Нужен благоприятный для бизнеса климат

  19/03/2007 00:00

Сейчас Первый полиграфический комбинат в Красногорске – одно из немногих мощных газетно-журнальных полиграфических предприятий, которое активно развивается, оснащается современным, высокопроизводительным оборудованием. Он был создан с нуля - на проектирование, строительство, оснащение предприятия ушло всего 2 года, и в 2005 г. оно введено в строй. Сегодня в рубрике «Подробности» мы публикуем интервью с генеральным директором Первого полиграфического комбината Александром Никифоровичем Фокиным.

Полиграфия: Александр Никифорович, расскажите, пожалуйста, как оснащено ваше предприятие и какую продукцию оно выпускает.

А.Н.Фокин: Основа нашей загрузки – девять еженедельных журналов ИД «Деловой мир». Это довольно объемные издания. Так, объем журналов «Товары и цены», «Автомобили и цены», «Недвижимость и цены» достигает 700 стр., а тиражи – 100 тыс. экз. и выше. На выпуск этих еженедельников у нас отведено всего два дня, поэтому они проходят в производстве буквально по минутному графику. Помимо ИД «Деловой мир», в число наших постоянных заказчиков входит еще 30 издателей. Мы выпускаем программы телевидения для центра и регионов, методическую литературу для детских садов, каталоги для торговых сетей. Существенную часть загрузки предприятия составляет газетная продукция – цветные еженедельники, газета «Мой район» - это порядка 10 выпусков для районов Москвы. Когда мы только начинали выпускать это издание, тиражи этих выпусков составляли 20 - 30 тыс. экз., сейчас они превышают 70 тыс. экз. Есть у нас и листовая продукция – журналы тиражом от 5 тыс. до 15 тыс. экз., реклама и др. Всего в 2006 г. объем производства достиг 10 млрд кр.-отт., оборот составил 1,15 млрд руб., ежемесячно на предприятии перерабатывается около 3,5 тыс. т бумаги. Что касается оборудования, то в печатном цехе у нас установлены три рулонные ротации – две машины Uniset 70 и одна Rotoman 60. Сейчас завершается монтаж уже еще одной машины для печати высококачественных журналов – 48-полосной Lithoman IV. Для листовой печати используются две машины Roland 705 LV. Как видите, все печатное производство оснащено оборудованием одной фирмы – MAN Roland. Так же и брошюровочно-переплетное оборудование мы получили, что называется, из одних рук - от фирмы Muller Martini. Это три линии ВШРА Bravo Plus, линии для бесшвейного скрепления Corona C13 и Corona C15, линия для выпуска журналов с клапанами Frontero, а также комплекс приемного и транспортирующего оборудования для газет. Наше отделочное производство позволяет выпускать продукцию с любыми вкладками, вклейками, приклеенными образцами, дисками и т. д. Формы мы изготавливаем на линиях CTP Trendsetter 800II фирмы Creo, но уже сейчас специалисты компании «НИССА» ведут монтаж новой системы CTP – термальной установки для большого формата Kodak Magnus VLF5183 Quantum, на которых можно выпускать пластины размером до 2108 х 1295 мм. Всего планируется установить две такие системы, заменив ими старые. Кроме того, мы приобретаем печь для термообжига. Она нам нужна для стабилизации качества форм, потому что обычно после печати 40 –50 тыс. оттисков, начинают появляться различные проблемы. Чтобы этого избежать и обеспечить стабильную печать всего тиража, мы используем термообжиг.

П.: Скажите, а поставка оборудования одного производителя – это принципиальная позиция вашего предприятия?

А.Н.: Когда наш комбинат только задумывался, концепция проекта заключалась в том, что основная фирма-поставщик должна взять на себя полное оснащение предприятия и сдачу типографии под ключ. Мы провели тендер, в котором участвовали ведущие поставщики печатных машин. Победил в нем MAN Roland, который обязался поставить все оборудование – допечатное, печатное, брошюровочно-переплетное. И все работы по доставке, монтажу, пуско-наладке проходили под эгидой MAN Roland. Эта компания имеет большой опыт в реализации комплексных проектов, но в России такой проект она осуществила впервые. Мы считаем, что в условиях интенсивного производства использовать оборудование «из одних рук» удобнее и надежнее, чем иметь в типографии, как мы говорим, политехнический музей. Во-первых, легче подготовить кадры для обслуживания идентичной техники. Во-вторых, элементная база машин одного производителя практически одинаковая, и если в одной из них выходит из строя, скажем, какое-нибудь реле, всегда можно его снять с другой, менее загруженной машины и перебиться какое-то время. На брошюровочно-переплетном оборудовании Muller Martini мы остановились из этих же соображений, хотя с очень большим уважением относимся и к другим фирмам, выпускающим аналогичное оборудование - Sigloch, Ferag, Kolbus. Но только Muller Martini смогла выстроить законченную цепочку оборудования по всем операциям – начиная с выводного транспортирующего устройства от газетных машин и заканчивая упаковочными и обвязывающими машинами. В частности, Muller Martini поставила нам уникальную для России линию бесшвейного скрепления Corona C13 c 39 листоподборочными станциями, позволяющую выпускать блоки, толщиной до 60 мм. На этом оборудовании мы уже выпустили телефонный справочник для Ярославля «Золотые страницы» объемом около 600 страниц. Это был первый опыт изготовления телефонных справочников. А с запуском 48-страничной печатной машины Lithoman мы сможем, изготавливать и более объемные блоки, до 1600 страниц. К этому следует добавить, что линия Corona C15 хорошо работает на полиуретановом клее, обеспечивающем очень прочное скрепление. Таким образом, наше печатное и брошюровочно-переплетное оборудование дает возможность выпускать телефонные справочники оперативно и экономически эффективно. Пока в России ни одно предприятие не может предложить подобные услуги, и большинство телефонных справочников печатают за границей, где есть даже специализированные типографии по выпуску такой печатной продукции.

П.: Значит, можно ожидать, что с запуском новой печатной машины часть телефонных справочников перейдет на отечественную полиграфическую базу, и ваше предприятие сможет уверенно занять эту нишу?

А.Н.: К сожалению, то, что мы имеем возможность выпускать эту продукцию, не означает, что мы будем ее выпускать. Ведь за границей, помимо справочников, продолжает печататься много российских изданий, в том числе журналов, книг и т. д. Это очень злободневный вопрос для всей российской полиграфии, недаром типография «Пушкинская площадь» выдвинула лозунг «Время печататься в России!». Сейчас наши предприятия могут успешно конкурировать с западными коллегами по качеству продукции и срокам выпуска, но остается нерешенным вопрос цены. Это совершенно ненормально, когда бумага ввозится с большими таможенными пошлинами, а готовая печатная продукция – бесплатно. По цене мы не можем конкурировать даже с типографиями ближнего зарубежья – Украины, Литвы, Латвии и др. Все они имеют весомое преимущество перед нами – минимум на 15 - 20 % себестоимости издания. Проблему необходимо решать на самом высоком правительственном уровне!

П.: По-моему, о необходимости срочно решать эту проблему говорится уже лет 15. Она, наверное, будет вечной…

А.Н.: Нет, решать ее надо обязательно, ведь с ней связана и другая, очень важная для отрасли проблема – стоимость полиграфических услуг и чрезвычайно низкая рентабельность типографий – порядка 5 %. Сейчас та прибыль, которую получают полиграфические предприятия, в лучшем случае позволяет им держаться на плаву – закупать расходные материалы, платить зарплату, кое-как поддерживать в работоспособном состоянии оборудование. Говорить о каком-либо воспроизводстве, выходе предприятия на новый технико-технологический уровень, закупке современного оборудования такая рентабельность не позволяет.

П.: Но намного ли рентабельность зарубежных типографий выше наших, а они имеют возможность активно модернизировать производство, устанавливать самое современное оборудование?

А.Н.: Здесь еще одна проблема. В отличие от западных, наши крупные полиграфические предприятия, как правило, не привязаны к издательству. Они существуют сами по себе, один на один со своими трудностями. А основная прибыль от печатной продукции, позволяющая строить типографии, обновлять парк оборудования и т. д., образуется в издательствах. Не даром в советские времена в системах партийных издательств создавались крупные комплексы, и издательские прибыли направлялись на развитие полиграфической базы. Сегодня таких комплексов нет. А издатели, получая огромные прибыли, имеют возможность, налетать на новую типографию и, платя минимум за полиграфические услуги, «высасывать» ее и лететь на другое предприятие! Это не нормальная ситуация. Надо как-то договариваться и поднимать цены, и нельзя здесь усматривать каких-либо монопольных явлений. Каждый должен зарабатывать по своим трудовым затратам. Совершенно не способствует развитию производства, особенно таких предприятий, как Первый полиграфический комбинат, и существующая в нашей стране система кредитования. Как с нашими прибылями расплачиваться по нынешним банковским кредитным ставкам за машины, стоимостью 8, 10, 12 млн евро? Думаю, такое оборудование можно приобретать только с использованием западных инвестиций, где совершенно другие ставки, где кредитование помогает бизнесу развиваться. В финансировании нашего предприятия, кстати, как раз участвуют западные инвесторы, поэтому мы и можем оснащаться мощными машинами, но нельзя же рассчитывать только на иностранный капитал! В стране должен быть создан благоприятный для бизнеса климат.

П.: Александр Никифорович, а какие еще проблемы отрасли Вы можете включить в число самых важных?

А.Н.: Думаю, что в число самых важных и, к сожалению, похоже, вечных, относится проблема кадров. Мы, создавая предприятие на голом месте, за городом, остро прочувствовали это. Конечно, в основном мы привлекали московские квалифицированные кадры. Причем они прошли у нас очень серьезную подготовку в учебных центрах фирм-поставщиков еще в период изготовления оборудования. Договоренность с ними была такая: да, мы уважаем ваш опыт, но забудьте о своих заслугах. Вы должны учиться заново. И люди это поняли. Они участвовали в монтаже машин, наладке, изучили их досконально, и теперь обучают других. Из числа квалифицированных печатников от нас не ушел никто, это говорит о многом. А всего на комбинате сейчас работают 520 человек. У нас хорошие отношения с МГУП. Заключен договор, и уже сейчас на нашем комбинате начинается серьезная практика студентов. Мы готовы ставить перед ними практические задачи, хотим, чтобы они делали здесь курсовые работы, дипломы. И, конечно, будем присматриваться, кого можно будет пригласить к нам на работу. Есть еще очень большой вопрос в сегодняшней полиграфии, связанный с квалификацией кадров. Это – квалификация дизайнеров. Сейчас, когда допечатная подготовка издания перешла в издательства, важнейший процесс, на котором закладывается качество будущего издания, попал в руки людей, которые зачастую прекрасно владеют компьютером, досконально знают возможности программного обеспечения, но совершенно не знают возможностей полиграфии. Они не знают, например, что цветовой охват компьютера гораздо шире цветового охвата печатной машины. И если этого не учесть, некоторые цвета могут выбиться из диапазона возможностей печатной машины. Чтобы компенсировать такую ошибку, требуется много времени, и потом есть закон – начинаешь «загонять» одно, «вылезает» другое. Поэтому нужно учить дизайнеров, работать с ними в очень тесном контакте.

П.: Как, по Вашему мнению, будут развиваться газетные и журнальные технологии в ближайшем будущем? Каковы перспективы развития предприятий, подобных Первому полиграфическому комбинату?

А.Н.: Я не думаю, что в течение 5-6 лет в нашей области произойдут какие-то коренные изменения. Не думаю, что цифровые технологии, стремительно ворвавшиеся во многие сферы человеческой деятельности, будут развиваться такими темпами, что цифровая печать сможет заменить офсет и традиционную полиграфию. Наверное, эти два вида будут дополнять возможности друг друга в распространении информации. А в целом газетно-журнальные предприятия будут развиваться, модернизироваться, будут появляться новые типографии. Ведь в основном за последнее время мы жили на базе полиграфических комплексов, построенных лет 15-20 назад. Первым прорывом была типография «Алмаз Пресс», на которую все смотрели с восхищением и завистью. Уже потом появилась «Пушкинская площадь», «МДМ», наш комбинат. Очень серьезная работа началась в Сибири, на Урале. Думаю, когда все определится с собственностью, этот процесс пойдет активнее. О перспективах нашего предприятия я уже немного рассказал. К этому следует добавить, что в конце года будет введена в строй еще одна 5-секционная рулонная машина Rotoman с лакировальной секцией. Она позволит выпускать уникальную продукцию, в том числе с ароматизированными страницами. Сейчас мы выполняем такие работы на листовых машинах, но на рулонных производительность будет намного выше, а себестоимость ниже. Этими возможностями уже заинтересовались парфюмеры и пищевики. В более отдаленной перспективе – установка еще одной машины Lithoman IV. Таким образом, Первый полиграфический комбинат становится крупнейшим в стране полиграфическим предприятием.

П.: А как будет управляться такое мощное производство? Собираетесь ли вы внедрять автоматизированную систему управления?

А.Н.: Сейчас управление производством базируется на первом и втором уровнях Pecom, т. е. на возможностях, заложенных в оборудовании. Что касается автоматизированной системы управления, у нас заключен договор с фирмой «Терем» на разработку такой системы. Надеюсь, что в этом году начнется ее внедрение.

Автор: Автор: Беседовала Н. Кондратьева (Журнал "Полиграфия")

251
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru