Быть впереди рынка: компания яМайка о конкурсе FESPA AWARDS, фестивале T-SHIRT FEST и тенденциях рынка текстильной печати
яМайка одной из первых заняла нишу цифровой печати по текстилю в России. Первая принтерия открылась в 2009 году в Санкт-Петербурге, на Апраксином дворе. Тогда она стал первой студией, печатающей полноцветные изображения тиражом от одного экземпляра.
Спустя более 10 лет, яМайка всё ещё держит первенство на рынке. Сейчас у компании не только сеть таких принтерий: одна в Москве и две в Санкт-Петербурге, но и оптовое производство текстиля, на котором они отшивают собственные изделия и печатают тиражи шелкографией. Отпраздновала своё десятилетие студия фестивалем T-SHIRT FEST, который стал ежегодным и в 2019 году собрал 7 тысяч посетителей.
Кроме того, с 2018 года яМайка участвует в Международном конкурсе FESPA AWARDS 2020. И в этом году они взяли уже третье по счёту Европейское золото.
Мы поговорили с Кириллом Рогалёвым, руководителем компании яМайка, о тенденциях рынка текстильной печати, конкурсе FESPA AWARDS и фестивале T-SHIRT FEST.
Кирилл, ваша студия в 2009 году, по сути, открыла новый рынок текстильной печати в России, а сейчас вы уже третий год подряд берёте «золото» на Международном конкурсе FESPA AWARDS. Можно сказать, что Вы лидеры российского рынка?
Если смотреть по объёму печати мы точно не первые — есть те, кто печатают больше. Но в плане качества — да, на данный момент у нас самое лучшее оборудование и лучше всего настроен процесс. С открытия студии мы всегда вкладывались именно в технологии — ставили оборудование, которого ни у кого не было, печатали полноцвет от 1 штуки, как в Европе. И сейчас, по мнению жюри FESPA, тот процесс производства, который мы настроили в яМайке — лучшее, что они видят последние три года.
Вы побеждаете уже три года подряд. Когда и как приняли решение поучаствовать впервые?
Мы приняли такое решение лет пять назад. У нашего учителя, руководителя курсов шелкографии в «Студии Рея», Андрея Короба был семинар о шелкографии на российской выставке ТекстильЛегПром. У него уже тогда европейских наград было намного больше, чем у нас сейчас. И на семинаре он, на всю аудиторию, спросил, почему же никто до сих пор к нему в этом деле не присоединился, почему он один в международных конкурсах участвует. И мы подумали — «почему бы и нет». Поехали на конкурс и в первый год взяли золото. С тех пор три года участия — три золотых награды.
Чем вы смогли удивить жюри? Какая работа победила?
Мы прислали три экземпляра тиражных работ вместе с технологическим описанием. «Золото» взяла работа, которую мы сделали на полуавтоматическом шелкотрафаретном станке португальской компании ROQ. Это было полноцветное изображение на футболке черного цвета, водными красками методом CMYK с вытравной подложкой, только вместо мадженты мы использовали красный цвет.
Подготавливали изображение, делили на цвета, вручную, в программе Adobe Photoshop. Если говорить простыми словами, мы берем золото, потому что делим изображение на 4 цвета, а выглядит оно так же как, если бы мы делили его, например, на 20. Все это заслуга нашего технолога — Александра Матанцева, который руководит печатным процессом.
То есть, работы для конкурса — это не специально отпечатанные принты, а заказы ваших клиентов?
Да, в этой категории всегда тиражные работы. Это же самое главное — удержать качество на тираже. Специально для конкурса что-то делают в основном те компании, которые, например, продают или производят краски. Печатают единичный экземпляр какой-нибудь сложной полноцветной картинки. Или для раздела конкурса со спецэффектами — это тоже отдельная категория конкурса.
Что интересного, на ваш взгляд, представляют в этих категориях?
Например, объемные изображения, напечатанные краской, или напоминающие по текстуре джинсу или перья. Или пахнущие шоколадом. На этом поле лидируют Индия и Китай, нам с ними очень сложно конкурировать. Это то, на что мы приезжаем сами посмотреть — поучиться.
Это и есть новые тренды? В России уже кто-нибудь подобное производит?
Нет, но, как показывает практика, то, что происходит в Европе сейчас — через 5 лет будет в России. Еще одна причина, по которой мы приезжаем на европейские выставки — это наша стратегия развития. Если хочется сделать что-то интересное для российского рынка, нужно ехать на выставку, смотреть, кто, что и как делает там, привозить эти новые технологии сюда и внедрять в свои процессы. Как результат — ты на 5 лет впереди всего рынка.
Что еще, кроме технологий печати, вдохновляет на выставке, да и в целом на европейском рынке?
Меня впечатляют большие организации с отточенными, налаженными, автоматизированными производственными процессами. Например, в Германии есть предприятие, на котором футболка может пройти через весь процесс производства и уехать к заказчику фактически без участия человека, все производственные циклы автоматизированы..
В этом плане мне очень нравится европейский подход к работе — это то, к чему стремится яМайка. Сейчас у нас есть онлайн-конструктор на сайте, а на производстве мы настроили систему так, что, например, легко отслеживаем по штрих-кодам брак в тираже. Но такого прогресса, как в Европе или Америке, в России пока нет.
Чего стоит ожидать в техническом плане?
Революцию, которая скорее всего всех оставит без работы (смеется). Я говорю про гибридные машины, которые позволят использовать технологии цифровой печати на массовом производстве. В шелкографии мы делим изображение на цвета, изготавливаем рамы и печатаем каждый цвет отдельно. А если ткань не белого цвета, то прикатываем белилами — это самая дорогая составляющая печати. С гибридными машинами можно будет сделать белилами подложку, потом с помощью цифровой головки, которая печатает CMYK'ом, раскрасить ее и далее добавить спецэффекты типа фольги или золота. И посчитайте, сколько производственных процессов это сократит: деление изображения на цвета, технологическую настройки печати, изготовление рам... В итоге у нас будут машины, которые смогут печатать 900 принтов в час!
Как вы оцените конкуренцию на российском рынке?
У нас в этом плане намного слабее, чем в той же Европе или Америке: там ты приезжаешь в какой-нибудь маленький городок, например, Франкфурт, по количеству жителей примерно наравне с нашим Архангельском, а там, условно, таких студий печати куча и все они между собой конкурируют. В России же рынок, конечно, свободный, огромный, классный, но абсолютно ненасыщенный — нет такой борьбы за клиента. Но сейчас, благодаря тому, что все ушло в онлайн, очень легко начать продавать. Раньше нужно было сидеть «на улице», что-то из себя представлять. Сейчас есть много энтузиастов, которые печатают, в больших объемах, но я вижу, что скорее всего там 2-3 человека, остальное — информационный продукт. Соответственно, конкуренция повышается. Мы, например, чтобы не отставать, решили проводить свой фестиваль T-SHIRT FEST.
Да, насколько я знаю, это мероприятие выросло из празднования десятилетия компании. Как это было и что с фестивалем сейчас?
Первый раз провели в 2018 году, как празднование десятилетия яМайки. Мероприятие проходило в Ткачах. Люди бесплатно напечатали себе любые принты на футболки, слушали лекции, посещали мастер-классы, был даже конкурс на лучший принт. Пришло около 1500 человек, оказалось, что людям это интересно. В прошлом году мы решили найти пространство побольше и провели фестиваль в Севкабеле, на него уже пришло около 7 тысяч! Мы перевезли в павильон студию: все свое оборудование, вплоть до шелкографии, различные спецэффекты, например, вспененную краску. Хотели показать людям весь процесс и, конечно же, напечатать, что они захотят. За день фестиваля мы напечатали 1500 футболок! Была еда, музыка, лекции, мастер-классы, устроили показ мод вместе с модельной школой LMA. Ну и организовали маркет: привезли разные локальные бренды, которые занимаются продажей футболок с индивидуальными принтами. Пытаемся развивать футболочную культуру...
«Развивать футболочную культуру» — что это для вас значит?
Повышаем спрос на персонализацию. Лет 10 назад такого в принципе не было, а сейчас мы пригласили на маркет около 40 брендов. У нас была, например, студия, которая печатает 8-bitные картинки, пиксельные, из старых игр, вроде Марио. Или был бренд BRAKARTA, который печатает смешные картинки «с браком», вроде изображения актёра Чака Нориса и подписью Bruce Lee. И вот это мы пытаемся популяризировать. Рассказываем людям о локальных брендах,которые делают уникальные принты, все на это смотрят и вдохновляются, а это, конечно, влияет на продажи... От нас даже некоторые наши сотрудники уходили с собственными брендами: многие уже печатают себе сами, мы поддерживаем связь.
У вас две принтерии в Санкт-Петербурге и одна в Москве. Сравним две столицы: чем отличается текстильный рынок в этих городах?
В Москве всё гораздо быстрее, особенно в вопросах оплаты — как правило, там клиенты сначала платят, потом обсуждают детали: размеры, которых может не быть, макет, который ещё где-то делается... В Петербурге всё намного медленнее: здесь приезжают на производство, всё смотрят, едут на другое, думают, и только потом уже делают заказ.
В плане прибыли Москва работает, как правило, с коэффициентом продаж 1,5-2 к Петербургу. Мы это сразу знали. Но, на самом деле, студии в Петербурге и в Москве сложно сравнивать. Московская принтерия больше, с небольшим оптовым отделом, который принимает заказы на большие тиражи. Это скорее даже филиал, что-то вроде «Принтерия Плюс». В Петербурге же принтерия — замкнутая на себе единица: с дизайнерами, печатниками и администраторами.
Если сравнивать розничную продажу в принтериях и оптовое производство: что приносит больше дохода?
Это некий баланс. В опте меньше стоимость изделия, но большие тиражи. В рознице цена изделия больше, но много работы с клиентом: дизайнеры подгоняют макеты, подготавливают всё к печати — на одну футболку уходит много времени. Если взять условно миллион рублей, то от розницы он будет более маржинальным, но от опта делается быстрее.
Как вы видите дальнейшее развитие яМайки?
Производство, если честно, может расти бесконечно. Мы хотели закупать более масштабные станки. Даже уже был подписан договор, но это было в марте, пришлось резко все останавливать. Сейчас у нас стоят станки с максимальным форматом 40х50, а мы хотим ставить полноформатные 90х120, чтобы печатать на крое с полной запечаткой. В принтериях же мы уже меняем всю линейку оборудования на новейшую — Brother GTX. В Москве такая уже стоит, осталось здесь, в Питере. Это, конечно, будет выходить дороже по расходным материалам, но это шаг вперед, а все остальное — шаг назад. Хочется давать клиентам лучшее. Ну, и, конечно, расширяться — открывать новые принтерии и в Москве, и в Петербурге. Запросы у аудитории есть, интерес есть, а это самая главная мотивация для совершенствования.
Кирилл, спасибо большое вам за интервью! Желаем вашей компании и дальше брать только «золото», и не только на FESPA!
Следить за компанией яМайка можно на официальном сайте, а также в соцсетях: группе ВКонтакте и Инстаграмм-аккаунте