MGI JETVARNISH: опыт цифрового УФ-лакирования

  09/12/2011 00:00

Об устройстве JETvarnish , разработанном французской компанией MGI Digital Graphic Technology, «Курсив» за последний год писал уже неоднократно (см. «Курсив» №5-10 и № 3-11).
На то у нас были объективные причины: JETvarnish является фактически единственным устройством своего типа — «цифровой лакировальной машиной», чем вызывает у нашего издания закономерный интерес. Устройство было впервые анонсировано в 2008 г. и представлено на выставке drupa, затем уже серийные образцы машины были показаны на других крупных международных выставочных мероприятиях (Print 2009, IРЕХ 2010, Graph Expo 2010 и т.д.). На этих выставках машина JETvarnish неизменно пользовалась повышенным вниманием у посетителей и отраслевой прессы. За прошедшие почти три года продаж в мире было установлено уже около сотни таких устройств (при стоимости почти в четверть миллиона долларов это достаточно внушительная цифра), в том числе несколько экземпляров и в нашей стране, где технику MGI представляет компания «Нисса Центрум» (о заключении дистрибуторского соглашения между двумя компаниями было объявлено ровно год назад, в сентябре 2010 г.).
JETvarnish

JETvarnish — цифровая лакировальная машина, устройство, позволяющее создавать эффекты сплошного или выборочного УФ-лакирования без использования каких-либо форм, трафаретов и т.д. Это позволяет выполнять операцию лакирования продукции с фиксированной себестоимостью, не зависящей от объемов тиражей (от одного до нескольких тысяч отпечатков) и их сложности (в том числе возможно использование переменных данных, когда лакируемая область меняется в тираже для каждого экземпляра отпечатка). Конструкция устройства не самая сложная — концептуально это большой струйный принтер с восемью пьезоэлектрическими головками, имеющими разрешение печати 360 dpi, расположенными по ширине печати машины 515 мм . Большую часть корпуса устройства занимают сушки — предварительная инфракрасная, разогревающая нанесенный печатными головками слой лака для большей равномерности слоя, и УФ-отверждающая сушка, закрепляющая лак. Система протяжки листа включает вакуумный самонаклад и ременьтранспортер . Высота стопы до 60 см (как в подаче, так и в приемке), точность приводки +/- 200 мкм, опционально толщина запечатываемого материала может быть до 1 мм. В отличие от струйных принтеров вместо цветных чернил JETvarnish использует прозрачный лак , не только достаточно жидкий для того, чтобы наноситься через дюзы печатной головки и создавать равномерную пленку на выбранных для лакирования участках, но и весьма быстро застывающий под влиянием ультрафиолета. Возможна комплектация устройства второй «печатной секцией», при помощи которой на офсетный отпечаток будут наноситься, например, переменные данные струйными чернилами черного цвета.Кажущаяся простота устройства вызывает некоторое недоумение и вопрос: почему подобная технология лакирования не возникла раньше или почему за три года, прошедших с момента появления JETvarnish, не появилось аналогичных устройств у других производителей? Единственное альтернативное устройство, использующее подобную струйную технологию для лакирования тиражей, — Scodix1200 от израильской компаний Scodix. Оно появилось немного позже — около года назад, работает в пять раз медленнее и позволяет создавать при помощи УФ-отверждаемого лака эффекты несколько иного типа. Если продукция, лакированная на JETvarnish, больше всего похожа на результат традиционного УФ-лакирования, которое мы обычно встречаем на обложках книг или журналов, то устройство Scodix1200 при помощи более толстого слоя лака (до 70 мкм!) способно создавать более специфические объемные эффекты с хорошими тактильными характеристиками, больше подходящие уже для эксклюзивной рекламной продукции, чем для обычных коммерческих тиражей. Возможное объяснение уникальности JETvarnish как «единственной в мире коммерческой цифровой лакировальной машины»,может заключаться в специфической запатентованной формуле «цифрового лака», разработка которого требует больше усилий, чем простое совмещение струйных головок, сушек и самонаклада в одном корпусе. Другая возможная причина — производители традиционной лакировальной техники пока еще побаиваются цифровых технологий, а крупные производители цифровой техники, в свою очередь, не имеют экспертных представлений о предмете УФ-лакирования либо считают, что рынок таких узко-специализированных устройств для них слишком невелик. Как бы то ни было, на сегодняшний день JETvarnish остается уникальной машиной, а компания MGI — не только пионером-первооткрывателем, но и единственным игроком на этом рынке.

Преимущества


Как было упомянуто, главное достоинство JETvarnish заключается в том, что оно делает рентабельными лакирование тиражей, состоящих из любого количества экземпляров. При этом учитывается не только то, что лакирование производится без изготовления каких-либо форм (поэтому себестоимость материалов фиксирована и состоит только из объема потребленного лака), но и то, что настройка машины на новый тираж производится быстро, за считанные минуты. JETvarnish оснащен принт-контроллером/растровым процессором, напоминающим аналогичный от обычных ЦПМ. Оператору необходимо найти нужную работу на сервере, загрузить ее и задать необходимые параметры лакирования. Работы могут быть в любом популярном формате — векторный PDF, растровый TIFF и т.д. Изображение в файле должно содержать предназначенные для лакирования области, например, представлять собой пятую сепарацию макета работы (при создании которой выборочный лак был задан как спотцвет). При настройке нужно совместить наносящееся лаком изображение с готовым цветным тиражом, отпечатанным любым традиционным или цифровым способом. Это не представляет большого труда, учитывая точность транспортировки листа в машине и наличие цифровых возможностей настройки изображения, вроде коррекции геометрических искажений, которые могли возникнуть, например, при печати тиража на недорогой ЦПМ.Первый лист работы выходит готовым из машины через 16 секунд после отправки задания из принтконтроллера. Скорость работы — до 0,5 м/сек, что позволяет лакировать оттиск формата B2 примерно за полторы секунды (максимальный формат листа у JETvarnish больше, чем B2, и составляет 520х1050 мм, минимальный формат — 210х300 мм). Таким образом, например, тираж обложки журнала «Курсив» (из 2500 листов формата B2, по две журнальные обложки на каждом) может быть отлакирован примерно за час. Как видно из этих цифр, JETvarnish — цифровая техника, которая предназначена уже не цифровым типографиям, печатающим небольшие тиражи на электрографических ЦПМ (точнее — не только цифровым типографиям), но и традиционному полиграфическому производству с офсетными машинами среднего и крупного форматов. Если у таких предприятий еще нет своей собственной отделочной лакировальной техники, JETvarnish может позволить расширить ассортимент выпускаемой продукции и повысить ее качество без вынужденной необходимости производить УФ-лакирование «на стороне». Например, типография, печатающая журналы небольшими тиражами, теперь сможет предложить клиентам возможность добавить выборочный УФ-лак при отделке обложек. Крупным типографиям, у которых уже есть свои трафаретные машины, на которых выполняется лакирование заказов, JETvarnish также может помочь: либо понизить себестоимость лакирования небольших тиражей, либо повысить эффективность производства, перераспределяя заказы на разные типы машин, в зависимости от объема или загрузки.

Тест

В этом номере журнала вкладка позволяет получить собственное наглядное представление о возможностях устройства JETvarnish и качестве получающегося на нем результата. Сюжет теста — с наших других вкладок, на которых тестировались возможности лакирования с использованием других различных технологий. Он состоит из тестовых элементов для проверки разрешения при лакировании (определение минимального размера области, подлежащей выборочному лакированию), шкал, показывающих результат лакирования различных оттенков цвета, и изображений, демонстрирующих разнообразные эффекты, которые можно получать при выборочном лакировании.
Тест отпечатан на офсетной листовой машине на бумаге форматом 620х470 мм и плотностью 200 г/м2. Затем было произведено ламинирование отпечатка матовой пленкой для того, чтобы одновременно повысить качество лакирования и сделать результат более похожим на типичный пример продукции, где используется выборочное УФ-лакирование — обложку книги или журнала. Печать и цифровое лакирование производилось в одной и той же типографии Московского региона (машина JETvarnish здесь была установлена несколько месяцев назад и с тех пор активно используется в повседневной работе). Процесс лакирования прошел гладко, без каких-либо проблем и сложностей — несколько минут ушли на совмещение выборочного лака с изображением на оттисках, все остальное оказалось «делом техники». Заказ был отпечатан «со своим оборотом», так что переналадка на совмещение лака для второй стороны потребовала минимального времени.

Результат, на наш взгляд, получился весьма качественным — слой лака на участках, где он нанесен, достаточно ровный и плотный (даже с немного заметным на ощупь рельефом, но это в основном благодаря отличиям в тактильном восприятии между лакированными и ламинированными участками). Тесты лакирования тонких элементов (№№1 и 2, также можно обратить внимание на геометрические фигуры теста №9 или мелкий шрифт на логотипе нашего издательства в тесте №10) отработаны хорошо, результат соответствует указанному в спецификации значению минимального размера элемента 0,5 мм и даже превосходит его — в тесте №1 четко различимы окружности толщиной 0,2 мм. Цифровой лак бесцветен и имеет высокую степень прозрачности, по тесту №4 видно, что оттенок цвета в лакированной части шестиугольников не меняется. По этой причине, если выделяемые выборочным лаком области находятся на равномерном фоне, их для большей выразительности лучше подчеркнуть при создании дизайна изменением цвета фона, как это, например, сделано на тесте №8. Тест № 8-1 показывает выборочное лакирование орнамента на равномерном фоне, а в тестах №№8-1, 8-2 и 8-3 тот же орнамент выделен в цветном оттиске изменением фона на 5%. Точность совмещения лака и цветного оттиска хорошая, самонаклад JETvarnish работал стабильно в течение лакирования всего тиража.

Тест №6 показывает фотоизображение со сплошным лакированием по сравнению с оригинальным изображением (без лакирования). Хотя цвета на изображениях в общем не изменились, слой лака делает картинку визуально не только более блестящей, но и повышает ее контраст, подобно тому, что происходит при глянцевании фотографий или при помещении фотографии в рамку под стекло.

Тест №3 содержит процентные шкалы и градиенты с переменным покрытием лаком на темном и светлом фоне. Заполнение плашек растром в канале для лака здесь не сплошное (100%), а представлено шкалой от 0 до 100% (с шагом 5%) и плавным градиентом 0–100%. Как видно, на результате различимы четыре возможные градации нанесения лака: область исходного диапазона 0–24% на отпечатке не содержит лака совсем, области 25–50%, 51–75% и 76–100% содержат различное количество лака со ступенчатыми границами между ними. В спецификации от компании MGI эти типы покрытия лаком называются соответственно satin (сатиновый, матовый), gloss (глянцевый) и ultragloss (ультраглянцевый). Технически они реализованы как различное количество капель, которые дюзы печатной головки наносят на поверхность материала с разрешение 360 dpi. В первом случае наносится одна капля, во втором — две, в третьем — три за одну единицу времени. Различные типы покрытия лаком можно комбинировать в дизайне, используя приведенные выше значения растра для заполнения областей в спотканале для лака. Впрочем, судя по результату, при выборочном лакировании наиболее типичных видов продукции, вроде тех же книжных обложек, наибольший эффект получается при лакировании ultragloss (когда процент заполнения составляет максимальные 100%). В этом случае создается наиболее выразительный эффект, который обычно и принято ассоциировать с УФ-лакированием. При меньшей толщине слоя лака и лакировании gloss качественно блеск поверхности отпечатка сильно не меняется. При минимальной толщине с лакированием satin различия в типе покрытия более заметны, но и выборочный эффект получается менее «богатым».

Возможно, при нанесении лака по более шероховатой или более впитывающей поверхности разница в типе покрытия (satin, gloss и ultragloss) и количестве наносимого лака будет лучше заметна. В спецификации от MGI в качестве подходящих для лакирования перечисляются материалы с гладкими невпитывающими поверхностями — мелованная бумага, ламинированная глянцевой или матовой пленкой, пластик, ПВХ и т.д. Теоретически также можно использовать и более простые типы невпитывающего покрытия, например, офсетные оттиски, обработанные воднодисперсионным лаком, но качество результата здесь окажется в большей зависимости от таких переменных величин, как качество бумаги или ВД-лака. В качестве эксперимента при подготовке теста было произведено пробное лакирование оттиска, отпечатанного на матовой бумаге и покрытого матовым же воднодисперсионным лаком.

Цель такого эксперимента состояла в том, чтобы попробовать получить слой глянцевого УФ-лака, эффектно блестящего на бархатистом матовом фоне оттиска (похожий на то, что можно получить, например, при трафаретном лакировании). Однако на практике выяснилось, что лак, наносимый струйным методом машины JETvarnish, плохо растекается по шероховатой поверхности отпечатка, не образуя равномерной гладкой пленки. Если на элементах небольшого размера результат был приемлемым — тонкие линии прорабатывались четче (становились заметны линии лака толщиной 0,1 мм), то на участках, где требовалось сплошное лакирование картинок или их относительно крупных фрагментов, неравномерность покрытия лаком становилась заметной, даже начинали просматриваться полосы вдоль движения отпечатка под дюзами печатных головок машины. В итоге было решено отказаться от экстремальной идеи с матовыми бумагой и ВД-лаком в пользу более классического ламинирования оттиска матовой пленкой. Тем не менее, из этого эксперимента можно сделать общий вывод о необходимости предварительного тестирования поверхностей различных материалов, которые планируется подвергать цифровому лакированию, на качественное восприятие лака, чтобы убедиться в том, что в тираже получится ожидаемый заказчиком эффект.

Другой момент, который стоит учитывать при работе с JETvarnish, — пыль. На лакировку и сушку каждого оттиска требуется несколько секунд, за которые на поверхность еще жидкого лака могут осесть пылинки, что приведет к возникновению заметного глазом нарушения гладкости и равномерности слоя лака. Здесь можно посоветовать при установке машины выбрать наиболее чистое помещение с минимумом пыли в воздухе. Так, например, большой печатный цех типографии, в котором любая техника быстро покрывается слоем антиотмарывающего порошка, — не самое удачное место для JETvarnish. Кроме того, даже несмотря на наличие подключенной к машине вытяжки, в помещении, где она установлена, ощущается легкий запах испарений лака. Компания MGI утверждает, что используемый в JETvarnish лак экологичный и безвредный для здоровья оператора, а УФ-отверждение происходит без выделения озона. Тем не менее, установка вытяжки и хорошая вентиляция помещения были бы желательными.

Заключение


Как сказал около 20 лет назад основатель одной известной компании: «Все, что может стать цифровым, рано или поздно станет цифровым — и полиграфия не исключение». Появление JETvarnish является одним из аргументом, подтверждающим этот тезис. Судя по всему, сегодня процесс перехода к цифровым технологиям дошел уже до таких отделочных операций, как лакирование, и, как можно судить по отпечатку, результат у такого цифрового лакирования получается вполне приличным — сильно не отличающимся от того, что можно получить при помощи традиционных методов.

JETvarnish представляет собой разумную альтернативу лакировальным машинам, трафаретной технике, многосекционным офсетным УФ-машинам и т.д. Причем как по качеству, так и по экономической эффективности. Возможность выборочного лакирования небольших тиражей продукции с низкой себестоимостью результата может сделать эту технологию более доступной и востребованной среди небольших издательств, редакций и дизайнбюро, которые еще год назад и представить не могли, что такой вид отделки может стать доступным, и, в свою очередь, не были готовы предложить этот эффект своим клиентам. Это делает JETvarnish одним из немногих продуктов, появившихся за последние несколько лет, который может действительно оказать влияние на последующее развитие отрасли в целом и изменить наши представления о доступности качественной печатной продукции.

Автор: Курсив №5-2011

2751
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru