Повод для гордости: первая сертифицированная цветопроба в России
Интервью директора препресс-бюро "Выражайтесь печатно" журналу Формат (N 2 - 2010).
Ольга, ваша компания уже много лет оказывает услуги по допечатной подготовке. И будучи лидером на этом рынке, вы в своем роде, являетесь индикатором активности типографий. Как менялась у вас загрузка в кризисный период?
По выводу СtP-пластин, еще в марте 2009 г. мы наблюдали стабильный рост и считали, что все разговоры про кризис - не более, чем шутка. Однако в мае мы ощутили падение заказов на наши услуги, которое наблюдалось и все летние месяцы. За этот период объемы упали на 20-25%. Тем не менее со второй половины прошлого года прослеживается четкая тенденция к увеличению числа заказов на СtP. А вот вывод фотоформ от падения не оправился и остается стабильным на посткризисном уровне.
Уменьшение количества заказов отразилось на работе вашего препресс-бюро?
Да, нам пришлось сократить смены. В нашем репроцентре работают три производственных участка - "Центр" (на Тверском бульваре), "Север" (на Звездном бульваре) и "Юг" (на Профсоюзной). До кризиса во всех офисах сотрудники работали по 8 часов в 3 смены. Однако на "Юге" с середины 2009 г. мы были вынуждены оставить сначала две, а затем и одну смену. Только сейчас этот участок заработал по 16 ч в день. Вокруг него уже сформировалась своя клиентская база, заказы растут и, надо сказать, с февраля 2010 г. там уже достаточно хорошая загрузка.
Вы сказали, что отмечаете рост заказов на изготовление СtP-форм. Связано ли это с тем, что клиенты постепенно отказываются от старых технологий?
Очевидно, что спад заказов на вывод пленок и аналоговые цветопробы произошел не только из-за кризиса, но и потому, что CtP-технология все больше завоевывает рынок. Хотя по-прежнему остаются типографии, которые предпочитают аналоговый способ изготовления печатных форм. Скорее всего потому, что они не хотят нарушать отлаженный годами производственный процесс.
Вы не думаете, что типографии со временем приобретут собственные CtP-устройства и ваши услуги могут стать не нужны?
В ближайшем будущем вряд ли будут активно покупать устройства CtP - вывода. Все же последствия кризиса для многих типографий остаются ощутимы. И потом организовывать собственный допечатный участок имеет смысл только для крупных полиграфических предприятий. А если у типографии 1-2 машины, то это не всегда рентабельно. Подобных компаний на рынке еще достаточно много. Так что работы нам хватит надолго. Конечно, многие клиенты, работая с нами, уже убедились, что CtP-технология обладает несомненными преимуществами перед аналоговой. Некоторые из них, имея хорошие мощности и высокую загрузку, уже купили собственные устройства вывода CtP-форм. Но, тем не менее, бывают случаи, когда, при возникновении проблем с оборудованием, они обращаются к нам, и мы выступаем для них в качестве надежной подстраховки.
С каким количеством типографий вы работаете, и кто он - ваш профильный клиент?
В общей сложности мы сотрудничаем с 50 типографиями. Из них 10-15 размещают заказы каждый день, остальные заказывают пластины с периодичностью в 2-3 дня, а есть клиенты, которые, как я уже говорила, используют нас в качестве подстраховки. В основном наши клиенты - средние и мелкие типографии. Это определяет и структуру наших заказов: чаще всего выводим печатные формы второго и третьего форматов, в меньшей степени - полного формата. Самыми крупными мы считаем тех клиентов, которые заказывают от 300 кв.м. пластин в месяц, то есть около 10 комплектов форм в день.
Как на ваш взгляд, изменились ли требования заказчиков к допечатной подготовке?
Сейчас и клиенты типографий стали более требовательны к качеству полиграфических работ, и соответственно, наши заказчики требуют от нас безупречной подготовки печатных форм. Как известно, большинство разногласий возникает по цветопередаче. Именно поэтому все больше клиентов одновременно с изготовлением форм заказывают цветопробы. Мы предлагаем вывод как аналоговых, так и цифровых цветопроб. Для клиента очень важно убедиться в правильности допечатной подготовки и корректной передачи цвета до печати тиража. Изготовление цветопроб дает возможность выявить ошибки на этапе препресса и избежать серьезных финансовых потерь. Понимая важность этого технологического этапа, в ноябре 2009 г. мы установили новый комплекс цифровой цветопробы на базе широкоформатного принтера Epson Stylus Pro 7900 и программно-растрового процессора EFI Color Proof XF v4.0.
А цифровое цветопробное устройство, на котором вы до этого работали, уже не устраивало?
На тот момент, когда мы покупали свой первый цветопробный принтер AGFA Grand Sherpa 50 (2004 г.), это было единственное цифровое устройство, позволяющее получать контрактную цветопробу. Но спустя всего несколько лет клиенты стали отмечать, что отклонения от заданных координат воспроизводимых цветов, стали превышать допустимые стандартом значения. Приятно, что клиенты самостоятельно проводили спектрофотометрические измерения полученных отпечатков, внимательно отслеживая их качество. Но поскольку мы являемся ведущей компанией по предоставлению допечатных услуг,мы посчитали невозможным предлагать цветопробу, не соответствующую международным стандартам.
В чем тогда преимущество нового цветопробного комплекса?
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. За пять лет технологии цифровой печати сильно изменились. Принтер Epson Stylus Pro 7900 в составе цветопрбного комплекса представляет абсолютно новое поколение широкоформатных принтеров. В нем реализована система десятицветной печати. И если его сравнивать с другими подобными устройствами, то именно этот принтер обеспечивает самый широкий цветовой охват. Здесь применяются новые пигментные чернила собственной разработки Epson. Благодаря им достигается стабильный результат по цветопередаче. Но самое главное, что выведенные нами на данном устройстве цветопробы были протестированы Fogra по целому ряду показателей. В конце 2009 г. мы получили соответствующий сертификат, который подтверждает, что наши цветопробы действительно соответствуют стандарту ISO 12647-7:2007. Таким образом, наша компания стала единственной в России, прошедшей процедуру сертификации процесса изготовления контрактных цифровых цветопроб в рамках программы FograCert.
Клиенты уже успели оценить ваши новые возможности?
Прошло еще на так много времени. Но надо сказать, что с декабря 2009 г. по февраль этого года заказов на изготовление цифровых цветопроб у нас стало больше по сравнению с показателями этого же периода прошлых лет.
Чем вы это объясняете? Вырос спрос на цветопробу или возникла потребность именно в сертифицированной цветопробе?
Я могу это объяснить тем, что сегодня стала востребована в большей степени цифровая цветопроба, чем аналоговая. Она дает более качественный результат и по стоимости дешевле, поскольку для аналоговой цветопробы еще необходимо вывести пленки. Кроме того, один из наших ведущих префлайт-инженеров провел серьезную работу по оптимизации печати на цветопробном устройстве. В результате мы добились практически полного воспроизведения (на 97%) библиотеки цветов Pantone, за исключением нескольких металлизированных и флуоресцентных пантонов, которые невозможно воспроизвести средствами струйной печати.
Изменилась ли у вас цена на цифровую цветопробу после того, как вы получили сертификат Fogra?
Стоимость изготовления самой цветопробы не изменилась. Однако чтобы иметь официальное подтверждение, что цветопроба действительно контрактная, необходимо заказать размещение на ней шкалы Fogra и соответствующий отчет, который гарантирует, что отклонения значений цвета не превышают разрешенных международным стандартом допусков. Эта услуга оплачивается отдельно, поскольку не всем клиентам требуется документальное подтверждение. Но мы рекомендуем нашим клиентам на этом не экономить во избежание проблем с воспроизведением цвета на тиражном оттиске. Это особенно важно при выполнении ответственных работ, когда печать тиража в типографиях заказывают рекламные агентства или дизайн-студии. Тем не менее, независимо от того, воспользуется ли клиент дополнительной услугой или нет, все наши цветопробы являются контрактными, а значит, при их изготовлении соблюдаются строгие технологические нормы, которые прописаны в международных стандартах и общепризнанны в мировой практике.
Автор: Ольга Балан, директор "Выражайтесь печатно"