Все дизайнеры сталкиваются с проблемами подготовки изображений для трафаретной печати - отсканированных с печатных изданий или уже готовых. В первом случае это борьба с муаром, во втором - проблемы цветоделения.
Некоторую помощь в преодолении муара оказывают фильтры сканера, работающие в автоматическом и ручном режимах. Для лучшего результата нужно самостоятельно задать линиатуру сканируемого растра, измеряемую по специальной полиграфической линейке.
Можно уменьшить муар, а иногда и полностью избавиться от него, положив сканируемое изображение на стекло под углом 30 градусов. Второй способ - воспользоваться аналогичными фильтрами Adobe Photoshop: Despekle (для незначительного муара) и Median (для сильного). Для большего эффекта применять Median лучше по отдельным цветовым каналам, ибо в каждом муар разный.
Следующий шаг - вернуть резкость размытому фильтрами изображению. Для этого существуют либо фильтр Unsharp Mask в Photoshop, либо специализированные фильтры сторонних производителей, например, Extensis Intellihance или Equalizer из пакета KPT 6. Не следует пренебрегать ручной прорисовкой потерянных деталей — иногда это единственный способ вернуть чёткость изображению.
Цветоделение
Когда изображение готово, начинается кропотливая работа по цветоделению. Для Photoshop установки определены по умолчанию, цветовые профили рекомендованы производителем конкретной программы цветоделения. Не советуем использовать офсетные профили (принципиальное отсутствие 100% чёрного в CMYK): для деления на чёрный текстиль нужен 100% чёрный, а для белого - 100% белый. Их нужно вычесть из подложки, иначе придётся печатать чёрный цвет по чёрному текстилю, а белый - по белому.
Передача полутона в более узком, чем офсетный, градационном диапазоне является основной особенностью трафаретной печати. Кто пытался его воспроизвести в интервале 2-6% или 90-98%, поймёт, о чём речь. При подготовке изображения надо учитывать, что воспроизведение растра менее 5% и более 90% является настоящей проблемой.
При ручной печати диапазон ещё уже. Достичь 100%-ой повторяемости оттисков и одинакового давления ракеля невозможно. Для упорядочения подготовки нужно вывести тестовые шкалы с подписанными значениями оптических плотностей, засветить трафаретную раму и сверить результат с плёнками. Это поможет отследить реальные потери на форме. Затем идет пробная печать. Только тогда будут понятны возможности копировальной рамы, печатной машины, квалификация печатников.
Рекомендуем значения оптической плотности по светлым тонам не менее 5-6%, по тёмным - не более 85-90% растра. Чтобы лучше передать полутона, следует провести серьёзную подготовительную работу. Для начала оценить оригинал по самым тёмным и светлым местам и при необходимости довести оптическую плотность до воспроизводимой при печати. Средние тона не менее проблемны: отличия в полутонах 5-10% часто теряются при печати.
Поэтому сделайте изображение контрастнее, чтобы разница в воспроизводимом полутоне была 12-15%. В большинстве случаев желательно вручную пройтись по мелким деталям и «проблемным» местам инструментом dodge/burn.
Практика
Файл, полученный от заказчика или подготовленный самостоятельно, должен быть сохранён со слоями в формате Photoshop (PSD). А все тени, эффекты свечения векторных контуров и сами контуры оставлены на отдельных слоях в виде объектов. Это пригодится, если нужно оперативно изменить фон (например, с чёрного на белый: включив «сохранить прозрачность слоя», легко заменить цвет).
Разрешение файла свыше 200-250 lpi нецелесообразно. Старайтесь не использовать длинные и плавные градиентные заливки (в печати они станут источником муара). Для сложных «нежных» фонов и оттенков (в печати могут создавать впечатление пятен или «грязи»), шрифтов и линий создать тонкие контуры цветом фона (в печати почти незаметны, но дают ровный край).
Оригиналы для печати CMYK необходимо осветлять примерно на 20-25% по тёмным и средним тонам. Самые светлые усилить до 6-8%. По поводу линиатуры и углов разворота растра для текстиля: большинство производителей рекомендуют 50-60 lpi для ручной печати и 60-65 lpi для печати на полуавтоматах (дальнейшее повышение линиатуры без улучшения качества текстиля нецелесообразно).
Для бумаги линиатуру можно повысить до 75-90, а при наличии хорошей копировальной рамы и опытного печатника - до 110-130 lpi. Информация по углам разворота даётся производителями сеток для разных номеров и оптимальных линиатур.
Определяющий фактор при печати многоцветных изображений на полуавтоматах - количество красочных секций и, как ни странно, промежуточных сушек. Как организован процесс? Сначала печать белой подложки и сушка, иногда второй слой белого и ещё сушка, далее все цвета по «сырому» и только перед снятием изделия со стола завершающая сушка. Все цвета после белого печатаются на непросушенных оттисках, получить яркие цвета при таком смешении красок невозможно.
Простой, казалось бы, пример: на непросушенный 100% жёлтый наносится 100% голубой, после чего вместо 100% зелёного является блёклый цвет, ещё и изменяющийся в тираже.
Поэтому большинство цветоделительных программ делят изображение на «прямые» (не смесевые) цвета, не накладываемые друг на друга. Их количество превышает 7, доходит до 13-ти и более. Основной же парк карусельных станков в нашей стране - 6-цветные, что осложняет дизайнерам и без того непростую задачу.
Резюме
Чем тщательнее подготовлен оригинал, чем внимательнее он был вручную доработан и прорисован, тем лучше результат, за который не придётся краснеть, будь то недорогая футболка или дорогая тарелка. По своей сути шелкография так и осталась ручной работой, несмотря на прошедшие после её изобретения века.
Автор: Андрей Короб
Капитан студии «Рея»
Темы: Технологические процессы
Обсудить
Сейчас обсуждают
Подписаться
Дайджест новостей отрасли от ПЕЧАТНИК.com, чтобы быть в курсе.