По приглашению компании Итрако представитель типографии «МС Принт» принял участие в семинаре, который прошёл 14 мая 2008 года в зале «Юпитер» гостиничного комплекса «Космос». Семинар был посвящён материалам для шелкографии и его вели Елена Воронина и Дэвид Паркер. Вот краткое и схематическое описание этого семинара.
Первым делом была рассмотрена проблема выбора трафаретов.
Как правильно выбрать систему трафаретов
На выбор трафарета влияют:
Запечатываемый материал: бумага, пластик, металл, ткань и т.д.;
Тираж (10 экземпляров, 1000, 100 000 и т.д.);
Требования к качеству (низкое, среднее, высокое);
Краска
- на водной основе;
- светостойкая, эластичная, металлик, токопроводящая, диэлектрическая и т.д.;
- сольвентная;
- Уф отверждения.
Сетка
Материал волокна: нейлон, полиэфир, таль, никель.
Структура волокна: моно, мульти, смешанное, саржевое, холщовое переплетение.
Линиатура: грубая , низкая, средняя, высокая.
Диаметр нити: S, T, HD.
Цвет: белый, жёлтый.
Обработка: антистатическая, плазменная.
Трафарет: прямой, косвенный, капиллярная сетка.
Химикаты: обработка сетки, изготовление трафарета, очистка от краски, очистка сетки/регенерация.
Далее лекторы детально рассмотрели несколько примеров.
Пример 1
Область применения: футболки.
Запечатываемый материал: хлопок.
Тираж: 1000
Характеристика изображения: 4-х красочное растровое изображение.
Линиатура вывода: 65 lpi
Сетка: 120.34
Краска: пластизолевая
Рекомендации к трафарету: Autotype Plus 7000
Почему?
- качество печати должно быть высокое, значит требуется высококачественная эмульсия;
- агрессивная краска, поэтому требуется эмульсия, устойчивая и к воде и к растворителям;
- тираж короткий, предполагается повторное использование, поэтому требуется эмульсия, которая хорошо удаляется.
Пример 2
Самоклеящиеся этикетки
Запечатываемый материал: ПЭ плёнка.
Тираж: 100 000
Характеристика изображения: 2-х красочное штриховое изображение.
Качество: низкое/среднее
Сетка: 150.34 полиэфирное моноволокно
Краска: Уф отверждаемая
Рекомендации к трафарету: Autotype Plus II Classic
Почему?
- требования к качеству не очень высокое, не требуется эмульсия с высоким содержанием твердых веществ.
Пример 3
CD диски
Запечатываемый материал: поликарбонат.
Тираж: 2000
Характеристика изображения: 4-х красочное штриховое изображение.
Линиатура вывода 120 lpi
Качество: низкое/среднее
Сетка: 165.27 полиэфирное моноволокно, холщовое плетение, жёлтая
Краска: Уф отверждаемая
Рекомендации к трафарету: Autotype Сapilley CP (контролируемый профиль).
Почему?
- необходим тонкий гладкий трафарет, чтобы минимизировать толщину красочных слоёв;
- высокое требование к качеству;
- формат трафарета маленький, стоимость формы будет невелика.
Пример 4
Визитные карточки.
Запечатываемый материал: бумага плотностью 200 гр/м2.
Тираж: 200
Характеристика изображения: 2-х красочное штриховое изображение.
Качество: высокое – лицо фирмы
Сетка: 120.34 полиэфирное моноволокно, холщовое плетение, жёлтая.
Краска сольвентная.
Рекомендации к трафарету: Autotype Five Star
Почему?
- высокое требование к качеству;
- маленький тираж, требуется быстрая оборачиваемость трафаретных форм;
- краска на сольвентной основе, поэтому не требуется водостойкий трафарет.
Autotype Five Star обладает неоспоримым преимуществом: с его помощью можно получить форму с разрешающей способностью 50 мкм.
Пример 5
Билборды.
Запечатываемый материал: бумага для постеров.
Тираж: 500
Характеристика изображения: 4-х красочное растровое изображение Sign Tronic CTS.
Краска: Уф отверждаемая.
Качество: низкое
Сетка: 150.31 полиэфирное моноволокно, белая.
Рекомендации к трафарету: Autotype Plus CTS MINI
Почему?
- устройство CTS требует быстро экспонирующейся эмульсии;
- большой формат;
- УФ краски;
- трафареты должны легко регенерироваться;
- относительно низкое качество (большая растровая точка) – так как изображение очень большое и должно рассматриваться с большого расстояния.
Исходя из вышеперечисленного, лекторы сделали глубокомысленный вывод, с которым трудно не согласиться: НЕТ ПРОСТОГО РУКОВОДСТВА ПО ВЫБОРУ ТРАФАРЕТА.
Надо учитывать требования к материалу для печати, свойства краски, характеристики сетки, качество и линиатуру вывода изображения и, наконец, экологические требования. Как нет универсальной краски для печати, так и нет универсальных трафаретных форм.
Решение проблем трафаретной печати
Преждевременное разрушение трафарета
Неполная проработка мелких деталей
Трудное проявление деталей
Плохое качество печати
Трудности при регенерации
Причины преждевременного разрушения трафарета:
- неправильная подготовка сетки
- неполное высыхание копировального слоя перед экспонированием
- недоэкспонирование.
Неправильная подготовка сетки чаще всего бывает из-за неправильно шерохования сетки. Некоторые сетки бывают очень гладкими и тогда шерохование дает улучшение сцепления, но надо помнить, что существуют сетки, имеющие специальную обработку производителя, тогда шерохование не требуется.
Вторым существенным и важным моментом подготовки сетки является её обезжиривание. При проведении кторого необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- сетку необходимо обезжиривать непосредственно перед каждым изготовлением трафарета, а не за неделю;
- хорошо обезжиренная сетка хорошо смывается водой, если вода стекает с сетки струями, значит сетка недостаточно хорошо обезжирена, поэтому всегда промывайте сетку сверху вниз, а не насквозь.
- используйте фильтры для очистки воды и предотвращения попадания посторонних частиц на поверхность сетки и её разрушения;
- используйте Autotype Mesh Prep или CPS Degreaser Gel conc 1:5/20, которые обеспечивают наилучшую адгезию;
CPS Degreaser Gel обладает ещё дополнительным преимуществом – его применение обеспечивает сетке и антистатическую обработку.
Autotype Mesh Prep особенно незаменим, если работа предполагает использование капиллярных плёнок.
Следующий вывод можно повесить в любой типографии: НЕЛЬЗЯ НАПЕЧАТАТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ МЫ ИЗГОТОВИЛИ ТРАФАРЕТ!
Точечные проколы
Причина:
- неправильная подготовка сетки, чаще всего происходит из-за попадания пыли между диапозитивом и трафаретом.
Решение:
- работайте в обеспыленных помещениях, стирайте чаще шторы на окнах;
- используйте специальные салфетки;
- сушите трафареты в сушильных шкафах чистым, отфильтрованным воздухом, а не вентилятором «Ветерок», гоняющим пыль с пола;
- для капиллярных плёнок используйте Caplicator.
Неполное высыхание
Все трафареты прямого копирования должны быть полностью высушены перед экспонированием, если трафарет не полностью высушен, он будет очень мягким и при печати быстро разрушится.
Когда в рабочих помещениях наблюдается повышенная относительная влажность или идёт дождь, трафареты следует сушить более тщательно.
Недоэкспонирование
Все трафареты нуждаются в УФ свете для отверждения. Если трафарет не получил необходимого количества УФ энергии, он никогда не будет полностью отверждён. Всегда используйте источник Уф излучения правильного диапазона. Помните, что рабочий ресурс лампы 1000 часов.
Одна из причин недоэкспонирования – копирующий слой подсвечен или перегрет.
Решение:
- хранить трафареты и копировальные слои в прохладном и тёмном месте при безопасном (не активном) освещении, используйте для освещения помещения желтые лампы фирмы Philips;
- используйте Autotype Exposure Calculator для выбора правильного времени экспонирования;
- убедитесь в правильном выборе источника УФ света (длина волны) и регулярно меняйте лампы.
Полнота экспонирования светочувствительных материалов является одной из важнейших характеристик для качественного изготовления трафаретных форм, определяющая тиражеустойчивость, разрешающую способность и четкость краёв печатных элементов, простоту и лёгкость процесса регенерации трафарета. Для определения оптимального времени экспонирования и постоянного контроля этого процесса рекомендуется использовать тестовую фотоформу «Калькулятор экспонирования» MacDermid Autotype Exposure Calculator. Тестовая фотоформа позволяет быстро и просто определить лучшую продолжительность экспонирования для светочувствительных копировальных слоёв как жидких, так и на плёночной основе для прямого и косвенного способа получения трафаретных форм.
Неполная проработка деталей
Причина – использование белой сетки.
Решение – используйте жёлтую сетку и увеличьте время экспонирования.
Причина – плохие геометрические характеристики источника света.
Решение:
– увеличить дистанцию до источника света;
- сократить отражение света.
Причина – неполный контакт между диапозитивом и трафаретом.
Решение:
- усилить вакуум;
- расположение на трафарете диапозитива эмульсия к эмульсии;
- не удалена подложка капиллярной плёнки;
Причина – пыль между трафаретом и диапозитивом
Решение:
- очищать трафарет и диапозитив от пыли с использованием специальных салфеток;
- при использовании капиллярных плёнок применять липкие ролики Teknek/
Позитивный пилообразный край
Причина – высокая шероховатость трафарета (Rz) или незначительная толщина трафарета (EOM).
Негативный пилообразный край
Причина – слишком толстый слой трафарета (большая величина EOM)
Решение:
– увеличить давление ракеля в пределах допустимой величины растискивания точки;
- уменьшить слой трафарета.
Трудности при регенерации
Причина.
Если копировальный слой с трудом удаляется с трафарета, то это, возможно недоэкспонирование.
Появление беловатых пятен после удаления копировального слоя.
Недоэкспонированный трафарет мягкий и позволяет растворителям растворять ацетаты копировального слоя из-за чего и появляются белые пятна. Ацетатные пятна обычно требуют использования средств для удаления «теней»
Решение – всегда используйте Haze Remover HV.
- наносите гель при помощи желоба равномерно и экономично и только на сухую сетку.
Далее на семинаре были рассмотрена уникальная программа «Модулятор муара», разработанная Стивеном Эбботом, который исходил, что муар- это сложная математика. Если вы можете предсказать появление муара, значит вы можете управлять. Программа распространяется фирмой MacDermid бесплатно. Она позволяет менять угол наклона растра, размер ячейки сетки и линиатуру вывода. Манипулируя данными значениями можно вычислить оптимальные параметры для полноцветной печати без муара, 100% гарантии не даёт и эта программа, но избежать большинство проблем она поможет реально. Программа не учитывает диаметр нити и угол натяжения.
Следующим интересным моментом была демонстрация анализатора изображения. Аппратно-программный комплекс позволяет объективно учитывать качество изображения. Путем введения понятия абсолютной ошибки AE и определив, что AE = 0 это показатель превосходного качества, получаем, чем хуже печать, тем более высокий показатель AE. Так у понятия «плохое качество» AE = 60, «удовлетворительное качество» будет характеризоваться величинами в пределах 22-28.
Преимущества этого комплекса:
- любые изменения в процессе производства могут быть отслежены;
- измерения занимают небольшой промежуток времени;
- числа не лгут.
- численные выражения качества позволяют оценить возможности производственного процесса.
На семинаре был и законспектировал для вас Игорь Тулин.
Автор: Игорь Тулин
Обсудить
Сейчас обсуждают
Подписаться
Дайджест новостей отрасли от ПЕЧАТНИК.com, чтобы быть в курсе.