То, что вы прочтете ниже, посвящено широкоформатным ламинаторам, применяемым в широкоформатной струйной печати, и некоторым секретам их использования. Полиграфические ламинаторы здесь не обсуждаются, поскольку они ориентированы на узкую задачу (ламинирование офсетной продукции) и не приспособлены для выполнения других функций, востребованных в современном рекламном агентстве.
О назначении ламинаторов
Этот короткий раздел – для тех, кто только начинает свой путь в широкоформатной рекламе.
У ламинаторов всего четыре задачи: ламинирование, инкапсулирование, монтирование и термоперенос.
Ламинирование. Как вы, наверное, догадываетесь, основное назначение ламинирования – защита изображения от различных внешних воздействий, к каковым могут относиться пролитый кофе, всевозможные попытки помять, соскоблить, исцарапать изображение, влажная уборка помещений, дождь, снег... Но опытные пользователи знают и о другом ценном свойстве ламинирования: оно может значительно улучшить качество изображения. При использовании глянцевых пленок изображение "проявляется" – краски становятся более контрастными и сочными. Благодаря эффекту "проявления" недорогая бумага с покрытием приобретает вид роскошной фотобумаги. Правда, если изображение имеет участки с плотной заливкой (более 100%), без настоящей фотобумаги скорее всего не обойтись.
Особый вид придают изображению ламинирующие пленки со специальной фактурой.
Инкапсулирование – процесс двусторонней закатки изображения в пленку, при котором оно запечатывается со всех сторон кромкой из слипшихся пленок.
Прежде всего инкапсулирование применяют для защиты изображений, предназначенных для наружного применения (если ограничиться ламинированием с одной стороны, влага со стороны кромок будет проникать под пленку и постепенно размывать изображение – это касается изображений, напечатанных как на бумаге, так и на пленке).
Необходимо инкапсулирование и при изготовлении мобильных стендов. В ряде конструкций требуется применение носителей изображения повышенной жесткости (для получения ровной поверхности) при сохранении возможности скручивать их в рулон (для перевозки). Чтобы выполнить оба условия, при инкапсулировании используют толстые пленки (200 мкм). Сразу скажу, что далеко не каждый ламинатор способен выдавать качественные результаты при работе с пленками такой толщины.
Монтирование – это накатка изображений на жесткие основы (планшеты). Частный случай монтирования – прикатка двустороннего скотча при изготовлении напольной рекламы.
Термоперенос – перенос красителей со специальной трансферной бумаги на несущую поверхность (бумага, баннер, пластики, металлы и т. д.). Широко применялся в электростатической печати, а в последнее время появилась трансферная бумага и для струйной печати (Rexam Graphics).
К методу сублимационной печати эта технология не имеет никакого отношения. Перенос сублимационных красителей осуществляется при температуре 190-210°С, которая обеспечивается только в специальных устройствах для сублимационного термопереноса (в ламинаторах максимальная температура редко превышает 150°С).
О ламинаторах рулонных и пакетных
По способу использования расходных материалов ламинаторы можно разделить на рулонные и пакетные. В широкоформатной струйной печати наибольшее распространение получили рулонные ламинаторы (расходные материалы подаются из рулонов, а изображения можно получать как на листах, так и в рулонах).
Преимущества этого способа:
• расходные материалы в рулонах дешевле листовых;
• производительность рулонных ламинаторов выше, чем у пакетных.
Есть и свои сложности. Прежде всего, требуется определенное время на заправку ламината – надо протянуть пленку между валами, отрегулировать натяжение, температуру, скорость, давление, сделать пробную ламинацию (прогнать метра полтора пленки, чтобы убедиться в отсутствии морщин, складок и т. п.). Пробная ламинация – это еще и дополнительные затраты, а если ее результат окажется неудовлетворительным, всю процедуру заправки нужно начинать заново. Хорошо, если вы знаете, какие режимы требуется устанавливать для применяемой пленки (вернее даже сказать – для комбинации "пленка-бумага"): в противном случае на их подбор придется тратить некоторое время (и деньги, соответственно). Из всего сказанного вытекает еще одна проблема: рулонный ламинатор должен обслуживаться специально обученным оператором. Ну и наконец, в силу большей конструктивной сложности, рулонные ламинаторы дороже пакетных.
Конструкция пакетных ламинаторов проще: у них отсутствуют механизмы рулонной подачи и/или подмотки, а также система натяжения пленки (натягивающие валы здесь просто не нужны), нет необходимости в силиконовых валах. Изображение можно получить только в виде листов, а расходные материалы представляют собой пакет того или иного формата, внутрь которого вы закладываете изображение и пропускаете через ламинатор. Процесс работы в определенной степени автоматизирован: вы задаете тип используемого пакета, а все параметры ламинатор устанавливает сам. Никаких специальных навыков работа на пакетном ламинаторе не требует. Всё это – очевидные плюсы.
Столь же очевидны минусы:
• расходные материалы в пакетах дороже материалов для рулонных ламинаторов;
• одностороннее ламинирование не предусмотрено;
• производительность ниже, чем у рулонных ламинаторов.
Подведем итог. Итак, рулонные ламинаторы выгоднее при выполнении больших объемов однородной работы, а пакетные устройства хороши для разнообразных эпизодических работ.
Конструктивные особенности рулонных ламинаторов
Широкоформатный рулонный ламинатор, несмотря на внешнюю простоту выполняемых им операций, представляет собой технически сложное устройство, объединившее достижения инженерной мысли в самых разных областях. Основополагающие принципы надежной и долговременной работы ламинатора – жесткость его конструкции и точность механики. При соблюдении этих принципов все валы будут соосны и синхронизированы, механизмы настройки натяжения пленки обеспечат на всех участках ее прохождения стабильное и равномерно распределенное усилие, зазор между валами можно будет оперативно перестраивать, не опасаясь перекосов, давление и температура на валах будут соответствовать заданной величине. Без этого ламинатор просто станет гнать брак…
Короткие описания важнейших элементов ламинатора.
• Два передних ведущих вала – основа любого ламинатора. Они-то и осуществляют прикатку пленки. Возможны различные комбинации валов: оба горячие (самый дорогой вариант), горячий вал – только верхний, оба вала холодные. Как правило, это резиносиликоновые валы.
• Два задних холодных вала выполняют двойную функцию. Во-первых, при горячем ламинировании и инкапсулировании они предотвращают "стягивание" и "волнистость" ламинированного изображения на выходе ламинатора. В отсутствие натягивающих валов это особенно заметно при ламинировании полипропиленовыми пленками тонких бумаг – газет или, например, карт. При нагревании пленки вытягиваются, а, охлаждаясь, дают в результате усадки необратимый эффект "стягивания" изображения, образуя на поверхности "волны" и морщины. Во-вторых, при наличии на ламинаторе реверса, эти валы позволяют выполнить работы по ламинированию или монтированию с обратной стороны ламинатора, не дожидаясь охлаждения основных валов.
• Охлаждающий вал способствует лучшему качеству горячего ламинирования. Рекомендуется применять при толщине ламината до 125 мкм (более толстые пленки заправляются в обход этого вала). Охлаждающий вал изготавливается из алюминия и имеет полированную поверхность.
• Верхний подающий вал используется для установки рулона. Имеет тормозную систему для регулировки натяжения ламината. В ламинаторах с реверсом используется при прямом и обратном ламинировании.
• Нижний подающий вал аналогичен верхнему, но используется только при монтировании и инкапсулировании.
• Передние валы для подмотки. Используются для подмотки подложки (силиконизированной или релизной бумаги), отделяемой от холодного ламината (верхний вал), или двустороннего скотча (нижний вал).
• Задние валы для подмотки. Используются для подмотки изображения (при ламинировании в прямом направлении) или подложки (при ламинировании в обратном направлении). Даже хорошие ламинаторы имеют, как правило, только один задний вал.
• Компрессор предназначен для обеспечения работы механизма подачи давления на ведущие и натягивающие валы, а также для вакуумного подсоса подающего стола. Обязательным элементом всех ламинаторов не является – возможны и другие конструктивные решения. Что касается вакуумного подсоса подающего стола – это также важный элемент ламинатора, гарантирующий подачу изображения без каких-либо складок, а также убирающий пыль с бумаги.
• Основная задача механизма регулировки давления понятна из его названия. Кроме того, механизм поддерживает равномерное распределение давления по всей длине валов. Давление необходимо регулировать в зависимости от параметров применяемых ламинатов и толщины бумаги. Среди механизмов без пневматики большую точность имеют червячные передачи, меньшую – на базе эксцентрика.
• Механизм регулировки зазора позволяет настроить расстояние между ведущими валами, соответствующее толщине планшета при монтировании. Хорошо, если механизм имеет раздельную конструкцию – левую и правую регулировки. В этом случае исключается перекос валов, а операция перенастройки зазора занимает несколько секунд.
• Система нагрева валов и контроля температуры . В современных ламинаторах нагрев валов осуществляется инфракрасными нагревателями, а температуру нагрева контролируют бесконтактные инфракрасные датчики. Встречаются ламинаторы, где нагрев пленки осуществляется не на валах, а на специальной "подошве". Поскольку здесь необходим повышенный нагрев ламината, такая конструкция на нашла распространения в ламинаторах для струйной печати.
Горячее и холодное ламинирование
Мы подошли к обсуждению самого "горячего" вопроса: что предпочесть -горячее ламинирование или холодное. Горячее ламинирование изображений, напечатанных на струйном плоттере, – очень сложный и капризный процесс; даже профессионалы не очень его жалуют (то же относится к ламинированию фотографий). От этого способа не отказываются только потому, что горячие пленки дешевле холодных (2 USD/м 2 против 5 USD/м 2 ). Основная проблема горячего ламинирования – появление пузырьков и складок на поверхности ламината, а также отслаивание пленки, что в неопытных руках случается очень часто. Причин здесь (кроме неопытности) две. Во-первых, некий реагент в струйных чернилах "не дружит" с клеевым слоем ламината. Во-вторых, желатиновое покрытие фотобумаги не выдерживает высокой температуры (120°С) и начинает вспучиваться. При горячем ламинировании струйных отпечатков рекомендуется соблюдать несколько правил:
После печати изображение должно хорошо просохнуть. Особенно это касается ламинирования фотобумаг – если тип фотобумаги вам неизвестен, дайте ей отлежаться после печати хотя бы сутки (а лучше неделю). Удобнее использовать фотобумаги со специальными свойствами (например, PhotoGloss Plus фирмы Encad): отпечатанное на них изображение можно ламинировать уже через несколько часов. А новый плоттер Encad NovaJet 850 имеет даже специальную систему динамической сушки, позволяющую приступать к ламинированию через 10 минут после печати!
Ламинаты нужно хранить в сухом месте. Обязательно следите за влажностью в рабочем помещении – она не должна быть повышенной. Несоблюдение этих условий может привести к абсорбции влаги клеевым слоем ламината и к браку при ламинировании. Впрочем, чрезмерная сухость воздуха будет способствовать образованию электростатики на пленке и притягиванию пыли…
По возможности применяйте низкотемпературные пленки (90-95°С), специально разработанные для ламинирования фотобумаг (желатиновое покрытие при такой температуре не страдает).
Режимы ламинирования – температуру, скорость и давление – надо выбирать в соответствии с рекомендациями (либо использовать те, что вами уже опробованы). Здесь у каждого мастера могут быть свои секреты. Хорошо, если ламинатор позволяет устанавливать и поддерживать температуру с точностью ±2°С: так можно подобрать оптимальный температурный режим. Если предстоит ламинировать струйный отпечаток на незнакомом для вас материале, лучше не рискуйте и примените холодное ламинирование. В конце концов, стоимость изображения может оказаться в несколько раз больше тех трех долларов, что вы попытаетесь сэкономить на пленке.
Ламинированное горячей пленкой изображение подвергнется меньшему риску, если отлежится после ламинирования несколько часов (а лучше сутки).
Все сказанное о недостатках горячего ламинирования не означает, что при холодном ламинировании у вас нет и не будет никаких проблем. Изображение может, например, оказаться "туманным" или рябым (из-за неоднородного прилегания различных участков пленки). Избежать таких эффектов поможет слегка (до 30°С) подогретый вал.
И еще пара слов в защиту горячего способа. Он оптимален при ламинировании офсетной печатной продукции (карт, газет, календарей, плакатов). Горячий ламинатор хотя бы с одним горячим валом не будет лишним, даже если ламинирование струйных отпечатков вы будете выполнять на нем только холодным способом. Ведь горячее ламинирование офсетной продукции может оказаться очень даже прибыльным делом! К тому же не стоит забывать о дополнительных возможностях горячего ламинатора – термопереносе для электростатической и струйной печати.
Автор: Наталья
Темы: Послепечатная обработка
Обсудить
Сейчас обсуждают
Подписаться
Дайджест новостей отрасли от ПЕЧАТНИК.com, чтобы быть в курсе.