Скажем фальсификаторам НЕТ!

  10/10/2006 00:00

«На днях крупные заграничные фирмы с мировой известностью обратились в Министерство торговли и промышленности с просьбой оградить права их собственности, так как подделка этикетов этих фирм за последнее время в России приняла грандиозные размеры», – сообщал «Петербургский листок» в далеком 1909 году.

Как и сто лет назад подделка различных товаров – лакомый кусочек для фальсификаторов, желающих заработать на чужом имени. Но сегодня подделка чужой продукции приобрела невиданный размах. Повышенное внимание фальсификаторов привлекают такие товары, как запасные части для автомобилей, сигареты, текстильные изделия и, конечно же, электронные носители информации. Поскольку административно-полицейские методы борьбы с фальсификаторами не могут предоставить стопроцентной защиты, единственным действенным методом защиты товара от подделки становится использование специальных материалов и технологий при производстве этикеток и упаковок.
Считать этикетку и упаковку защищенной можно лишь в тех случаях, когда ее подделка является невозможной или экономически невыгодной, а также когда существуют достаточно простые способы проверки ее подлинности.

Способов защиты продукции от рук фальсификаторов на сегодняшний день, к счастью, достаточно много, причем их число с каждым годом растет, как впрочем, и сами методы фальсификации. Поэтому, чтобы не пытаться объять необъятное, этот материал посвятим исключительно тем, которые реализуются с помощью печатных технологий.

Защищайся красочно
В качестве защитного средства изображений от подделки очень часто используются специальные краски и лаки, которые делятся на следующие группы:
· обладающие специальными оптическими свойствами в видимом свете;
· обладающие специальными оптическими свойствами в УФ- и ИК-излучении;
· обладающие магнитными или токопроводящими свойствами;
· чувствительные к изменениям температуры (термохромные);
· ароматические;
· изменяющие объем.

Специальными оптическими свойствами в видимом свете обладают металлизированные, перламутровые и люминесцентные краски и лаки.

Металлизированные – имитируют благородные металлы, так как на треть состоят из металлических пигментов серебристого или золотистого цвета. Серебристый оттенок обеспечивает алюминиевая пудра, а золотистый – бронзовая, полученная из сплава меди и цинка.

Металлизированные краски бывают двухкомпонентными и однокомпонентными. Двухкомпонентные краски смешиваются перед использованием, однокомпонентные сразу готовы к применению. Минус двухкомпонентных – необходимость мешать краски в строгой пропорции и требуемом количестве, так как при хранении готовой смеси краска тускнеет и теряет свою яркость. В настоящее время практически всегда используются однокомпонентные краски, так как они обеспечивают стабильность, простоту использования и оперативность процесса печати.

Перламутровые – это краски и лаки с глянцевым эффектом, который построен не на основе металлических пигментов. Они не содержат тяжелых металлов, таких как медь, цинк, поэтому экологически безвредные.

Благодаря тому, что металлизированные и перламутровые краски и лаки отличаются специфическим блеском, их воспроизведение с помощью копировальной техники невозможно.
Люминесцентные краски и лаки могут обладать собственной люминесценцией или накапливать люминесцентный эффект. Первые люминесцируют при дневном свете, а вторые светятся в темноте.
Разновидностью люминесцентных красок являются флуоресцентные краски.
Флуоресцентные краски обеспечивают получение эффекта свечения, благодаря включению в их состав частиц люминофоров – веществ, способных люминесцировать (светиться). Люминофоры поглощают ультрафиолетовые лучи из невидимой области спектра или видимый свет и излучают свечение в определенной части видимой области спектра, благодаря чему достигается эффект свечения красочного слоя. Цвет флуоресценции может быть подобран для любой части видимой области спектра. В цветовых справочниках Pantone представлены цвета флуоресцентных красок от Pantone 801 до Pantone 807.

Надежда Кригер, директор екатеринбургского филиала ЗАО «Итрако»: «С точки зрения технологии процесс печати флуоресцентными красками не отличается от печати традиционными офсетными красками. Для получения более качественных оттисков предпочтительнее печатать с металлических форм. Наилучшего эффекта удается добиться при нанесении на оттиск толстого слоя краски. Для повышения толщины красочного слоя можно использовать печать в несколько прогонов.

При печати необходимо избегать использования тонированной или цветной бумаги. Максимальный зрительный эффект флуоресценции дают яркие цветные плашки, в контрастном сочетании с черным фоном, а печати полутонов и мелких штриховых работ на белом фоне лучше избегать. Идеальной для печати флуоресцентными красками является немелованная бумага с хорошей впитывающей способностью. Хорошие результаты могут быть получены и на мелованной бумаге. При печати на мелованной бумаге рекомендуется добавление в краску сиккатива, чтобы улучшить ее схватывание с бумагой и повысить устойчивость красочного слоя к истиранию. Для дополнительного повышения прочности оттиска к истиранию рекомендуется лакировать изображение.

По своей природе флуоресцентные краски не являются устойчивыми к высоким температурам, поэтому не стоит использовать данные краски в тех случаях, когда послепечатная обработка предусматривает нагрев отпечатка».

Для идентификации подлинности документа могут использоваться и краски, обладающие специальными оптическими свойствами в УФ- и ИК-излучении. Подобные краски светятся в УФ- или ИК-лучах либо, напротив, становятся невидимыми. При дневном свете они также могут иметь определенную окраску или быть невидимыми. Некоторые краски под воздействием УФ- или ИК-излучения демонстрируют эффект метамерии (данный эффект возникает при освещении объекта различными источниками света).

Краски, обладающие магнитными или токопроводящими свойствами, включают в свой состав особый металлический компонент, не влияющий на их колориметрические характеристики. Для идентификации отпечатков используются специальные магнитные детекторы.

Термохромные краски отличаются чувствительностью к воздействию тепла. Такие краски могут при нагреве проявляться, становиться невидимыми или менять цвет. В зависимости от вида термочувствительного пигмента изменение цвета может быть обратимым или необратимым. В первом случае при понижении температуры краска приобретает исходный цвет, во втором – цвет не восстанавливается.

Надежда Кригер: «В связи с тем, что термохромные краски при комнатной температуре практически бесцветны, контроль качества печати затруднен. В качестве вспомогательного средства можно предложить использование пакета со льдом или охлаждающей аэрозоли.

Термохромные краски предназначены для листовой печати, причем печатные машины могут быть оснащены увлажняющими аппаратами любых типов. При печати необходимо наносить слой краски максимально возможной толщины, поскольку интенсивность термохромных красок несколько ниже, чем у обычных. Для увеличения толщины красочного слоя можно использовать печать в несколько прогонов.

Для достижения наилучшего цветового контраста отпечатка цвет запечатываемой поверхности должен быть нейтрально белым. Бумаги, имеющие желтоватый оттенок, для печати термохромными красками использовать не рекомендуется.

Поскольку структура пигмента, использующегося в термохромных красках, довольно грубая, то лучше избегать сюжетов с большой площадью печатного изображения, а печатать штриховые изображения небольшого размера.

Если термохромная краска должна быть нанесена на невпитывающий материал, то запечатываемую поверхность вначале необходимо загрунтовать фолиевыми белилами».

Ароматические краски и лаки содержат специальные вещества, придающие им устойчивый запах.

Изменяющие объем краски и лаки позволяют получать рельефное изображение. В процессе их закрепления толщина красочного или лакового слоя значительно увеличивается, создавая на оттиске рельеф. Все краски и лаки, предназначенные для нанесения на упаковку или этикетку, должны обладать повышенной стойкостью к истиранию, воздействию химических веществ и светостойкостью.

Защита – дело тонкое
Защитные изображения – можно разделить на несколько групп:
· тонкая графика и микрографика;
· скрытые изображения;
· штрих-код;
· переменная информация.

Композиции из графических элементов малой толщины (гильоширные элементы и тангирные сетки) – одни из самых распространенных методов защиты печатной продукции. Гильоширные и тангирные композиции – это системы пересекающихся кривых, тонких линий, образующих фоновые рисунки, которые из-за малой толщины линий не могут быть корректно сосканированы, а значит, и воспроизведены с помощью копировальной техники. Толщина графических элементов выбирается исходя из возможностей репродукционной системы, то есть формного и печатного оборудования. Очевидно, что чем тоньше линии, тем сложнее их воспроизводить при подделке. В настоящее время для создания гильоширных элементов и тангирных сеток применяется специализированное программное обеспечение.

С целью затруднения фальсификации толщина линий может варьироваться, а композиция может накладываться на растровые изображения, создавая иллюзию трехмерности. Еще одним способом осложнить подделку тонких линий является многокрасочная печать. Добиться требуемой точности наложения красок при последовательном запечатывании материала в нескольких секций печатной машины чрезвычайно сложно, поэтому для многокрасочной печати гильоширных и тангирных элементов используются технологии орловской и ирисной печати.

Орловская печать была изобретена в конце XIX века служащим Экспедиции заготовления государственных бумаг Иваном Ивановичем Орловым. Первая специализированная машина для орловской печати была изготовлена в 1892 году. При орловском способе печати наряду с цветоделенными формами дополнительно применяется сборная печатная форма с изображением всего оригинала. С цветоделенных форм краски переносятся через офсетные цилиндры (или общий офсетный цилиндр) на сборную форму, а затем сформированное таким образом многокрасочное изображение переносится на запечатываемый материал. Благодаря этому удается добиться четкого воспроизведения штрихов, печатаемых разными красками, без разрыва в местах перехода одного цвета в другой. Вместе с тем, вследствие смешивания красок, цветовые переходы между частями штрихов, печатаемыми разными красками, получаются плавными. Такие оттиски обладают очень высоким уровнем защиты, так как воспроизвести их другими способами невозможно, а использование оборудования орловской печати предоставлено исключительно Государственному производственному объединению «Гознак» без права перепродажи и передачи указанного оборудования другим предприятиям.

Технология ирисовой печати (от гр. iris — радуга) предусматривает нанесение нескольких красок с одной печатной формы. Краски помещаются в один красочный ящик, разделенный перегородками. Из-за малого хода растирочных валиков краски смешиваются на ограниченном участке, что позволяет получить эффект плавного перехода цветов. Ирисовый эффект может быть реализован только при использовании высоковязких красок, поэтому ирисовыми красочными аппаратами комплектуются листовые офсетные машины.

Гильоширные элементы и тангирные сетки целесообразно применять только в комбинации с другими способами защиты. Для идентификации подлинности документа, защищенного с помощью тонкой графики, визуального контроля не достаточно – необходимо использование увеличительных приборов.

Микрографика представляет собой композиции из тонких графических элементов, мелкие детали которых визуально не различимы. Микропечать может быть представлена как в качестве микротекста (текст, воспринимаемый человеческим глазом в виде сплошных линий, но читаемых с помощью увеличительных приборов), так и в качестве микроузора (рисунок из тонких, плотно расположенных линий и геометрических элементов). Микропечать обеспечивает защиту этикеток от копирования из-за невозможности достижения при этом необходимого разрешения: при копировании с использованием разных способов сканирования или при растрировании изображений микропечать не воспроизводится, а при использовании фотомеханических процессов она передается со значительными искажениями. К микрографике можно отнести и изображения, созданные с помощью растров со сложной формой точки, например в виде многоугольников, звезд и т.п.

Скрытые изображения представляют собой графические элементы, специально спрятанные в оформлении печатной продукции, например в композициях тонкой графики. Скрытые изображения становятся видимыми либо при рассматривании оттиска под определенным углом, либо при контроле с использованием специальных инструментов. При фальсификации этикетки скрытые изображения либо разрушаются и становятся невидимыми на копии, либо наоборот – проявляются, свидетельствуя о подделке. Примером второй разновидности таких изображений являются рисунки или надписи, проявляющиеся при фальсификации документа с помощью копировально-множительной техники.

К защитным изображениям относятся и штрих-коды. Существует множество штрих-кодов, которые применяются в разных областях жизни в зависимости от спецификации. В основном используются одно-, двух- и трехмерные коды, причем в торговле и промышленности чаще всего находят применение одномерные коды (по оси Х), которые могут считываться простейшими средствами.

Под понятием двухмерного кода понимают представление информации по осям Х и Y. Здесь два одномерных кода печатаются один под другим, и обеспечивается связь между ними. Причина создания двухмерных штрих-кодов заключается в том, что одномерный код занимает очень много места при представлении больших объемов информации. Достоинством большинства комплексных двухмерных кодов является то, что вся информация на них доступна, даже если этот код на 50% разрушен.
В трехмерных кодах наряду с носителями информации по осям Х и Y добавляется цвет как дополнительный третий носитель данных, и поэтому можно говорить о третьем измерении штрих-кода. Одним из достоинств трехмерного кода является возможность кодирования данных, специфических для разных стран. Таким образом, можно, например, наряду с латинским алфавитом кодировать знаки кириллицы, китайские или японские иероглифы.

Одним из способов идентификации изделия и упрощения обнаружения подделок может быть печать переменной информации, то есть персонализация документации, разновидностью которой является нумерация. Для печати переменной информации применяются нумерационные головки и цифровые печатающие устройства.

Защита с изюминкой
Говоря о способах защиты этикетки и упаковки от подделок, нельзя не упомянуть о дифракционных оптических переменных изображениях, которые представляют собой защитные элементе, в основе которых лежит использование физического свойства дифракции света.

OVD (optically variable device) – это совокупность определенных оптических признаков, располагаемых между слоями фольги. Защитные материалы OVD – материалы, меняющие свои оптические свойства в зависимости от угла зрения или освещения, самые распространенные из которых голограммы. Как средства защиты OVD ценны тем, что скопировать их с помощью сканера или другого цветного копировального устройства практически невозможно. OVD делятся на дифракционные DOVID и на признаки с интерференционной структурой. К защитным оптическим элементам DOVID относятся голограммы: 2D/3D стереограммы, кинетические решетки, ДОТ-матрикс, кинеграммы эксельграммы, в которых изображение формируется электронным пучком. При записи голограмм электронным пучком реализуется не только микротекст, наблюдаемый при 10-кратном увеличении, но и нанотекст, размеры которого существенно меньше 100 микрон. В зависимости от цели применения OVD производятся в виде этикеток или фольги для горячего тиснения.

Можно выделить несколько типов OVD:
З-D-голограммы – объемные голограммы, передающие трехмерный эффект и глубину реальной модели. Для создания этого типа голограмм всегда используется модель в масштабе 1:1. Под сильным направленным лучом света создается великолепный оптический эффект.

2-D-голограммы – плоские голограммы, базирующиеся на двухмерной графике, которая содержит всю информацию в одной плоскости. Голограммы этого типа отличаются прекрасным бриллиантовым блеском и не требуют сильного источника света.

2-D/3-D-голограммы – базируются на двух или трех наборах двухмерной графики. Если в двухмерной голограмме вся информация располагается в одной плоскости, то голограмма 2-D/3-D состоит из двух и более плоскостей изображения, которые создают в конечном итоге эффект перспективы (параллакс). Благодаря четким контурам рисунка и светящимся краскам, которые могут быть видны при различных условиях освещения, этот тип голограмм используется наиболее часто.

Цифровые голограммы – созданное на компьютере изображение, которое базируется на одном уровне и разрешается в форме растровых точек. Этот тип голограмм позволяет передавать специфическую игру красок и эффект движения.

Гелиограммы – базируются на линейной графике на одном уровне (в одной плоскости). Комбинация графических элементов с эффектом движения дает очень высокую выразительность.

Trustseal – полностью компьютерная технология, является оптической защитной структурой, позволяющей достичь более четкого и яркого изображения и расширить разнообразие зрительно воспринимаемых эффектов. Trustseal позволяет создать и передать значительно больше всевозможных оптических эффектов, чем голографическое изображение, что в значительной степени позволяет повысить степень защиты. Изображение, полученное при использовании технологии Trustseal, позволяет воспроизводить многоцветные изображения с изменением оттенков при повороте в разные стороны как по горизонтальной, так и по вертикальной осям, а также передавать в дизайне эффект линз глубокого воздействия, при котором светлые лучи, исходя из виртуальной точки, сходятся и расходятся под основным изображением. При рассматривании изображения с помощью ламп с малым углом рассеивания, различные световые лучи могут восприниматься как цветной спектр. Также возможно получить в изображении радугу.

Для повышения защитных свойств в OVD могут вноситься различные дополнительные эффекты, которые улучшают ее оптическое воздействие*.
· 2-канальное изображение
Два наложенных друг на друга рисунка (один рисунок на канал) дают великолепный оптический эффект, когда в зависимости от угла зрения виден только один из двух мотивов. Возможно трех и более канальное изображение.
· Сепарация красок
Графическое и пространственное воздействие голограммы может быть усилено за счет увеличения числа одновременно видимых красок и затенений.
· Окантовка
Цветные участки голограммы могут окантовываться различным образом и подчеркиваться за счет использования контрастов:
- черная окантовка без дифракционной структуры;
- белая окантовка посредством матовой или глянцевой границы раздела;
- цветная окантовка, производимая за счет использования специальных оптических кодированных рельефных структур, которые дают хороший контраст и при слабом освещении.
· Призматические компоненты
Речь идет об использовании линзового эффекта. При изменении угла наклона голограммы призматические компоненты создают эффект динамичных линий. Так как создание этого эффекта требует сложного комплекса технологий, подделка его является практически невозможной.
· Микротекст
Величина шрифта лежит в границах от 1 мм, когда текст можно различить и невооруженным глазом, до 0,1 мм, когда текст различим только при помощи лупы.
· Нанотекст
Защитный элемент для Trustseal. Очень мелкий текст, различимый только с помощью лупы.
· Картина в серых тонах
Применима только для Trustseal. Любое изображение в различных оттенках только серого цвета.

Голография – физический принцип регистрации изображений, несколько отличный от традиционных способов, в основе которых лежит фотографический процесс. Это метод записи и воспроизведения изображения объекта (в том числе и реального) с помощью лазера, при котором фиксируется не само изображение, а картина интерференции отраженного им света.
Процесс производства голограмм весьма трудоемкий и требует высокой квалификации специалистов, наличия специального оборудования. Скопировать голограмму на фотоаппаратуре невозможно, достоверно воспроизвести качественную голограмму крайне сложно. Ее защитными элементами являются следующие компоненты: объемное изображение, состоящее из нескольких плоских планов, которые находятся на разной глубине; объемные изображения реальных моделей; плоские двумерные голограммы чрезвычайно высокой точности; голографические стереограммы; создание изображения с использованием кинематического эффекта (изменение цвета или геометрических размеров элементов при изменении угла зрения) и др.

Существует несколько видов голограмм, различающихся по областям использования, однако, определяющими являются два: декоративные и защитные.

Известна и иная классификация голограмм – по способу их изготовления. Она включает в себя три типа:
· аналоговый – при изготовлении используется оптический стол (большая металлическая плита, которая устанавливается на специальных балансирующих элементах для достижения максимальной точности в создании оптической схемы для записи), соответствующий лазер.
· электронный – запись голографического изображения на матрице производится электронным пучком по заранее составленной компьютерной программе (кстати, мультиплексные голограммы являются одним из результатов электронного способа).
· комбинированный – включает элементы производства двух других способов.
Комбинированный способ — самый дорогой, а аналоговый — самый дешевый.

Итак, мы видим, что защита от подделки – это целый комплекс защитных элементов, вносимых в этикетку или упаковку при ее изготовлении с целью предотвращения фальсификаций и облегчения диагностики подделок. Причем чем выше степень защищенности, тем количество этих элементов должно быть больше.

Автор: Подготовила Ольга Михеева

1742
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают





 
Rating@Mail.ru