В силу нехватки времени и проблемами в работе с непростыми технологиями и материалами полиграфисты неохотно идут на эксперименты. Однако игнорировать сложные заказы не стоит, ведь они могут открыть новые перспективы для типографии, в том числе и финансовые.
Внедрение новых технологий и материалов всегда требует дополнительных временных и финансовых затрат. И далеко не всегда в условиях постоянной загрузки производства, когда сроки поджимают, можно найти время и возможности для экспериментов. Специалисты компании Ол Принтс Технологии готовы помочь разобраться с уникальными возможностями трафаретной печати, которые позволят получить результаты, недоступные другим способам печати.
Немного истории
Трафаретная печать, как известно, находит применение во многих областях человеческой деятельности. Этот способ воспроизведения изображений не является прерогативой полиграфии, он широко распространен в различных отраслях. Одним из основных его применений является использование в текстильной и легкой промышленности для нанесения изображений на ткани. Эта область применения шелкографии не просто одна из главных, она – ее колыбель.
История развития традиционной технологии трафаретной печати начинается в Японии в конце XVII в. Ее родоначальником можно считать художника Юзенсая Миосаки (1664-1736), который изобрел «волосяные трафареты» для нанесения изображений на кимоно. В Японии был введен закон, запрещающий людям, не входящим в высшие сословия, носить расшитые кимоно. Юзенсай Миосаки нашел способ украшать кимоно, не нарушая новый закон.
Он изготавливал трафареты, наклеивая детали рисунка, вырезанные из бумаги, на сетку из волос. Краска, нанесенная через эти трафареты, растекалась, скрывая рисунок сетки и оставляя на ткани лишь узор (Jan Van Duppen. Manual for Screen Printing. Graphische Werkstaetten GmbH, Luebeck, 1987). Эти трафареты и стали родоначальниками современных сетчатых печатных форм. С тех далеких времен трафаретная печать получила широкое распространение, но декорирование текстиля по-прежнему является одной из основных ее задач.
Переплетение технологий
Сегодня основное направление развития текстильных технологий – различные специальные эффекты. Разработчики предлагают рынку большое разнообразие красок и технологий для их создания. Текстильные краски позволяют формировать объемные изображения, различные фактуры, блеск и глянец. Но тенденции поиска новых изобразительных возможностей свойственны не только текстильной печати. Полиграфисты, особенно при производстве эксклюзивных дорогих работ, также постоянно находятся в поиске новых эффектов. И это порой наталкивает на мысль: а почему бы не позаимствовать интересные решения из других областей?
Так родилась идея использования красок и технологий текстильной печати в эксклюзивной полиграфии. Эту идею уже нельзя назвать новой. Текстильные краски, правда, пока очень редко, но весьма успешно используются для нанесения на бумагу и даже пластики при производстве открыток и другой малотиражной художественной продукции уже немало лет. Но несмотря на то, что эта идея вполне продуктивна и уже имеет историю, ее эксплуатируют крайне мало. Почему?
На наш взгляд, можно выделить три основные причины:
- Технологи и печатники графической печати просто не знают о возможностях использования текстильных красок для нанесения на бумагу и ПВХ, не знакомы с особенностями работы с этими красками;
- На производствах, специализирующихся на графической печати, не всегда имеется необходимое оборудование;
- Не всегда есть возможности для экспериментальной работы, необходимой при внедрении новых материалов, особенно заимствованных из других областей.
Будем рады поделиться своим опытом и продемонстрировать возможность внедрения некоторых красок для печати по тканям в графическую технологию.
Производственная база
Для успешного проведения подобного эксперимента необходимо соблюдение трёх условий:
- Наличие необходимого оборудования;
-Опыт и квалификация персонала;
- Возможность полностью контролировать процесс печати.
Трафаретные печатные машины, эксплуатируемые в нашей стране, в подавляющем большинстве однокрасочные. Если красочность вашей работы 5+0, предпочтительнее использовать автоматическую печатную машину, но тираж вполне можно выполнить и на полуавтоматических станках, проблема лишь в сроке изготовления заказа.
Главным все же является вопрос наличия специального оборудования, позволяющего работать с текстильными красками – высокотемпературного туннельного сушильного устройства. При печати малых тиражей его можно заменить промышленным феном, но сушка феном, к примеру, 5 тыс. оттисков – занятие весьма утомительное и непроизводительное.
Краски, сетки, режимы печати
Возможности трафаретного способа печати в полиграфии будут показаны на примере открытки «С Новым годом», которая напечатана исключительно трафаретным способом без привлечения других полиграфических технологий (кроме вырубки и биговки, конечно).
Из пяти красочных слоев, которые можно увидеть на открытке, четыре сформированы УФ-отверждаемыми красками и лаками производства компании FujifilmSericol (Великобритания), пятый же слой (надпись «С Новым годом») – краска для текстильной печати на водной основе Eurotext (Испания).
Итак, обо всех красках по порядку.
Для печати первых двух цветов – серебра (борода и волосы) и золота (лицо и шапка Деда Мороза) были использованы однокомпонентные (готовые к печати) УФ-отверждаемые краски UU475 и UU461.
UU475 Metallic Silver (серебряный металлик) и UU461 Metallic Gold (золотой металлик) являются готовыми красками для печати презентационных материалов на бумаге, картоне и ПВХ. Для достижения эффекта цветного металлика могут быть подкрашены добавлением до 5% пигментного концентрата.
Готовая к использованию (однокомпонентная, не требующая смешивания с порошками и пастами) металлизированная краска УФ-отверждения – одно из достижений технологов компании Fujifilm SericoL.
В большинстве случаев металлизированные краски УФ-отверждения поставляются только в двухкомпонентном виде – база-связующее (лак) и металлический порошок или паста различных оттенков. При этом и порошок, и паста должны быть адаптированы для смешивания с УФ-основами. Смесь базы и порошка/пасты необходимо готовить в количестве, используемом за одну рабочую смену, и остатки выбрасывать, так как готовая смесь не хранится более 8 ч.
Дело в том, что УФ-отверждаемые связующие (лаки) в жидком (до отверждения) виде быстро окисляют металлики, и краска теряет блеск и яркость, становится тусклой. Серебряная УФ-краска, приготовленная из основы и металлического порошка, при долгом хранении становится просто серой. Понятно, что необходимость замешивать краску на каждую смену и выбрасывать остатки, во-первых, повышает себестоимость продукции, а во-вторых, усложняет технологический процесс: добавляется еще одна операция.
Краски серии UU позволяют снизить стоимость печати и упростить работу. Гарантированный срок хранения красок UU 461 (золото) и UU 475 (серебро) – 6 мес. при соблюдении условий хранения – закрытая тара, непроницаемая для солнечного и другого УФ-излучения и прохладное место. Для получения других металлизированных оттенков в эти краски можно добавлять цветные, в этом случае срок хранения смеси будет ограничен восемью часами. UU 461 и UU 475 предназначены для печати по бумагам, картонам и ПВХ – мягкому и твердому.
Поскольку ассортимент готовых УФ металликов ограничен только двумя оттенками, бронзовая краска была приготовлена из двух компонентов: базы для металликов Uvivid Screen CN 382 – 75% (серия Uviyid Screen CN сейчас снята с производства, новая серия UvXtra VB) и металлизированного порошка MP. Смесь готовилась на одну смену. Серия UvXtra VB – основа для металликов УФ-отверждения, хорошо зарекомендовала себя для печати как на бумагах, так и на различных пленках – от ПВХ до полиэтиленовых.
Для изготовления печатной формы была использована сетка 120.34, нетипичная для работы с УФ-красками. Обычно используются более тонкие высоколиниатурные сетки – 140 нит/см и выше. Они позволяют получить более тонкие красочные слои. Но в данной работе в наши цели не входила экономия краски. Мы стремились показать возможности трафаретной печати, выгодно отличающие ее от других способов. В результате изображение, напечатанное серебряной краской, получилось рельефным (рельеф хорошо ощутим, если провести пальцем по рисунку), что усилило зрительный эффект.
Однако стоит обратить внимание на то, что рельеф хорошо заметен и добавляет эффектности изображению только на серебряной краске, благодаря малой ширине линий, и практически не заметен на золотой, хотя толщина красочных слоев в обоих случаях одинаковая, так как обе краски печатались при одинаковых режимах, и составляет 10-13 мкм.
Отсюда можно сделать вывод, что использование низколиниатурных сеток для создания рельефных изображений целесообразно только в тех случаях, когда соотношение высоты красочного слоя и ширины штрихов изображения позволяют получить заметный рельеф.
Третьим прогоном печаталась голубая перламутровая краска – фон. Этот цвет только с первого взгляда кажется простым, но, если приглядеться, вы увидите, что он необычный. Основа краски – прозрачный глянцевый лак УФ-отверждения Uvibond UV 391, предназначенный для выборочного и сплошного лакирования. В лак было добавлено 10% краски Uviplast 2000 UP230 ярко-синего цвета (серия Uviplast 200 UP снята с производства, замена – серия UvXtra VB) и 20% перламутрового порошка VVU 58 (снят с производства, замена – пигменты Merck).
Четвертым прогоном был напечатан УФ-лак с глиттерами. Для данной работы мы остановились на лаке UL360. В него были добавлены глиттеры двух видов – голографический (13-14% от массы полученной смеси) и серебряный (5%). Оба глиттера имеют размер 100 мкм. Смесь лака с глиттерами печаталась через печатную форму, на основе сетки 32.120.
Нанесение УФ-лаков с глиттерами стало уже традиционной технологией трафаретной печати, широко применяемой для отделки офсетных оттисков. И все же, несмотря на то, что эта технология применяется уже давно, еще многие производства находятся на стадии ее освоения. Поэтому остановимся здесь на некоторых нюансах.
Хороший результат при работе с глиттерами гарантирован только при правильном выборе лака, глиттера и сетки для изготовления печатной формы. Выбирая лак и глиттер для печати, необходимо иметь в виду следующее:
- Глиттер должен быть устойчив к растворителям и компонентам, содержащимся в лаке;
- Лак должен быть максимально прозрачным, так как светорассеяние в его слое приводит к снижению глянца и яркости глиттера;
- Вязкость УФ-лака должна быть достаточно высокой, так как для печати лака с глиттером используются низколиниатурные сетки, и низковязкий лак
протекает сквозь большие ячейки и растекается на оттиске за границы элементов изображения, не позволяя создать четкий рисунок.
При выборе сетки необходимо соблюсти условие соответствия размеров частичек глиттера и ячеек сетки, чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение глиттера сквозь сетку. При выборе глиттера и сетки следует обратить внимание на то, что выбор сетки, в свою очередь, определяет размеры минимальных печатающих элементов. Иногда дизайнеры формируют такие мелкие элементы для печати глиттеров, которые просто невозможно воспроизвести с печатных форм, изготовленных на низколиниатурных сетках. Ниже приведена таблица соответствия размеров частиц глиттеров, номеров трафаретных сеток и минимальных размеров печатающих элементов, воспроизводимых при использовании этих сеток.
Выбор сетки и размера штрихов для печати лаком с глиттером
Размер частиц глиттера, мм | Номер сетки, нит/см | Минимальный воспроизводимый размер печатающих элементов |
0.05х0.05 | 34х43 | 0.4x0.5 |
0.1x0.05 | 24х32 | 0.5x0.7 |
0.1x0.1 | 24х32 | 0.5x0.4 |
0.2x0.1 | 12х15 | 1.0x1.5 |
0.2x0.2 | 12х15 | 1.0x1.5 |
Последняя краска – поздравление «С Новым годом» – это краска на водной основе с эффектом объема и бархатистой поверхности Texpeach, предназначенная для печати по текстильным материалам. Этот эффект мы выбрали из трех вариантов. Кроме него, мы хотели продемонстрировать бархатный эффект «Флок» и объемный гладкий эффект Texup, но нельзя было сразу показать все, пришлось выбирать.
Довольно сложно словами описывать фактурные эффекты. Это как раз тот самый случай, когда лучше один раз увидеть и пощупать, чем сто раз услышать (или прочитать). Тема использования текстильных эффектов на бумаге, на наш взгляд, заслуживает особого внимания, поэтому мы еще будем к ней возвращаться и сможем продемонстрировать другие эффекты.
А пока ограничимся лишь фотографиями «флока». Мы сделали опытную партию – 50 экз. с использованием этой технологии, чтобы прочувствовать ее нюансы при работе с бумагой и убедиться в возможности использования «флока» для производства многотиражной продукции.
Объем и фактура придают оттиску, помимо прочего, тактильные свойства
Технология печати текстильными красками в большинстве своем предполагает полимеризацию красочного слоя под воздействием высоких температур. В инструкции к краске Texpeach читаем, что для ее полимеризации и получения объемного бархатистого эффекта на ткани необходимо воздействие на оттиск температуры 150-160°С в течение довольно длительного времени – 3 мин.
Для полимеризации красок, производства, специализирующиеся на текстильной печати, оснащаются туннельными инфракрасными сушильными устройствами. Длина этих устройств должна обеспечивать необходимое время воздействия температуры на отпечатанное изделие. Если длина сушильного устройства небольшая (меньше 3-4 м), время, в течение которого оттиск находится под воздействием температуры, не соответствует технологическим требованиям.
Однако эти требования относятся именно к текстильным материалам и предполагают обеспечение устойчивости красочного слоя к стиркам. Бумагу же никто стирать не будет, к тому же она сама по себе не имеет высокой устойчивости к температурным воздействиям и попросту может сгореть. Поэтому при нанесении текстильных красок на бумагу время и температуру сушки можно сократить до тех пределов, когда краска высыхает и достигается заданный эффект.
Режимы сушки при этом надо подбирать опытным путем. Для сушки можно использовать даже простой промышленный фен, но производительность процесса будет очень невысока и воспроизводимые тиражи невелики. Туннельное ИК сушильное устройство Sunrise, входящее в состав печатной линии, на которой мы наносили краску Texpeach на наши открытки, не обеспечивает требуемое время сушки, так как его длина всего около 1,5 м. К тому же при включении самой минимальной скорости транспортера бумага начинала подгорать, хотя эффекты – высота подъема красочного слоя и бархатистость поверхности – при этом были более выражены.
Но нам пришлось ограничиться меньшим объемом, чтобы не желтела бумага. Мы довольно много времени потратили на подбор оптимальных режимов и остановились на следующих: температура 160°С, время 15 с. Температуру в туннельной печи мы определяли при помощи специальных индикаторных тестовых полосок, которые предназначены для этих целей в текстильной печати.
Краску готовили путем смешивания трех компонентов: бесцветная основа Texpeach – 80%, бесцветная база Texlakcolor Base – 20%, концентрированный жидкий пигмент – 4 г/кг. Благодаря использованию пигментов-концентратов мы имеем возможность получить краску с любым доступным эффектом любого оттенка и насыщенности цвета.
Для достижения эффекта краску Texpeach рекомендуется наносить через печатную форму, изготовленную на сетках 32.120-43.80. Мы хотели получить более высокий подъем, поэтому использовали сетку 32.100. Но добиться желаемого результата нам все же не удалось. Проблема состояла в том, что на печатной машине был установлен твердый ракель 80 ед. по Шору, который не может обеспечить полное заполнение краской ячеек такой сетки и достаточный краскоперенос.
Мы заменили ракель, установив полотно средней твердости 75 ед. по шкале Шора. Результат стал лучше, но добиться толщины слоя краски, которую можно было получить с мягким ракелем, было невозможно. К сожалению, на момент печати на производстве не имелось в наличии мягкого ракельного полотна, поэтому нам пришлось ограничиться полученным результатом.
Итог
Не все в работе может идти гладко и получаться так, как было задумано, но основная наша цель – опыт, которым мы хотим поделиться, чтобы ваши результаты были лучше. Мы надеемся, что наши эксперименты помогут вам узнать больше о возможностях трафаретной печати и расширить спектр предложения заказчикам.
При подготовке данной статьи использовались публикации в журнале «Курсив» в 2007- 2008 гг.
Руководитель ИТО трафаретной печати ООО «Ол Принтс Технологии»
Беляева Наталья Васильевна,
кандидат технических наук