Актуальность данного вопроса очевидна. Видя макет на мониторе своего компьютера, заказчик надеется увидеть готовый печатный продукт в идентичной цветовой гамме, полагаясь на профессионализм исполнителя. И это правильно, однако в этом вопросе, как и во многих других, действует золотое правило: «доверяй, но проверяй».
Обеспечение точной цветопередачи — очень ответственный, ежедневный и рутинный труд печатников. Выполнение этой задачи так или иначе связано с несколькими производственными этапами. Первый и один из самых важных — выполнение заказчиком требований к макету, которые разрабатываются в соответствии с техническим оснащением и индивидуальными особенностями различных печатных производств (соответствующие рекомендации можно узнать на сайтах и других информационных носителях каждого серьезного принт-бюро).
После сдачи файла в печатную компанию, обеспечение правильной цветопередачи на отпечатке целиком и полностью ложится на плечи ее сотрудников, начиная с менеджера по работе с клиентами и заканчивая оператором печатных станков.
Один из ключевых этапов этого важного процесса — цветокоррекция, которую осуществляют дизайнеры отдельного подразделения «пре-пресс». Основываясь на знаниях специфики материалов и печатного оборудования, они с помощью специальных программных средств проводят компьютерную цветокоррекцию файлов заказчика, добиваясь максимального сходства с предоставленным клиентом образцом (аналоговая или цифровая цветопроба, печатный оттиск, изготовленный в другой типографии), далее, в момент запуска тиража в печать в их задачи входит контроль полученного результата. Дополнительный контроль в процессе печати тиража осуществляют операторы печатных станков, поэтому уровень их квалификации — один из самых важных критериев обеспечения высокого качества продукции.
Комментируя технические мероприятия, направленные на обеспечение точного «попадания» в цвет, директор по продажам РА «Мир рекламы» Печников Денис отметил, что для правильной цветопередачи требуется: периодическая калибровка каждой машины под каждый материал, соблюдение параметров окружающей среды (поддержание в рабочем помещении температуры и влажности на необходимом уровне), профилактика оборудования и своевременная замена в нем деталей ограниченного ресурса. Это комплекс ответственных действий, в выполнении которых порой бывает задействована целая инженерная служба. Таким образом построена работа в компании «Принт Медиа Групп». Сервисная группа настраивает оборудование, занимается построением цветовых профилей и на всех станках проводит плановое тестирование, часть которого специально отведена цветопередаче. Исполнительный директор «Принт Медиа Групп» Андрей Васильев подчеркнул, что ни для кого не секрет, что при печати разных изображений приходится менять режимы печати. Например, естественные оттенки человеческой кожи или яркие, сочные пантонные цвета невозможно получить, пользуясь одинаковыми настройками. Поэтому вопросами цветокоррекции изначально занимаются дизайнеры. Также очень важны правила и инструкции, которые разработаны как для сотрудников производства, так и для дизайнеров. Опираясь на эти рекомендации, специалисты могут с максимальной точностью определить параметры печати для наиболее точной цветопередачи и в будущем, при повторном тираже, могут быть уверены в сохранении первоначально достигнутого качества.
Несмотря на то, что в арсенале у специалистов разнообразный набор инструментария (графические программы, растровые процессоры (RIP), специально выстроенные icc-профили, веера-пантонники и др.), для клиентов главным гарантом обеспечения точности цветопередачи является вывод цветопробы конкретного постера непосредственно на производстве исполнителя, она согласовывается с клиентом и служит эталоном цветовоспроизведения. Как отметил начальник цифрового производства PVG Print Егоров Алексей, востребованность цветопробы определяется, прежде всего, желанием самого заказчика гарантированно получить хорошую отдачу от проводимой рекламной кампании, утвердить позитивный имидж бренда в глазах потенциальных потребителей. Особенно это важно, если рекламируемый товар или бренд имеет выраженное цветовое решение, призванное запомниться потенциальным потребителям, выделить продукт среди прочих.
Среди обязательных причин, по которым цветопроба должна быть востребована — жесткие требования BrandBook, особые обязательства перед спонсорами заказчика, изображения лиц или же случаи, когда плакаты уже ранее печатались в другой печатной компании.
По словам генерального директора PRINTWORKS Юлии Шестаковой, проба делается даже тогда, когда цвета не принципиальны, но клиенту нужно показать, как его макет будет выглядеть после распечатки в реальный (100%) размер, так как зачастую клиент видит изображение только на экране монитора, где оно чаще всего выглядит более ярким и кажется наиболее качественным. А при увеличении изображения до масштаба 1:1 может стать заметным растр, например, из-за низкого качества исходного файла.
Цветопроба выводится на той же печатной машине и на том же материале, на которых будет печататься последующий тираж. Таким образом, клиент получает возможность не только удостовериться в правильной цветопередаче и при необходимости внести замечания, но и оценить качество самой печати и используемого материала. Утверждая цветопробу и подписывая ее, клиент соглашается с качеством печати, его устраивают цвета, он несет ответственность за текстовое наполнение макета (как правило, макет предоставляется заказчиком).
Стоит отметить, что в большинстве случаев «попадание» в корпоративные цвета очень точное (с допустимой погрешностью). Однако клиенту все же необходимо учитывать неизбежную разницу в восприятии изображения на разных материалах. Комментируя особенности изготовления перетяжек, заместитель начальника цеха термопечати ОАО «Московская Городская Реклама» Татьяна Сопронюк подчеркнула, что разные материалы не позволят добиться идеального соответствия одной цветопробе. Как правило, цветопроба нужна только для того, чтобы посмотреть на цветопередачу на разных материалах (например, на ткани) и максимально приблизить цвета к эталонному образцу. Методы цифровой печати также имеют свои отличия от классического офсета. По словам Юлии Шестаковой, некорректно требовать такого же цвета, как «на открытке». Цвет может быть чуть другим из-за оптических свойств чернил, различий материалов для нанесения печати, особенностей оборудования и по ряду других причин. Также нужно быть готовым к тому, что срок исполнения заказа отодвинется ровно настолько, насколько долго будет утверждаться цветопроба. Именно поэтому при срочных заказах клиенты далеко не всегда уделяют внимание данному этапу. Согласование порой серьезно затягивает сроки изготовления и в случае срочности проекта не производится клиентом, особенно если заказ из «наружной рекламы краткосрочного размещения». По словам директора по маркетингу ОАО «Московская Городская Реклама» Александра Зарецкого, по этой причине только в 15% заказов на производство перетяжек-транспорантов цветопроба оказывается востребована. При печати рекламы более долгосрочного или же интерьерного применения цветопроба востребована уже в 90% случаев.
Стоит также отметить, что, как правило, при значительном объеме тиража для клиента вывод цветопробы — услуга бесплатная, по крайней мере в крупных печатных компаниях. Как отметила Юлия Шестакова, если печатник без предварительного вывода однозначно не может гарантировать 100% «попадания» в цвет, то это проблема печатника, а не заказчика. Поэтому за эту услугу он и не должен платить. Однако подобные условия могут варьироваться от случая к случаю и зачастую зависят от характера взаимоотношений заказчика и исполнителя.
Так, если заказчик впервые обращается в печатную компанию или же объем заказа небольшой, число бесплатных цветопроб и процедур по цветокоррекции может быть ограничено. Бывают и другие исключения, например, размер цветопробы. Традиционно цветопроба — это распечатка макета в уменьшенном виде — целой картинки и фрагментов этой картинки, увеличенных до полного размера. Если клиент требует в качестве цветопробы вывести целый плакат 6х3 м или просит сделать ее очень большого размера (к примеру, 3 х 2 м), то в таких случаях стоимость цветопробы может быть равноценна стоимости печати.
Все нестандартные случаи невозможно предугадать. Порой использование новых материалов, воспроизведение сложных, в том числе пантонных цветов требуют особого, индивидуального подхода. Главное, помните: возможности широкоформатной печати уже давно приблизились к традиционным полиграфическим. При этом не стоит забывать, что очевидна необходимость соблюдения баланса между желанием клиента и интересами печатной компании.
Автор: Екатерина Бобкова
Темы: Широкоформатная печать
Обсудить
Сейчас обсуждают
Подписаться
Дайджест новостей отрасли от ПЕЧАТНИК.com, чтобы быть в курсе.