Нетрадиционные виды мягкого переплета

  09/06/2007 00:00

История мягкого переплета
В англоязычных странах и международной полиграфической терминологии машины клеевого бесшвейного скрепления (КБС) называются perfect binder , а процесс изготовления книги в мягком переплете способом бесшвейного скрепления – perfectbinding. Сталкиваясь с этими терминами при общении с иностранцами, я каждый раз удивлялся: как далекий от совершенства (даже в наше время) процесс могли назвать столь пафосно и безапелляционно – идеальный переплет. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я решил покопаться в истории.

Способ скрепления книжного блока с помощью клея был запатентован в США в 1887 г. (патент выдан на имя Horace L. Arnold), хотя в нескольких источниках годом его изобретения почему-то считают 1895. Вначале новый способ широкого применения не нашел. В качестве клея использовали холодную клеящую эмульсию, которую наносили на корешок вручную. Она долго сохла, а корешок через некоторое время становился ломким. Сам термин perfect binding появился в 1911 г., когда компания Sheridan Bookbinding Machinery решила преодолеть имевшиеся недостатки, увеличив прочность скрепления на разрыв и эластичность корешка. Для этих целей была сконструирована машина, которая делала нечто, подобное современному фрезерованию корешка книжного блока. Несмотря на то, что машину назвали «Идеальный переплетчик» (Perfect Binder), способ бесшвейного клеевого скрепления по-прежнему оставался несовершенным, а вот «идеальное» название прижилось.

«Идеальный переплет» практически не применяли до 1931 г., когда немецкое издательство «Альбатрос» в качестве эксперимента выпустило первую книжку в мягкой обложке (paperback), применив именно этот способ скрепления книжного блока. В 1935 г. английское издательство Penguin Books приобрело права на использование мягкой обложки и разработало новый, специальный, удобный для клеевого скрепления формат. Чтобы сделать книги максимально дешевыми, издательство выпускало их сериями и большими по тем временам (20 тысяч экземпляров) тиражами. Так появилась ставшая знаменитой на весь мир Penguin series, а название издательства – Penguin – теперь ассоциировали только с мягкой обложкой, paperback. В 1939 г. мягкая обложка и клеевое бесшвейное скрепление начали широко использовать и в США. Некто Роберт де Граф в партнерстве с издательством Simon & Schuster придумал ставший позднее самым распространенным стандартом карманный формат книги – pocket book. С этого момента способ бесшвейного скрепления книг в мягкой обложке становится популярным, а термин pocket book звучит как синоним мягкой обложки и бесшвейного скрепления. После того, как в 1940-х гг. компания DuPont разработала процесс бесшвейного скрепления с помощью горячего клея, который быстро высыхал, надежно скреплял листы и сохранял эластичность корешка, производство книг в мягкой обложке способом бесшвейного скрепления стало по-настоящему массовым. Параллельно велись и ведутся интенсивные исследования и разработки новых клеев, технологий их применения и создание машин КБС разной производительности.

Сегодня машины КБС работают на тех же скоростях, что и печатные машины. В отличие от медленных ниткошвейных автоматов они, как настоящие монстры, успевают «проглотить» все, что выдает печатный цех.

Мягкая обложка, сшитый нитками книжный блок
Такой любимый за дешевизну издателями, да и многими читателями мягкий переплет и сегодня далек от идеала. Всем хорошо известны «слабые стороны» клеевого бесшвейного скрепления, которые часто проявляются «во всей красе» и раздражают пользователя. Захотите ли вы пользоваться автомобильным атласом, путеводителем или техническим справочником, которые в раскрытом состоянии надо придавливать чем-то тяжелым, чтобы они самопроизвольно не закрывались? Если же вы попытаетесь с силой раскрыть книгу, то весьма вероятно, что в скором времени из нее начнут выпадать отдельные листочки.

Очевидно, что клеевое скрепление блока книг, предназначенных для интенсивного использования, – далеко не лучшее решение. На выручку может придти традиционное шитье нитками, но оно удорожает себестоимость книги. Поэтому издатели не всегда охотно применяют способ шитья, забывая, что, продав книгу, несут ответственность за ее долговечность и удобство в эксплуатации (иначе пострадает имидж издательства). Мне кажется, что типографии должны проявлять профессиональную настойчивость, чтобы убедить издателей выбрать пусть чуть более дорогой, но «правильный» вариант переплета для литературы такого рода.

При изготовлении книги в мягкой обложке с блоком, сшитым нитками, добавляется всего одна технологическая операция – шитье блока. Все остальные операции – стандартные, как будто изготавливается обыкновенная книга в мягкой обложке. Цена увеличивается, но не так сильно, как пугают издателей некоторые типографии, у которых отсутствует ниткошвейное оборудование. Вот цены, которые я взял с сайта московской типографии для одного из форматов (тираж 5000 экз., 256–288 стр.):
• твердая обложка, сшитый блок – 51 р./экз.,
• мягкая обложка, КБС – 32 р./экз.

Когда я поинтересовался, на сколько подорожает заказ в мягкой обложке, если вместо бесшвейного скрепления я закажу сшитый нитками блок, мне сказали: приблизительно рублей на 8. В процентном отношении этот показатель выглядит более внушительно – книга подорожает на 25%. Но разве благодарность пользователя и имидж издательства не стоят затраченных средств, тем более что оплатит все это покупатель!

К радости пользователей справочной литературой, наши издательства начинают понимать, что выпускать в свет следует только качественные книги. Поэтому все чаще и чаще мы видим на прилавках книги в мягкой обложке с блоком, сшитым нитками. В качестве примеров назову серию книг по уходу и воспитанию детей издательства «Диля», серию карманных справочников для садоводов издательства «Кладезь – Букс» и автомобильные карты-схемы издательства «Аст-Пресс». Интересно, что тиражи перечисленных изданий варьируются от 3 до 25 тысяч экземпляров. Есть примеры использования этого типа переплета и другими издательствами, издающими литературу для интенсивного использования.

Мягкая обложка с клапанами, сшитый нитками книжный блок
На Западе мягкая обложка с клапанами уже стала стандартом таких изданий, как путеводители. Обычно на внешней стороне клапана размещается информация рекламного свойства, а на обратной стороне обложки с учетом открытого клапана печатается карта или панорамная фотография. Можно привести массу примеров и с другими видами книжной продукции, например, различными каталогами или справочниками, когда издательства легко (и дорого!) продавали «площади» на клапанах рекламодателям. Сейчас этот вид обложки получает все большую распространенность и в России.

На книжных ярмарках я много раз был свидетелем разговора между представителем издательства и директором типографии приблизительно следующего содержания:
– Вы можете изготовить книгу в мягкой обложке с клапанами?
– Можем, но торец книжного блока будет выступать из обложки на миллиметр-полтора, или наоборот, обложка по торцу будет выступать на миллиметр-полтора за книжный блок.
– Почему?
– Потому что иначе трехножевая резальная машина срежет клапана.

Естественно, чаще всего издателя это не устраивает. Особенно, если он держит в руках образец иностранного производства, где обложка с клапанами идеально совпадает с торцевым обрезом книги. Выход один – приобрести специальное оборудование, которое будет открывать обложки перед трехножевой резкой. Такое оборудование легко интегрировать в стандартную линию по изготовлению книг. В случае работы с простыми обложками, модуль можно отключить, и тогда он будет выполнять функцию простого транспортера, передавая полуфабрикаты на следующую технологическую операцию.

Перспектива роста выпуска книг в упомянутых здесь видах переплета, на мой взгляд, очень большая. С одной стороны она обусловлена растущими требованиями потребителя к качеству книги, ее долговечности и удобству в обращении. И он готов за это платить! А с другой стороны – заинтересованностью издателей, потому что для них это становится модно, стильно и, главное, выгодно.

Автор: Анатолий Новожилов

9020
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают





 
Rating@Mail.ru