Новая версия Equinox: улучшения на основе опыта внедрения
Тема многокрасочной печати освещалась на страницах «Флексо Плюс» неоднократно. В частности, идее и особенностям реализации технологии многокрасочного цветоделения Equinox от компании EskoArtwork были посвящены статьи в №№ 3 и 4 номерах журнала за 2008 год.
Отрадно, что за прошедшее время технология не стояла на месте — у производителя накопился довольно большой опыт внедрения, стали очевидны многие недоработки первых реализаций. В результате пользовательский интерфейс стал более дружественным, заметно выросла степень интеграции с другими компонентами программного обеспечения, да и сам механизм цветопреобразования претерпел существенные изменения.
Нельзя не отметить и существенно возросший интерес типографий флексопечати к работающим решениям в этой непростой области. Причин тому несколько: тут и обновление парка печатных машин во многих крупных типографиях, и поиск новых подходов к вопросам организации производства. Скепсис не рассеялся, но экономические выгоды от использования многокрасочной печати (в первую очередь снижение номенклатуры смесевых красок) все более очевидны. Эта небольшая статья посвящена текущему состоянию Equinox и ее принципиальным отличиям от систем других производителей, призванных решать сходные задачи.
Конечно же, в рамках журнальной публикации невозможно подробно остановиться на всех нюансах технологии и, тем более, деталях зачастую непростого процесса ее внедрения. Впрочем, повторно перечислять основные «подводные камни» смысла нет — все интересующиеся общими вопросами могут найти их в упомянутых выше статьях.
Две задачи цветоделения
Напомню, что «в идеале» ПО для многокрасочного цветоделения должно решать две принципиально различных задачи:
1) Перевод существующих дизайнов, в том числе и выполненных с использованием смесевых красок, в их многокрасочные эквиваленты. Очевидно, что многокрасочный вариант дизайна должен быть как можно ближе по цвету к исходному варианту, поэтому при решении этой задачи используется стратегия минимизации цветовых различий между исходным дизайном и преобразованным.
2) Расширение цветового охвата изображений, которые ранее печатались или которые предполагалось печатать триадой, с целью сделать их более «яркими», «насыщенными» и, как результат, более привлекательными для потребителя, что особенно актуально для упаковки. Усложняет эту задачу отсутствие четкого количественного критерия, по которому мы можем оценить качество результата. Поэтому желательно, чтобы этим процессом можно было управлять как можно более гибко, ориентируясь не только на знания о различиях в величинах исходного цветового охвата и охвата многокрасочной печати, но и на особенности конкретного изображения.
Как правило, максимально возможное расширение охвата оказывается избыточным, а оптимальным оказывается промежуточный вариант, компромиссный с точки зрения величины охвата.
Средства для решения
Как и прежде, в текущей (второй) версии Equinox две названные задачи решаются различными средствами. Для колориметрически точного преобразования нужны дополнительные модули к профессиональным пакетам ArtPro и PackEdge. При этом преобразованию подвергаются и растровые, и векторные объекты, содержащие смесевые компоненты. Как и в предыдущих версиях, оператор имеет возможность оценить, с какой точностью возможно выполнить преобразование для каждой из используемой в дизайне смесевых красок, выбрать требуемую формулу расчета цветовых различий (кроме формулы ΔE 1976 г. можно указать ΔECMC, ΔE94, ΔE2000), задать величины допусков для автоматической адаптации рассчитанных по профилю «идеальных» значений с целью повышения их устойчивости в печатном процессе.
Но если ранее сам механизм преобразования использовал в качестве исходных данных для расчета и минимизации цветовых различий ICC профили, то теперь Equinox работает с профилями и механизмом цветопреобразования Color Engine (известному ранее как Kaleidoscope). Color Engine — это разработанная EskoArtwork система управления цветом, обладающая рядом уникальных возможностей. Наиболее важной для рассматриваемой нами задачи особенностью является способность работать со спектральными данными. При этом «спектры» используются не только в профилях, описывающих триадную или многокрасочную печать, но и для описания цветовых характеристик смесевых красок. Одно из ценных для практики следствий такого подхода — гибкая адаптация расчетов к различным источникам освещения, ведь не секрет, что многие, особенно европейские, заказчики упаковки требуют соответствия цвета не только при стандартном для коммерческой печати источнике D50, но и при менее распространенных D65 и F11. Но самое главное, что библиотеки смесевых красок в Color Engine могут содержать так называемые «профилированные смесевые», из спектрального описания которых Color Engine может автоматически рассчитать их кроющую способность.
Рис. 1. Различные варианты «профилированных смесевых». Пользователь самостоятельно может определить, должны ли при этом учитываться градации и какие именно.
«Целевой» Lab
Этот момент имеет принципиальное значение и достоин более подробных пояснений. На первый взгляд, наличие однозначного количественного критерия (цветового различия, или ΔE) делает задачу преобразования исходного дизайна в многокрасочный довольно простой — все, что требуется от механизма цветопреобразования — по многокрасочному профилю подобрать такой многокрасочный эквивалент, Lab-координаты которого максимально близки к Lab-координатам цвета исходного объекта. Когда исходный объект представлен как триадный (в цветовой модели CMYK) или как чистый «плашечный» смесевой, то особых проблем не возникает: Lab для триады рассчитывается по профилю печатного процесса, а для смесевого цвета — берется из специальных таблиц описания смесевых, содержащих обычно однозначное соответствие имени цвета и его Lab. Но для случаев наложения смесевых красок на триаду или другие смесевые, также требуется знать тот «целевой» Lab, с которым должен совпадать наш многокрасочный «результат». Как правило, системе управления цветом узнать этот «целевой» Lab просто негде — его приходится рассчитывать по некоторой модели, учитывающей не только колориметрические характеристики смесевых красок (Lab), но и такие их особенности, как кроющая способность, прозрачность и т.п. В результате точность такого расчета «по модели» оставляет желать лучшего. Библиотеки описания «профилированных смесевых» в Color Engine позволяют радикально повысить точность расчета цвета для наложений, в том числе и для растровой составляющей дизайна.
Рис. 2. Оценка точности преобразования полной библиотеки смесевых красок в семикрасочную модель Equinox.
Оценка и расчет оптимальных эквивалентов
Среди других возможности Color Engine, полезных при работе с многокрасочной печатью, отмечу наличие средств быстрой оценки точности преобразования в многокрасочную модель для полной библиотеки смесевых с возможностью сохранения отчета. Также Color Engine может использоваться как единое для всей компании хранилище информации, связанной с задачами управления цветом: источников освещения, компенсационных кривых, профилей, библиотек описания смесевых красок и оптимальных многокрасочных эквивалентов для них. Здесь уместно напомнить еще об одной замечательной функции Equinox: дополнительные параметры Force Solid, Drop Black и Drop Min позволяют модифицировать правила расчета многокрасочных эквивалентов таким образом, чтобы обеспечить для них оптимальные условия печати и, что не менее важно, подобрать такие эквиваленты, которые хорошо выглядят визуально. Drop Min заставляет Equinox так пересчитать эквивалент, чтобы минимальное из всех значений «рецепта» было сброшено в ноль, избавляя нас от нежелательного появления мелких растровых точек в печати. Drop Black обнуляет значение в сепарации для черной краски (напечатанный черной краской растр имеет все шансы быть заметным в печати), а Force Solid устанавливает максимальное из значений эквивалента в 100%. Подобные возможности критичны для работ, которые готовятся для флексографской печати, поскольку позволяют найти разумный компромисс между требуемой колориметрической точностью, возможностями печатного процесса и визуальной оценкой.
Рис. 3. Дополнительные параметры раздела «Stabilize» позволяют автоматически подобрать оптимальные для печати варианты многокрасочных эквивалентов.
Для Photoshop
Если улучшения в модулях Equinox для ArtPro и PackEdge носят характер в первую очередь «технологический», то модуль для Photoshop заметно изменился и с точки зрения интерфейса: теперь оператору доступно динамически обновляемое изображение для предварительного просмотра результата преобразования, причем, можно отдельно просматривать триадную составляющую изображения и генерируемые каналы для дополнительных красок. Все настройки, влияющие на результат преобразования, практически мгновенно отображаются в окне предварительного просмотра. Доступен и просмотр отдельных каналов. Существенно расширены возможности управления генерацией сепарации для черной краски, появилась возможность контролировать результат преобразования в любой точке изображения «по числам».
Рис. 4. Диалог модуля Equinox для Photoshop. Задание расширенных правил генерации черной краски.
Рис. 5. Просмотр сепараций дополнительных красок перед преобразованием в многокрасочную модель. Для каждой из используемых дополнительных красок можно указать диапазоны
В заключение процитирую не потерявший актуальности тезис из серии своих прежних статей: «при внедрении многокрасочной печати основным является не вопрос расширения цветового охвата, а экономическая составляющая процесса: переход на шести- или семикрасочную печать с фиксированным набором дополнительных к триаде красок дает возможность отказаться от использования более дорогих заказных. Сокращается номенклатура красок, не нужно тратить время на смену красок при переходе с тиража на тираж. Экономия возможна и при печати «сборных» тиражей, когда на одной печатной форме компонуется несколько заказов с разной красочностью».
Автор: Александр Дроздов, технический специалист ГК «Легион»