Результаты желаемой экономии, или как не оказаться в убытке
Типография «Дитон» является одним из крупнейших предприятий по производству календарной продукции в России. Узкая специализация требует четкой организации производственного процесса, использования проверенных технологий, отлаженных технических решений. Для таких полиграфических компаний актуальными становятся вопросы оптимизации и повышения эффективности работы. И здесь точно знают, какие способы могут принести ожидаемый результат, а по какому пути идти не стоит. На эту тему мы поговорили с руководителем типографии «Дитон» Григорием Егоровым.
Жесткая специализация
Типографию «Дитон» можно по-настоящему назвать специализированным предприятием. Здесь изготавливают, по сути, всего два вида продукции: календари и подарочные книги. «Производством этих изданий мы занимаемся уже много лет, — рассказывает Григорий. В этом сегменте мы наработали огромный опыт, и, смею надеяться, достигли определенного успеха. Мы изготавливаем два типа календарей для рынка B и С. «В» (Business) — это календарь, изготовленный по заказу конкретной компании. «С» (Consumer) — это календари нашего издательства, которые мы продаем крупным оптовикам для реализации через торговые сети. Что касается книг, то мы изготавливаем в основном подарочные издания, как правило, небольшими тиражами. Других видов продукции в общем объеме заказов не так много». Григорий пояснил, что для успешной работы на специализированном полиграфическом рынке необходимо очень глубоко погружаться в особенности изготавливаемой продукции: только это позволяет быть уверенным, что справишься с самым сложным заказом.
Календарный бизнес
«Рынок календарей сегмента C очень специфичен, — отмечает директор типографии «Дитон». — Это многотиражная, с большой номенклатурой (у нас в каталоге более 200 изделий), низкомаржинальная продукция, имеющая свои особенности. В частности, большой тираж нужно сдать заказчику строго в тот день, когда это было прописано в договоре. Малейшее промедление может привести к отказу оптовика брать тираж, поскольку он, в свою очередь, завязан на логистическую цепочку и обязан сдавать в торговую сеть продукцию строго по графику. Нарушение сроков приводит к огромным штрафам. Поэтому если типография не сдаст тираж вовремя, то его не только не заберут (и у типографии повиснет огромный объем нереализуемой продукции), но еще и переложат все штрафные санкции. Но самое главное, вы должны не просто напечатать продукт, а создать каталог продукции, т. е. без издательской структуры вы просто будете никому не интересны. И здесь очень важны изучение рынка, предпочтения покупателей твоей продукции и многое другое. В нашей группе компаний есть издательство, которое решает все эти задачи. В начале нашего пути на этом рынке мы допустили ряд серьезных ошибок, начиная от неправильного позиционирования до производственного цикла. В результате понесли серьезные убытки и даже хотели из этого бизнеса уходить, но все же смогли пережить ситуацию и потом заново заходили на этот рынок. Теперь у нас есть все необходимые наработки и компетенции для того, чтобы занимать уверенную позицию в выбранном сегменте».
Что касается корпоративных календарей, то здесь ситуация другая. Многие типографии говорят о том, что рынок таких календарей стремительно сокращается, заказчики больше не хотят их печатать. «С этим заявлением я не соглашусь, — говорит Григорий. — Рынок корпоративных календарей не падает, а скорее перераспределяется. У нас, например, он из года в год растет. В общем объеме по стране данный сегмент не увеличивается, а за счет того, что у нас растет количество заказов, у других типографий объемы падают. Я считаю это нормальной практикой. Заказчики обращаются в те компании, где календари делают профессионально. У нас есть все мыслимые технологии отделки и декорирования календарей. Мы очень любим эту продукцию, поскольку в большинстве случаев к нам попадают календари сложные, с большим количеством отделки, или «добавленной стоимости». В результате даже на небольших тиражах (а корпоративный календарь, в отличие от календаря для розничной продажи, — малотиражный продукт) мы получаем неплохую прибыль, поскольку именно сложная и необычная отделка дает возможность поднимать цену на изготовление продукции. Так что корпоративный календарь — по-прежнему популярный продукт, и для многих компаний это единственный рекламный носитель, работающий круглый год».
Подарочные книги
Еще одним видом продукции, который производят в типографии «Дитон», является книга — престижная, сложная и, как следствие, дорогая. В структуре компании «Дитон» есть собственное издательство, которое активно работает с рядом зарубежных издателей, выпускающих художественные альбомы, книги по дизайну и искусству. «Мы приобретаем права на переиздание этих книг на русском языке, — поясняет Григорий. — Разумеется, сами их печатаем и затем сами реализуем. Мы занимается этим много лет, и накопили опыт производства книг элитного уровня. Поэтому сейчас мы как типография работаем с большим количеством издательств, которые хотят получить хорошо иллюстрированную престижную книгу. Мы много печатаем изданий для музеев, книг по архитектуре, альбомов по искусству и т. д. Освоили множество послепечатных технологий по отделке блоков и переплетных крышек. Недавно установили оборудование для золочения обрезов. Данная операция оказалась востребованной для премиального книжного сегмента. Тиражи книг, которые мы печатаем, как правило, небольшие. Почти все они не более 1 тыс. экз. Но мы очень уверенно чувствуем себя в этом сегменте как с точки зрения технологии, так и цены и добавленной стоимости. Сегодня мы ощущаем рост объема заказов на престижную книгу и периодически задумываемся о книжной линии, но пока справляемся имеющимися средствами. Однако могу сказать, что книг мы стали изготавливать больше, чем раньше. Мы оказались в такой уникальной ситуации, когда заказчики сами начинают нас искать. Как говорится, сначала ты работаешь на репутацию, потом репутация работает на тебя. В течение долгого времени мы отлаживали взаимодействие с клиентами, которые постепенно убедились в том, что сроки производства продукции соблюдаются, качество изданий на высоте, отношение со стороны типографии лояльное. Теперь заказчики обращаются к нам с новыми проектами, поэтому у нас очень много постоянных клиентов».
Эффективное производство
Многие руководители полиграфических предприятий интенсивно ищут пути повышения эффективности своего производства. На первый взгляд, одним из таких решений кажется переход на использование более дешевых расходных материалов. Арифметика проста: офсетные пластины ведущих производителей дороже пластин прочих производителей на 1,5–2 евро. Если типография потребляет в месяц 2–3 тыс. м2 пластин, то перейдя на более дешевые материалы для вывода форм, можно получить несколько тысяч евро экономии в месяц. На рынке есть примеры того, что типографиям удается получать эту экономию, хотя точная ее величина не всегда соответствует расчетной, а порой и вовсе попытки сэкономить оборачиваются убытками. Насколько эффективен и целесообразен подобный подход, мы попросили прокомментировать директора типографии «Дитон», в которой попробовали пойти по этому пути.
«Многие годы мы работаем на пластинах Fujifilm, которые нам поставляет компания «ЯМ Интернешнл», причем начали их использовать, еще когда применяли аналоговые пластины и у нас не было своего CtP, — рассказывает Григорий. — За все эти годы у нас ни разу не было никаких проблем и сбоев в работе по причине качества пластин. Печатные формы всегда оказывались безупречного качества. Но желание сэкономить возникло и у нас. Мы попробовали перейти на более дешевые пластины и столкнулись с проблемами качества продукции, что едва не привело к потере серьезных заказчиков. Приходилось перепечатывать, исправлять за свой счет. В результате незначительная экономия, на которую мы рассчитывали, привела к заметным потерям. В конечном итоге мы вернулись на пластины Fujifilm, тем более что компания-производитель начала выпускать чуть более дешевые пластины CT-M. Это специальная серия пластин, которая производится в Европе на тех же линиях, что и основная серия пластин, но за счет более тонкой алюминиевой основы они оказываются несколько дешевле. С этими пластинами у нас все отлично. Поэтому считаю, что для обеспечения эффективности производства у типографии существуют другие, более действенные и проверенные способы».
Пример типографии «Дитон» лишь подтверждает мнение, что выбор качественных материалов ведущих производителей приносит экономически выгодный результат, в то время как попытки сэкономить на расходных материалах далеко не всегда положительно сказываются на итогах работы компании. По крайней мере для серьезных типографий, выпускающих престижную продукцию, это справедливо.