Кому нужна выставка «Этикетка»?

  30/09/2010 00:00

Кому нужна выставка «Этикетка»?

При наличии в стране проблем с производством и использованием этикеточной продукции, выставка «Этикетка» в последние годы резко снизила свою эффективность. Ее крупные экспоненты – производители и поставщики полиграфических машин и оборудования снизили объемы продаж. Поэтому они и предложили дирекции MVK проводить эту выставку раз в два года. Тем не менее, проблемы дизайна, производства этикеточной продукции и этикетирования и маркировки выпускаемой продукции у конечных заказчиков – остаются. Авторы предлагаемой статьи – президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Кузьмин и главный редактор журнала, генеральный директор некоммерческого партнерства «Центр упаковки, этикетки, дизайна» Игорь Смиренный рассматривают возможности решения упомянутых проблем

Наше недалекое прошлое
Почти 15 лет назад сотрудники редакции журнала «Тара и упаковка» пришли в дирекцию Культурно-выставочного центра «Сокольники» (сейчас MVK) и предложили организовать и провести первую в истории России (и СССР) международную выставку под названием «Этикетка». Идея создания новой, инновационной выставки, для зарождающейся в России рыночной экономики, была, казалось бы, проста. Предприятия, предприниматели, торговля, впервые ступившие на рыночный путь остро нуждались в более современной идентификации и повышении конкурентоспособности своей продукции, в увеличении объемов продаж.
Российский полиграфический рынок, в основном специализировавшийся на книжно-журнальной и газетной продукции в те годы не мог обеспечивать производителей товаров народного потребления и, в первую очередь производителей продуктов питания современной высококачественной этикеточной продукцией. В советское время отечественная полиграфия практически, за редким исключением, не располагала специализированными типографиями по выпуску этикеточной печатной продукции. Как правило, крупные производители тех или иных товаров имели в своем составе полиграфические участки, а для других заказчиков многие типографии печатали этикетки различного качества по линии «ширпотреба». Значительный объем высококачественных этикеток для различных отраслей заказывался централизованно на зарубежной полиграфической базе. В стране тогда практически не было и необходимой инфраструктуры для производства продукции такого качества, не производилось специальных сортов этикеточной бумаги (к сожалению, они не производятся и сегодня), специальных красок, других расходных материалов. Из-за этих и ряда других причин в процессе развития рыночных отношений выставка «Этикетка» стала приглашать в качестве экспонентов – производителей и поставщиков специальных полиграфических машин и оборудования, расходных материалов для изготовления этикеток и современных технологий их печати.
Посетителями выставки стали не конечные потребители – заказчики этикеточной продукции, как это было изначально задумано экспертами журнала «Тара и упаковка», а руководители и технологи типографий, полиграфических предприятий. В первую очередь тех, кто увидел в производстве этикеточной продукции – наиболее перспективное направление своей деятельности. Правда, в середине 90-х гг. прошлого столетия в России, наверное, уже не было типографии, которая бы не делала этикетки. Многим полиграфистам казалось – книги, журналы, газеты печатаем, подумаешь этикетки… Даешь этикетки! При резком снижении (после развала СССР) тиражей книжно-журнальной и газетной продукции, многим типографиям тогда буквально удалось выжить благодаря параллельному производству этикеток и различной упаковки. Рынок требовал такой продукции в огромных количествах.

Типографии особой специализации
Но постепенно тот же рынок сам расставил все на свои места. Оказалось, что производство этикеточной продукции – это совершенно самостоятельный сегмент рынка полиграфических работ, а его субъекты- это типографии с особой специализацией. Здесь нужны другие машины, другие технологии, другие расходные материалы и даже другие специалисты.
В течение 10 лет, благодаря ежегодному проведению международной выставки «Этикетка» шел процесс наполнения рынка этими компонентами. И в первой пятилетке XXI в. отечественный рынок оказался наполнен современными машинами, оборудованием и технологиями необходимыми для производства этикеток. В России даже появилось несколько полиграфических комплексов, специализирующихся на производстве именно этикеток.
Развитие этого вида деятельности оказало значительное влияние на технологическое и производственное развитие всей отечественной полиграфии. Но наступили другие времена-предложения на рынке полиграфических работ по выпуску этикетки стали превышать спрос на них. Крупные зарубежные производители и поставщики полиграфических машин и оборудования, необходимых для изготовления этикеток и их российские дилеры, увидев, что объемы продаж резко снизились, предложили дирекции MVK проводить выставку раз в два года… По сути им она оказалась не нужной, да, и кроме того, выставка « Этикетка», проводимая в таком формате, существенно дублировала традиционную международную выставку «ПолиграфИнтер».
Но, как ни странно, почти 50% заказов пищевой промышленности на этикеточную продукцию уходило (и сейчас уходит) за рубеж. Дело в том, что с одной стороны из-за полного отсутствия в России собственного производства этикеточных видов бумаг, красок и ряда других расходных материалов и высоких таможенных пошлин на их ввоз из-за рубежа, наша этикеточная продукция продолжает оставаться не конкурентоспособной по сравнению с зарубежной. При этом, конечный заказчик еще не всегда доверяет отечественным полиграфистам или не умеет выбрать надежного партнера. При этом следует отметить, что узко профильных «этикеточных» типографий в России не так уж много и портфели заказов у них переполнены.
А с другой стороны многие типографии, которые одновременно с книжно-журнальной и газетной продукцией, печатают этикетки (или способны их печатать), - еще не готовы из-за финансовых соображений участвовать в специализированной международной выставке «Этикетка» и грамотно представлять и рекламировать свои предложения рынку. Но, опять же, рынок все сам расставляет на свои места.
Нельзя забывать, что на любом современном производстве недостаточно только самих этикеток. Необходимо еще и высокотехнологичное оборудование для их нанесения, для печати оперативной информации, например – даты изготовления и срока годности продукта и т.д. Производство такого оборудования в России также пока не развито.

Дизайн этикетки
Есть проблемы и допечатной подготовки этикеточной продукции. За годы советской власти дореволюционная школа оформления упаковочной и этикеточной продукции практически была уничтожена. С начала 50-х гг. ХХ в. над созданием этикеток работали художники комбината «Союзпродоформление». Среди них было лишь несколько действительно настоящих, талантливых художников, благодаря работе которых в СССР, несмотря на отсутствие соответствующей профессиональной полиграфии, была по сути дела создана своя школа – своеобразная школа «социалистического реализма» оформления упаковочной и этикеточной продукции. Однако, в начале 90-х гг. этот комбинат прекратил свое существование. Одновременно с этим рынок с одной стороны оказался наполненным продукцией зарубежного производства в «гламурной», как тогда казалось упаковке, а с другой, как раз в это время в России началось широкое использование компьютеров и дизайном упаковочной и этикеточной продукции стали заниматься все, кто умел на них работать. Причем даже те, кто представления не имел об особенностях и маркетинговых свойствах упаковки или этикетки. В основном старались подражать западным образцам. Национальный стиль, складывавшийся до 1917 г. так и не был найден.
Правда положительную роль в поиске национального стиля сыграло ежегодное проведение национальных конкурсов на лучшую упаковку и лучшую этикетку, которые с 1995 г. начал проводить журнал «Тавра и упаковка» и его партнеры – в рамках выставок «Этикетка» и «Росупак». Сегодня некоторые образцы упаковочной и этикеточной продукции – стали настоящими брендами.

Подводя итоги
Итак, организаторами и экспертами журнала «Тара и упаковка» уже с самого начала XXI в. предпринимаются попытки изменить концепцию выставки «Этикетка», сделать ее выставкой для конечных заказчиков этикеточной продукции, то есть для производителей пищевой продукции, напитков, кондитерских изделий, товаров народного потребления. На выставке должны быть представлены:

* Типографии и предприятия – изготовители всех видов этикеточной продукции;
* Дизайн студии – оформители этикеточной продукции;
* Фирмы изготовители и поставщики этикетировочных машин и оборудования;
* Фирмы разработчики и поставщики современных технологий идентификации (в т.ч. RFID) и защиты от подделок.
* Патентные бюро и патентные поверенные, работающие в сфере защиты авторского права предприятий и дизайн студий;
* Кафедры дизайна и технологий производства этикеточной продукции.

При этом на выставке конечно должны быть представлены и современные технологии, и расходные материалы для производства и использования этикеток.
И, наконец, на выставке, в ретроспективной форме, должны быть представлены наиболее интересные образцы этикеточной продукции, изготовлявшиеся российскими предпринимателями, в прошлые годы (с конца 19 до начала 21 вв.).
Посетителями выставки «Этикетка» должны быть, в первую очередь – потенциальные заказчики этикеточной продукции – производители продуктов питания, всех видов напитков, кондитерских изделий, косметики и парфюмерии, товаров бытовой химии, товаров народного потребления. Для этого, к работе выставки необходимо привлечь соответствующий департамент Минсельхоза, отраслевые объединения предпринимателей, отраслевую прессу и т.д.

По информации labelshow.ru

Автор:

800
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru