«Наука» — это мастерство, сопряженное с искусством посредством… цифровых технологий!

  01/07/2013 00:00

Переход на цифровую печать части коммерческих тиражей книг до 1000 экземпляров — факт уже свершившийся. Однако еще с советских времен малотиражная книжно-журнальная продукция выпускалась для различных научных профессиональных сообществ. В те годы в данном сегменте безусловно лидировало производственно-полиграфическое предприятие «Типография “Наука”» АкадемИздатЦентра «Наука» Российской академии наук. Чтобы узнать, как сегодня обстоят дела с выпуском малотиражной книжно-журнальной продукции, мы встретились и побеседовали с руководителем типографии «Наука» Акрамом Джапаровичем Бобровичем, который любезно согласился ответить на наши вопросы и организовал увлекательную экскурсию по предприятию.

КомпьюАрт: Что сегодня представляет собой знаменитая типография «Наука»? Из чего состоит ее парк оборудования? Какова численность персонала?
Акрам Бобрович: Еще пару десятков лет назад в типографии всё было приспособлено для горячего набора: свыше 100 единиц наборных машин «Линотип», «Монотип», много рабочих мест для ручного набора. Сегодня парк оборудования состоит из трех старых офсетных машин ролевой ротации Ultraset и Mark. На них печатаются тиражи свыше 1000 экземпляров. Также в типографии
стоят две листовые полуформатные машины Manroland и единственная современная листовая офсетная печатная машина KBA в конфигурации «пять печатных секций плюс лак». Последняя, правда, у нас в аренде. Но самое современное оборудование в нашей типографии — это, безусловно, цифровые печатные машины: две монохромные машины Oсe и одна полноцветная
HP Indigo 5500. На допечатном участке у нас два CTP Kodak Trendsetter, а вот наш обширный парк послепечатного оборудования заслуживает особого внимания. Без ложной скромности могу заявить, что на этапе послепечатной отделки книжно-журнальной продукции мы можем делать практически всё что угодно.

КА: На печати какой продукции специализируется типография? Насколько велика доля тиражей Академии наук в общей загрузке типографии? Как за последние годы изменился средний тираж выпускаемой книжно-журнальной продукции?
А.Б.: Если раньше доля академических заказов доходила до 80 и даже 90%, то сегодня она не превышает 30% от общего числа заказов, которые печатает типография. В основном это журналы, а брошюры и книги занимают небольшую
часть. Тиражи всех изданий в 2012 году упали в среднем на 20% по сравнению с 2011-м. В месяц мы выпускаем 100-120 наименований журналов, 120-150 наименований книг и около 100 брошюр. При этом почти 90% тиражей журналов и практически все тиражи брошюр печатаются на цифровом оборудовании, а к концу года, полагаю, все журнальные тиражи будут переведены на цифровую печать. Если говорить о книжном производстве, то почти 50% наименований печатаем на цифровом оборудовании.

КА: Когда возникла необходимость дополнить офсетное оборудование цифровым? Каковы были требования к ЦПМ?
А.Б.: Необходимость в цифровой печати возникла еще лет десять назад. Тогда у нас стоял Xerox DC12, потом приобрели Xerox Docucolor 5000 и DocuTech 6155. Однако, когда встал вопрос их замены, мы стали исходить из того, что нужна машина, которая сможет печатать на любых типах бумаг. Ведь с падением тиражей издатели стремятся экономить в том числе и за счет бумаги. Но при этом нам часто требовалось изготавливать штучные эксклюзивные подарочные издания на плотных дизайнерских бумагах. Поездив по зарубежным типографиям, мы увидели качество и возможности работающих там цифровых печатных машин Oсе. Они оказались практически «всеядными» и неприхотливыми. Конечно, периодическое техобслуживание им тоже требуется, но не так часто, как у аппаратов других производителей. Поэтому в 2007 году наш выбор пал на Oсе VarioPrint 6250. А два года назад мы установили вторую цифровую печатную машину Oсе VarioPrint 6160, в 2012 году дополнили парк цифровых печатных машин нашей типографии полноцветной HP Indigo 5500 в основном
для печати обложек и вкладок в цвете. Также в прошлом году произвели апгрейд установленной ранее машины Oсе VarioPrint 6160 до VarioPrint 6320, в результате чего удалось повысить ее производительность до рекордных 314/168 листов формата А4/А3 в час.

КА: Какие проблемы пришлось решать при инсталляции цифрового оборудования Oсе? Потребовались ли дополнительные энергоресурсы, климатическое оборудование, кадры?
А.Б.: При инсталляции проблем не было вообще. В процессе эксплуатации потребовалось дополнительно установить в помещении кондиционеры в связи с экстремально высокими летними температурами, которые были в Москве в последние годы.

КА: Довольны ли вы сделанным выбором?
А.Б.: Да, машины Oсе позволили полностью обеспечить производство малотиражной продукции с необходимой оперативностью. Согласно спецификации они позволяют использовать любые материалы плотностью от 50 до 300 г/м2. Причем получалось печатать на них даже на писчей бумаге Архангельского ЦБК, которая не рекомендуется для цифровой печати сухим тонером из-за особенности строения волокон без потери качества. При использовании любых дизайнерских бумаг, с тиснением и без, благодаря специальной технологии Oсй CopyPress, которая контактным образом вдавливает
тонер в бумагу, проблем с печатью не было никогда. Все лотки в Oсе универсального размера SRA3 (320Ѕ488 мм), оснащены вакуумной подачей материала, что помогает избегать проблем с бумагами. Машины работают в две смены по 8 часов, но при необходимости приходилось гонять их круглосуточно. Из-за того что в машинах Oсе два узла печати, которые установлены друг против друга, печать осуществляется сразу с двух сторон листа. Благодаря этому идеальное совмещение лицевой стороны с оборотом происходит автоматически, без всяких настроек. Мы даже специально проверяли, произведя печать на прозрачной пленке. Это одна из сильных сторон данного оборудования. Регулировка при этом требуется не чаще раза в месяц. Со стороны сервисного обслуживания нужно отметить оперативное и ответственное отношение к любым техническим вопросам компании «НИССА Центрум», с которой у нас заключен сервисно-покопийный договор. Реальная нагрузка на каждую машину — не менее 60 000 оттисков А3 в день, то есть в месяц более 1 200 000 отпечатков на каждой ЦПМ.

КА: Какие заказы, на ваш взгляд, стали успешно производиться с помощью ЦПМ?
А.Б.: За счет большого количества лотков (сейчас их 12) у нас появилась возможность производить печать одновременно на бумагах разных видов, изготавливать книги и журналы с цветными вкладками в нужном месте. В отличие от других ЦПМ в Oсе не требуется отдельный специальный модуль вставки. В любой лоток машин Oсе можно закладывать материалы (например, напечатанные на цветной ЦПМ), которые не будут запечатаны в машине, а, пройдя обходным путем, сразу попадут в выходной накопитель, как обложка или цветная вставка в нужном месте отпечатанного блока.

КА: Вы отдельно отметили ваш участок по изготовлению штампов. Можно рассказать о нем подробнее?
А.Б.: Совершенно верно, у нас самый лучший в Москве и области участок по тиснению продукции, а также участок по изготовлению штампов методом гравирования. Еще 18 лет назад в типографии вручную изготовлялись латунные штампы. В 1995 году мы впервые приобрели аппараты с ЧПУ и с тех пор регулярно обновляли их. Сейчас в типографии работают два фрезерно-гравировальных аппарата Haas OM-2, каждый с 20 фрезерными гнездами, что позволяет изготавливать штампы очень оперативно. Кстати, еще одно наше ноу-хау — это печать на боковой поверхности книжных блоков при помощи специально созданной на нашем предприятии технологии. Также должен отметить наш участок переплетных материалов.
Наряду с традиционными переплетными материалами таких фирм, как Guaro Casas, которые мы закупаем в компании Antalis и Balacron, приобретаемый в
компании «ДубльВ», у нас представлен очень широкий ассортимент эксклюзивных переплетных материалов, которые мы закупаем у некоторых европейских мастерских. Это различные переплетные бумаги с неповторяющимся дизайном, изготовленные вручную, а также материалы, полученные путем специальной выделки не только козьей кожи, но и кожи акулы, ската, водяных змей, и других редко используемых в переплетном деле типов кожи. Уникальность этих материалов в том, что они практически полностью повторяют то, что делалось в XVIII-XIX веках. Таким образом, при помощи аналогичных материалов можно восстанавливать дизайн книг того времени. Мы стараемся завозить и использовать такие переплетные материалы, которые, помимо нас, больше нигде в России не представлены. Не могу не сказать о возможностях нашего участка тиснения. Ведь некоторые эксклюзивные работы приходится делать вручную без изготовления штампа. Декорируем книги любыми элементами, в том числе теми, которые изготавливаются литьем. Можем делать конторский переплет.

КА: С какими издательствами работает типография?
А.Б.: Мы работаем с более чем сотней различных издательств. Основные из них — это «Машиностроение», «Стройиздат», издательство МГУ.

КА: Расскажите о ближайших планах. Что, на ваш взгляд, удалось сделать и что еще предстоит?
А.Б.: Самое главное — нам удалось создать эффективное производство книжно-журнальной продукции с помощью современных цифровых печатных машин. Также мы сумели существенно улучшить условия работы и решить вопрос социальной защищенности. Сейчас в связи со сложной экономической ситуацией строить долгосрочные планы на 5-10 лет вперед невозможно. Мы живем, заглядывая в будущее не больше чем на год. Говорить о глобальном переоснащении типографии нереально. В приоритете задача переоборудования так называемых узких мест, проблемных участков с минимальными затратами, а также повышение производительности. В первую очередь это замена нашего офсетного ролевого и отчасти листового оборудования.

История Производственно-полиграфического предприятия «Типография “Наука”»АкадемИздатЦентра «Наука» Российской академии наук началась в 1922 году, когда комплекс зданий бывшей шерстоткацкой фабрики был передан в ведение 14-й типографии Московского коммунального хозяйства. В 1928 году ее переименовали в 14-ю типографию Мосполиграфа, а с 1936-го она стала 18-й типографией треста «Полиграфкнига». Затем в 1945 году она была передана в ведение Академии наук СССР и стала именоваться 2-й типографией одноименного издательства. Очередное переименование произошло в 1964 году, и предприятие стало 2-й типографией издательства «Наука». В 1983 году к типографии было пристроено новое административное здание, что позволило увеличить производственные мощности. Современное название и статус были получены в 1997 году. Целых 32 года, с апреля 1981 года по настоящее время пост руководителя типографии бессменно занимает Акрам Джапарович Бобрович. Он не только сумел провести предприятие через трудные годы перестройки, кризисы 1998 и 2008 годов, но и под его руководством была осуществлена модернизация производства в соответствии с современными требованиями, а также сформировался коллектив настоящих профессионалов своего дела. И главное — мастерам есть кому передать накопленные знания, опыт, секреты, ведь трудовые династии давно стали здесь доброй традицией. Например, сын Акрама Джапаровича — Борис Акрамович Бобрович, несмотря на наличие высшего образования полиграфиста-технолога, прошел в типографии путь от помощника печатника до заместителя директора типографии.
24

Автор: Александр Харатян, журнал "КомпьюАрт", 03.2003

1148
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru