Рынок картонной упаковки преодолел кризис, но столкнулся с дефицитом качественного и дешевого сырья
Отрасль по производству картонной упаковки (гофроупаковки), в 2008—2009 годах пережившая жесточайший кризис, стала выправляться. До кризиса темпы роста у игроков этого рынка не опускались ниже 7% в год благодаря открытию все новых и новых заводов и фабрик по производству потребительских и продовольственных товаров, нуждающихся в упаковке своей продукции. Именно поэтому рост спроса на гофроупаковку был раза в два выше, чем в среднем по миру. 2010 год вновь выдался удачным. Производители гофротары вышли на докризисный уровень по темпам роста — 7,6%, причем цены росли еще быстрее — они увеличились на 30%.
Однако в перспективе ситуация на этом рынке может стать не столь безоблачной. На рынке избыток мощностей по производству гофроупаковки, кто-то из ее производителей для завоевания большей доли рынка рано или поздно обязательно начнет цены снижать. Несмотря на хорошую конъюнктуру, средний показатель загрузки мощностей (а в большинстве своем это новые производства) оценивается в 70%. Весьма показательны примеры тех компаний, загрузка у которых существенно больше. «Наши производственные мощности по выпуску тарного картона загружены на 80—85 процентов, — рассказывает аналитик Пермского ЦБК Григорий Гусев, — однако дальнейшая загрузка мощностей на рынке будет сопровождаться усилением дефицита сырья». У Пермского ЦБК такой проблемы нет, поскольку компания имеет собственные возможности по производству сырья — картона.
Вообще, тема сырья на рынке гофроупаковки сейчас ключевая. Похоже, производители гофроупаковки близки к фазе стагнации: конкуренция высока, цены больше не повысишь, однако из-за олигопольной ситуации на рынке сырья (здесь доминируют три игрока — группа «Илим», Архангельский ЦБК и Mondi) постоянно растут издержки. А из-за технологической стагнации в перспективе ожидается появление на рынке иностранных игроков.
Выход из тупиковой ситуации один — обзаводиться собственными мощностями по переработке макулатуры или целлюлозы в картон.
Привыкшие к малому
Есть такой бородатый анекдот про нового русского: «Купил за два рубля, продал за четыре — на эти два процента и живу». Для гофроупаковки ссылка на два процента приобретает вполне буквальное значение. Так, гендиректор компании ГОТЭК Владимир Чуйков в своей статье в отраслевом журнале «Тара и упаковка» указывает, что «средняя рентабельность продаж в отрасли по показателю EBIT находится на уровне 4—5%». Между тем рентабельность отраслей — потребителей ее продукции (пищевая промышленность, бытовая химия и т. д.) в два-четыре раза выше. А поставщики сырья (производители бумаги и картона) могут похвалиться рентабельностью и вовсе в пять-шесть раз выше. При таких доходах игроки гофрорынка в последние годы всё более вдумчиво стали относиться к расширению бизнеса и новым инвестициям.
В принципе, низкая доходность гофроупаковочного бизнеса оправданна: барьер входа в этот рынок весьма низкий, и поэтому, в отличие от его поставщиков и потребителей, конкурентный накал здесь высокий. Сейчас производственные мощности существенно превышают внутренний спрос. «Сделанных за последнее десятилетие вложений достаточно, чтобы покрыть потребность в упаковке на несколько лет вперед, — рассказывает заместитель директора по маркетингу управляющей компании группы предприятий ГОТЭК Константин Глушенков, — предложение в европейской части России превышает спрос на 25 процентов. Инвестиции в новые производства и в развитие существующих будут способствовать сохранению сложившегося дисбаланса». Несмотря на это, все равно находятся отчаянные головы, которые продолжают строить все новые и новые фабрики, а это значит, что игроки этого рынка не только привыкли довольствоваться малым, но и четко видят свою цель.
Эта цель — полное импортозамещение и насыщение рынка. «В промежутке между кризисами 1998 и 2008 годов в России наблюдался активный рост спроса на упаковку, в первую очередь за счет эффекта импортозамещения, — говорит г-н Глушенков. — Фундаментальные предпосылки дальнейшего роста спроса в России, безусловно, есть. Хотя бы потому, что по потреблению гофроупаковки в килограммах на душу населения мы отстаем от развитых стран минимум на 35 процентов. И это при том, что мы используем более плотные и тяжелые картоны. Таким образом, картонных коробок на душу населения мы до сих пор потребляем значительно меньше, по сравнению с США и Японией примерно на 65 и 60 процентов соответственно». Но вот стоит ли делать из этого далеко идущие выводы о новой волне спроса на картонную упаковку? По оценкам Константина Глушенкова, в 2012 году рынок вырастет не более чем на 3%, а в 2013—2014 годах можно ожидать прироста на 4—5% в год, да и то если не будет каких-либо макроэкономических потрясений.
Но хуже этих прогнозов другое — технологический застой.
Угроза импорта
Гофроупаковочная отрасль — одна из тех счастливых отраслей, где до последнего времени импорт российским игрокам не угрожал.
Гофрокартон продукт объемный, но легкий, далеко его возить слишком накладно. В Европе стандартный рынок сбыта гофры — в радиусе 300—400 км от места производства. Даже в России, где на расстояния традиционно смотрят как на неизбежное зло, чтобы не обанкротиться, не переходят рубеж 500 км. Неудивительно, что по импорту в Россию сейчас ввозится лишь около 2,3% от внутреннего потребления.
Абсолютным региональным лидером по объемам импортных поставок гофры является российский эксклав — Калининградская область (до 40% всего импорта), следующими в этом списке идут Тульская (до 22%) и Белгородская (7%) области. Западные производители доминируют либо там, где они расположены близко к российскому потребителю, либо там, где есть спрос на более дорогую, технологичную упаковку.
Под технологичной подразумевается упаковка, сделанная из высококачественного макулатурного картона на современных производительных машинах. Почему же такая упаковка в России практически не производится? Как отмечает в своей статье Владимир Чуйков, «первый опыт использования высококачественного макулатурного картона и флютинга с современных машин из Европы показал очень большой разрыв в эффективности производства. К примеру, на материалах со старых картоноделательных машин скорость работы современных гофроагрегатов опускалась до 90 м/мин, тогда как на качественном импортном картоне скорость достигала 316 м/мин».
Этот сильнейший разрыв в производительности говорит о том, что проблема импорта перед российским рынком гофроупаковки в перспективе может встать во весь рост: в один прекрасный день в его двери могут постучаться иностранные поставщики, окупившие вложения в современные машины и научившиеся производить качественную продукцию по сопоставимой цене.
Решение этой проблемы, как видно, точно такое же, как и проблемы заниженной доходности гофрокартонного бизнеса: нужны инвестиции в производство высококачественного сырья.
Сырье сырью рознь
К 2008 году компании полного цикла (производящие не только упаковку, но и картон) уверенно контролировали рынок гофропродукции. Григорий Гусев говорит, что «прошлогодний дефицит сырья для изготовления гофропродукции выявил очевидные проблемы в обеспеченности небольших и неинтегрированных предприятий».
У интегрированных предприятий помимо отсутствия проблем с сырьем много и других плюсов: доступ к значительно большим финансовым ресурсам, включая проектное финансирование, большая загрузка мощностей, гибкость в ценообразовании, а значит, и более высокая конкурентоспособность.
Комментирует Григорий Гусев: «Главная задача российского рынка гофропродукции — обеспечение производств сырьем, ощущается острая необходимость в увеличении мощностей по выпуску тарного картона. В перспективе интеграция производств будет усиливаться. Помимо изготовления сопутствующих товаров предприятия будут стараться обеспечить себя своим топливом (например, пеллеты из отходов производства), собственными энергетическими ресурсами, сырьевыми базами».
Однако надо отметить, что сама по себе цель вертикальной интеграции производителей картона и производителей упаковки не панацея. Константин Глушенков считает, что «вертикальная интеграция — это своего рода зависимость от собственного сырья, и, если оно не обеспечивает достаточной производительности, такая компания заведомо будет в проигрыше. Поэтому вертикально интегрированные компании с морально устаревшим оборудованием, неэффективным сырьем рано или поздно будут вынуждены уйти с рынка».
Что такое технологически отсталая вертикальная интеграция, можно понять из доклада президента International Paper Russia (совладелец российской компании Ilim Pulp) Франца Маркса на конференции в Вене, посвященной развитию целлюлозно-бумажной промышленности. По его утверждению, российские целлюлозно-бумажные комбинаты неконкурентоспособны в сравнении с европейскими. Затраты энергии на производство тонны продукции у них в три раза больше, а производительность в шесть раз ниже. Таким образом, делает вывод Владимир Чуйков, «при относительно равных ценах на тарный картон российские производители обречены в ближайшие три года либо снижать рентабельность и лишать себя значительной части прибыли, либо повышать цены, обгоняя цены других рынков. В результате вся цепочка вертикальной интеграции становится заложницей проигранной конкурентной борьбы только в одном переделе — в производстве тарного картона».
Так что производителям гофропродукции требуется не просто доступ к сырью, а к поставщику этого сырья с низкими издержками, способному производить качественный картон дешево и в большом количестве. Пока такими возможностями в России похвастаться могут не многие. Например, энергично развивается бумажная компания Mondi, которая работает с учетом различных требований потребителей к качеству продукции. В компании говорят, что они соблюдают «правило о необходимости диверсификации рынков сбыта, учитывая, что потребление целлюлозно-бумажной продукции циклично и спрос на обыкновенную продукцию в какой-то момент может резко сократиться».
Судя по всему, дальнейшее развитие отрасли будет зависеть от того, насколько быстрым окажется технологическое обновление картонной индустрии. На динамичное обновление способны нынешние крупнейшие игроки этого рынка — целлюлозно-бумажные комбинаты. Однако до сих пор они не отличались быстротой реакции в принятии решений о крупных производственных инвестициях в новое строительство и глубокую модернизацию своих активов. Поэтому у производителей гофроупаковки есть шанс опередить своих поставщиков и отвоевать у них значимую долю рынка тарного картона. Не исключено, что для этого некоторым игрокам придется сделать ставку на кооперацию и развитие горизонтальных связей, вплоть до сделок слияний и поглощений.
По информации upakovano.ru
Автор: