Печатаем по стеклу

  24/10/2011 00:00

Многие неоднократно сталкивались с трудностями прямой печати на стекле и подготовки для неё изображения. Еще несколько лет назад это являлось серьёзным испытанием для многих производств. Сегодня многое изменилось. О достижениях в этой сфере - статья Андрея Короба (Студия "Рея", Москва).
Основной проблемой были краски: разное поверхностное натяжение приводило к образованию «кратеров» на поверхности, слабая адгезия к материалу не позволяла добиться высокой устойчивости изображения к истиранию при дальнейшей эксплуатации. Обязательная термическая обработка и активация поверхности стекла превращали печать в сложную трудоёмкую работу, требующую не только серьёзных физических усилий, но и значительных финансовых расходов на приобретение соответствующего оборудования.

Изобретение специальных отвердителей позволило, при условии их добавления в краску в заданной пропорции, значительно увеличить её адгезию, добиться идеальной поверхности без лунок и кратеров, исключить нанесение на стекло праймера перед печатью и высокотемпературную послепечатную обработку. Теперь этот способ печати доступен и крупным производствам, и небольшим студиям, занимающимся интерьерным декором. Появление красок с высокой прозрачностью, одновременно сохраняющих высокую интенсивность цвета, дают возможность серийно печатать витражи для мебельных фабрик.

Студией "Рея" (Москва) разработана техника объёмной печати, имитации химического травления на стекле, а использование серии красок с разной дисперсностью пигмента позволило напечатать полутоновое изображение фотографического качества. Основное преимущество способа: в отличие от поверхности обычного стекла, прошедшего стандартную химическую обработку, на напечатанной картинке в процессе эксплуатации не остаётся отпечатков пальцев, что немаловажно при использовании изделия в составе кухонной и комнатной мебели. Роль подложки в изображении играет тёмно-коричневая кожа. Печатаем от прозрачного цвета к более плотному, после чего для контрастности наносим коричневый полупрозрачный цвет, собираем напечатанное изделие и паспарту в рамку.

Зеркальные краски обеспечивают подсветку рисунка с обратной стороны — можно изготовить яркие панно, не требующие дополнительного заднего фона. Изображение перед печатью корректируется, изготавливается тестовый файл, после чего можно печатать. Зеркальные краски наносятся с обратной стороны стекла, цвета накладываются в обратном порядке. Последний — чёрный, защищающий изображение от механических повреждений.

Художник и технолог должны работать вместе, ибо нужно учитывать множество свойственных только стеклу факторов, влияющих на окончательный вид дизайна после печати. Высокая прозрачность стекла, толщина, яркость освещения, свойства печатной краски, специфика применения (дверцы шкафов, душевых кабин, столешницы, имитация витража) и многое другое — всё должно быть учтено при подготовке дизайна. Привычные требования к подготовке изображения подлежат значительной корректировке по яркости и плотности в тёмных участках — это хорошо видно на втором примере.

Хотя высокая линиатура позволяет добиться максимального качества, следует помнить, что стекло при печати сильно электризуется, притягивает к себе много пыли. Чистота на рабочем месте — залог минимального количества брака. При финишной отделке можно использовать материалы и кракелюры для росписи стекла, придать с их помощью изображению неповторимую фактуру, характерную для ручной росписи.

С появлением на рынке новых компонентов и красок, трафаретная печать по стеклу теперь доступна любому производству на уровне как серийной, так и индивидуальной продукции.
Способов декорирования стекла много: химическое травление, имитация травления с помощью специальных паст, гальваника, напыление, нанесение деколи и тампопечать. А объединяет их сложный и трудоёмкий технологический процесс.

После появления специальных зеркальных красок наша студия стала печатать интерьерные дизайны на прозрачном пластике. Для получения зеркального эффекта стекло или пластик запечатывают с обратной стороны, поэтому плёнки выводятся как для офсета.

Так как пластик сильно царапается при эксплуатации, мы занялись декорированием стекла. Очень пригодился богатый опыт работы с деколями, тампопечати по стеклу и ёлочным украшениям. Главной стала проблема хорошей адгезии краски, максимальное соответствие её поверхностного натяжения и смачиваемости стекла для качественной передачи цвета и зеркальной поверхности.

Из тампопечати мы взяли специальные праймеры для подготовки поверхности к печати, опыт работы с ёлочными игрушками навёл на мысль воспользоваться газовой горелкой, дабы изменить «полярность» стекла для хорошей адгезии. Тесты дали хорошие результаты, и мы начали готовить дизайны к печати. Подчеркну: лучше сначала сделать тест, ибо зеркальная краска очень дорога и не всегда в наличии у поставщиков.

Из предыдущих опытов печати по оргстеклу выстроилась технологическая цепочка создания и подбора дизайна: большие поверхности, закрытые зеркальной краской, выглядят некрасиво и плоско, а тонкие векторные линии, растр и шрифты смотрятся великолепно. С помощью т. н. «колорбустеров» (концентрированный наполнитель для изменения тона краски) мы изменили тон для печати полутоновой растровой картинки. По техническим соображениям, добавлять свыше 15-18% тона в краску нельзя, она меняет характеристики, превращается в обычное серебро. Для получения хорошего зеркального блеска важно учитывать, что чем тоньше красочный слой, тем выше блеск краски.

Чтобы усилить блеск и яркость, рекомендуется запечатывать обратную сторону изображения чёрной или белой кроющей краской, можно использовать в качестве фона чёрный пластик или бумагу.

Результат печати полутонового изображения оправдал наши ожидания и после оформления работы в багет приобрёл вид законченной интерьерной работы.

Поскольку в этот момент мы готовились к конкурсу трафаретной печати SGIA в Америке, сюжеты были оформлены в традициях русских народных промыслов (гжель и хохлома). И три работы нашей студии на стекле получили золото, серебро и бронзу в одной номинации. Учитывая, что работа печатается зеркально, следует помнить: наносить красочные слои нужно от чёрного к светлому, краска с зеркальным эффектом накладывается последней.

Сочетание зеркальных шрифтов и элементов дизайна придаёт работе современный стиль, делает её привлекательной. Поскольку получить яркие зеркальные цвета путём специальных добавок не удалось, с помощью базовых красок CMYK мы попробовали напечатать несложное изображение с минимальным количеством цветов, «подсветив» его снизу зеркальной краской. Результат так понравился, что мы подготовили второй дизайн, более сложный по цветопередаче.

ООО "ИПЕКСИ Груп" - официальный поставщик красок для трафаретной печати по стеклу Glasfarbe GL и Ultraglass UVGL.

Подробнее о материалах - на сайте "ИПЕКСИ Груп" и у менеджеров компании.


Автор: Андрей Короб, студия "Рея" (Москва)

1245
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru