала размещено несколько тестовых вкладок, вместо одной традиционной. Дело в том, что в части (примерно 30%) тиража журнала «Курсив» №5-2007 по недосмотру была размещена дефектная вкладка, демонстрирующая разницу в печати с термальных CtР-пластин и традиционных УФ-пластин, выведенных на экспонирующем устройстве швейцарской компании Luescher. Некоторые экземпляры не соответствовали тексту разбора вкладки (опубликованному в том же номере), сделанному по качественно отпечатанному оттиску. Дело в том, что в части тиража на оттисках возникло сильное двоение, которое радикальным образом испортило общее впечатление от проведенного теста. Причем возникло оно на стороне, отпечатанной с УФ-пластин с прямым экспонированием. Так, у читателей может сложиться ошибочное мнение, что результат печати с этих пластин намного хуже, чем с традиционных. На самом деле, как мы и писали в разборе вкладки, никакой разницы нет. Качество печати зависит от качества экспонирующего устройства, а не от пластин. А поскольку оба экспонирующих устройства, которые мы использовали, были высокого класса, то и разницы никакой быть не могло. Причина появления подобного искажения в части тиража (на приладке все было отлично), скорее всего в том, что в какой-то момент в процессе печати ослабло крепление формы или офсетного полотна. Таким образом, издательство «Курсив» приносит свои извинения компании Luescher и ее дистрибутору — ГК «Легион», которая помогала нам в проведении этого теста.
Фргамент вкладки: слева — бракованный отпечаток, справа — качественный
В данном номере мы повторяем этот тест. Однако в этот раз ситуацию еще более унифицировали — оба комплекта пластин (и термальные, и ультрафиолетовые) были выведены в Швейцарии на одинаковых устройствах XPose!, отличающихся только экспонирующими головками. В одном случае они термальные, в другом — специально подобранные для УФ-экспонирования. Результат — на вкладке. Кстати, тест сделан с тех же файлов, что и предыдущий. Теперь на всем тираже хорошо видно, что никакой разницы в воспроизведении обоих сторон нет.
Автор: Статью предоставило издетельство "Курсив"
Темы: Офсетная печать
Обсудить
Сейчас обсуждают
Подписаться
Дайджест новостей отрасли от ПЕЧАТНИК.com, чтобы быть в курсе.