Реставрация антикварных картин и печатной продукции: до чего дошел прогресс
Реставрация антикварных картин и печатной продукции: до чего дошел прогресс
Реставрация предметов антикварной живописи часто выглядит полноценным волшебством — шедевры буквально возрождаются из тлена, благодаря умелым рукам мастера и современным возможностям химической промышленности.
Вместе с тем важнейшая задача восстановительных работ — возродить полотно в том виде, каким его написал автор, без изменений состава и способа наложения красок, композиции сюжета, материалов, оттенков. Это невероятно трудная задача.
Когда владельцы частных коллекций обращаются в реставрационную мастерскую, им не всегда известно, насколько профессиональна команда реставраторов в этой компании. Мы расскажем о некоторых методах и инструментах, используемых опытными мастерами реставрации (к услугам таких специалистов вы можете обратиться через сайт). Технологии в большинстве своем глубоко ручные и даже древние, однако способные удивить и восхитить результатами. Не все инструменты современной полиграфии могут такое.
Вещества и вещи настоящей реставрации
РЫБИЙ КЛЕЙ. Его готовят из пузырей осетровых, а затем примешивают натуральный мед. Тонкости рецепта, конечно, хранятся в секрете, но именно этим клеем реставраторы укрепляют растрескавшийся слой масляных красок на старых картинах.
УТЮГ. Непременно присутствует в мастерских. Он нужен для того, чтобы в определенных условиях проглаживать красочный слой картины через папиросную бумагу для дальнейшей очистки от грязи.
ПИНЕН. Вещество, входящее в состав сосновой смолы. Оно нужно для бережной защиты вскрытого авторского красочного слоя на холсте.
ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ЛАМПА. Рассматривая поверхность картины в свете такого прибора, реставраторы выявляют неровные участки с толстым слоем лака и так называемые записи — участки, которые были закрашены чужой рукой, после мастера.
ФОТОАППАРАТ. Фотографическая техника помогает реставраторам разглядеть поврежденные участки подлинного холста. Делать снимок для этого нужно так, чтобы свет падал на полотно со стороны.
РАСТВОРЯЮЩИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОСТАВЫ. Так называемые смывки готовят под каждую картину индивидуально. Перед тем, как создать формулу смывающей эмульсии, помощник реставратора изучает химический состав красок и лака, которыми написана картина. Использование подобных веществ нужно, когда поверх подлинного изображения нанесено новое или картина сильно загрязнена.
Реставрация печатной продукции
Старинную книгу или альбом с рукописными текстами лучше доверить полиграфическому специализированному предприятию. Реставрация печатной продукции ведется по особым правилам. В комплекс работ входят:
- устранение пылевого налета;
- реконструкция страниц и (в некоторых случаях) текста;
- переплет (обновление или полное восстановление);
- прошивка, восстановление целостности книжного блока.
Заказчик (владелец раритета) после реставрационных работ получает свой фолиант, книгу, открытку, альбом или тетрадь в обновленном, но не осовремененном виде. Антиквариат сохраняет старинный облик — места работы реставраторов ни цветом, ни составом, ни структурой материалов не отличаются от подлинных. Только буквы и надписи приобретают больше четкости, удобной для чтения. Общий фон предмета старины становится светлее (чище).