Помощники покупателя

  18/06/2007 00:00

Владение информацией облегчает жизнь, а ее поиск - отнимает время.

Конечно, наиболее масштабным источником сведений остается Интернет, но в России доступ к всемирной паутине есть далеко не у всех. Поэтому собрание большого количества полезных данных в «толстых» справочниках и каталогах крайне удобно для потребителя, выбирает ли он мебель или ищет телефон ближайшего ресторана. Объемные издания, включающие в себя сто и более полос, могут представлять как товары одного производителя, так и служить рекламной площадкой для компаний отдельно взятого города или региона. Идея продвигать свой продукт таким образом пришла в голову американскому предпринимателю – еще в XIX веке было создано предприятие, основанное на предоставлении потенциальным покупателем максимальной информации через каталог. На сегодняшний день этот удачный опыт уже широко перенят компаниями многих стран, но в России издание каталогов и справочников пока не получило широкого распространения. Тем не менее, издатели считают это направление крайне перспективным. А вот насколько оно перспективно для типографии?

Привлекай и информируй

Начиная разговор непосредственно о производстве толстых каталогов, нельзя не остановиться на видах этой продукции. На данный момент можно выделить, во-первых, каталоги-справочники - рекламно-информационные издания, публикующие координаты предприятий и организаций того или иного города. Сеть подобных справочников существует на всей территории страны и издается тиражами, превышающими сто тысяч экземпляров. Такие заказы выгодны для типографии, так как, работая с двумя-тремя заказчиками, можно охватить производство сразу ряда каталогов. На российском полиграфическом рынке представлено не так много предприятий, занимающихся этим производством, несмотря на перспективность этого бизнеса. Каталоги обычно являются дополнительным направлением деятельности крупных типографий, ориентированных на журнальную работу. Два этих вида полиграфической продукции отлично «сосуществуют» вместе и приносят предприятию стабильную прибыль.

Рассказывает руководитель коммерческой службы Первого полиграфического комбината Дмитрий Перелыгин: «Существует организация «Гильдия издателей «Золотых страниц», включающая в себя 36 регионов РФ. Она занимается выпуском, как московской большой телефонной книги, так и региональных изданий. Наше сотрудничество началось с производства «Желтых страниц» Ярославля. Это было больше года назад. Условия работы и качество продукции, которые получил заказчик у нас на комбинате, в России, были очень привлекательными, даже по сравнению с зарубежными типографиями. Подобные заказы с тех пор стали поступать на комбинат и от других городов. Изготовление продукции общим пакетом выгодно как для нас, так и для гильдии, поэтому мы надеемся и на увеличение количества производимых нами изданий». Характерной, и не всегда положительной с точки зрения полиграфического производства особенностью этого вида каталога является его ярко выраженная сезонность. «Постоянной загруженности нет. Как правило, ажиотаж начинается во второй половине года, а потом идет затишье. Поэтому загрузить нормально работающую типографию справочниками невозможно», - считает генеральный директор Первого полиграфического комбината Александр Фокин.

Второй вид каталога – рекламный, продуктовый. Такие каталоги - незаменимое орудие продавцов товаров и услуг, информирующих с помощью них покупателей о новинках и специальных предложениях. Когда необходимо передать большой объем информации или рассказать об ассортименте компании – продуктовый каталог служит для этого лучшим средством. Выполнение заказа на подобную продукцию требует от типографии, прежде всего, высокого внимания к цветам и дизайну, ведь продуктовый каталог – часть корпоративного стиля любой компании. «Печать продуктовых каталогов не менее сложна, чем печать высококачественных изданий; заказчик предъявляет высокие требования как к точной передаче своих фирменных цветов, так и цветов представленной в каталоге продукции, - рассказывает главный технолог типографии «Алмаз-Пресс» Денис Дюнин, - А поскольку каталог является полностью рекламным продуктом, отклонение от цвета может иметь куда более негативные и крупные последствия, чем в редакционных изданиях. Такое просто недопустимо. Поэтому требуется тщательная работа с клиентом, совместный поиск технологически удобных для типографии решений, которые, тем не менее, позволят соблюсти правильность исполнения продукта».

Третий, и последний вид каталога предназначен для прямой продажи товаров, которые можно заказать и получить по почте. В России он представлен нешироко – как правило, иностранными компаниями – и ввозится готовыми партиями. Производство товарных каталогов происходит исключительно в зарубежных типографиях. Это связано не только с предпочтениями заказчиков, но и с технологическими особенностями: для производства товарных каталогов используется глубокая печать. Поскольку тиражи таких изданий переходят за 1 млн. экземпляров, печатать их другим способом - невыгодно финансово. Но на данный момент в России не существует типографии, специализирующейся на глубокой печати больших тиражей каталогов. «Пока в отечественной полиграфии не появится сильный игрок в области глубокой печати – ситуация не изменится, - считает Денис Дюнин, - А, поскольку такое производство потребует колоссальных инвестиций, нет гарантий, что такой игрок все же когда-либо выйдет на рынок». Таким образом, доступными для российского полиграфического производства можно называть первые два вида каталогов. Впрочем, здесь тоже есть свои особенности.

И крупным, и малым

Основная причина небольшого количества игроков в этом сегменте рынка – дороговизна и специфичность оборудования, требующегося для этого производства. Чтобы быстро и качественно напечатать и «собрать» блок каталога, требуется высокопроизводительное рулонное печатное оборудование, машина КБС с не менее чем десятью-пятнадцатью самонакладами, современная листоподборочная линия. «Помимо стандартных операций, выполняемых при производстве многостраничных каталогов, существуют некоторые технологические нюансы, способные украсить продукцию и сделать ее более удобной в использовании. Например, у нашего комбината есть возможность проклейки корешка полиуретановым клеем. Он куда прочнее, а рекламные каталоги и справочники, как правило, всегда подвергаются открытию и закрытию», - рассказывает Александр Фокин. «В последнее время заказчики стали заказывать каталоги с лакировкой и тиснением обложки, стремясь выделиться из массы себе подобных. Типография должна обеспечить их и такой услугой», - убежден Денис Дюнин. Приобрести и, что самое главное, окупить такой парк под силу только крупной типографии. При этом вложения в производство огромны – около 35-40 млн. долларов. Но оборудование, как правило, не приобретается под производства каталогов – это совершенно нерентабельно.

Столь высокие технические требования к каталожному производству отнюдь не значат, что небольшим предприятиям путь на этот рынок закрыт. Порой такое предприятие может выполнить короткий тираж быстрее и дешевле, чем крупная типография, которая загружена и другими масштабными заказами. Не секрет, что для небольшой типографии с полуформатными машинами и полуавтоматической отделочной линией такие заказы будут более подходящими. А вот качественное и быстрое производство издания объемом 300-400 полос и тиражом в 500-600 тыс. (и таких заказов все же большинство), конечно, под силу только крупному предприятию.

Заграница нам…конкурент?

Поскольку основная масса заказов на каталоги на российском полиграфическом рынке все же распределяется между типографиями с большими производственными мощностями, логично было бы говорить о конкуренции между ними. Но, как оказалось, все обстоит немного сложнее: крупные российские предприятия конкурируют не только и не столько между собой, сколько с предприятиями Европы. Около 60 % каталогов сейчас производится за границей. Размещение большого количества заказов за рубежом связано с тем, что до сих пор изготовить и привезти в Россию готовый продукт на 20-25% дешевле, чем заказать тот же продукт отечественной типографии. Часто заказчики высказывают больше доверия и производственным мощностям зарубежных предприятий: так, в Дании существует типография, полностью ориентированная на производство каталогов с КБС и обладающая всем необходимым оборудованием, - неудивительно, что кредит доверия к такому предприятию велик. Впрочем. российские полиграфисты готовы доказывать клиентам, что мнение о том, что в России нет ни одной приличной типографии, способной соперничать по мощностям и профессионализму с зарубежными, - совершенно ошибочно. Одним из основных козырей российского рынка являются сроки. Среди сетей магазинов, заказывающих каталоги, очень жесткая конкуренция, поэтому оперативно выходящая в свет информация о товаре и спецпредложениях на него может принести существенную прибыль компании. А логистика из Европы и возможные проблемы на таможне ( их нельзя просчитать) может свести эти перспективы на нет. «Мы уже печатаем рекламные каталоги для таких магазинов, как «ИЛЬ ДЕ БУТЕ», «Утконос». Ведутся переговоры и по другим сетевым магазинам, поэтому мы смотрим в будущее c оптимизмом», - говорит Дмитрий Перелыгин. «Минус западных типографий – в их закрытости. Они редко готовы активно общаться с клиентом и предлагать ему свежие идеи. Российские типографии более открыты для новых решений», - убежден Денис Дюнин.

На данный момент многие иностранные компании, имеющие свои представительства в России, наоборот, стремятся заказывать каталоги российским типографиям, - а значит, кредит доверия к отечественному производителю все же растет.

Развивайтесь!

Каталог является очень действенным инструментом для продвижения товаров компании. Сейчас такой формой не только рекламы, но и продажи пользуется все больше и больше фирм. А раз растет спрос – то вполне может вырасти и предложение. Несмотря на то, что рынок производства «толстых» каталогов специфичен и требует определенных производственных мощностей, он может приносить неплохой дополнительный заработок стабильно развивающемуся, крупному предприятию. Начать свою деятельность на полиграфическом рынке с этой продукции нельзя – но вполне можно с ней достойно эту деятельность продолжить.

Автор: Екатерина Атрошкина
PrintWeek №10-2007

620
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru