Как найти хорошую «цифру»: экспериментальный опыт «Флай-арт»
Время коротких тиражей
Типография «Флай-арт» появилась на полиграфическом горизонте в 2001 г. За эти годы компания успела освоить практически все современные технологии переноса изображения на запечатываемый материал. Сегодня ее производственный парк оснащен оборудованием для цифровой, офсетной, широкоформатной и трафаретной печати. Тем самым в рамках одного предприятия сконцентрирован максимальный набор полиграфических услуг, которые необходимы для получения качественной рекламной печатной продукции.
Как рассказывает Игорь Лукьянов, печатный бизнес компания начала с традиционного офсета, именно поэтому здесь ценятся точность и качество при изготовлении заказов. «До некоторых пор к цифровой технике я относился довольно снисходительно, — признается Игорь Васильевич. — Однако нельзя не отметить, что за последнее время значимость коротких тиражей заметно выросла — ставка делается на скорость, использование дизайнерских бумаг, возможность персонализации. Поэтому при изготовлении рекламной, сувенирной и представительской продукции все чаще применяют цифровые печатные машины. Конечно, стоимость оттиска при цифровой печати выше, чем на офсете, но эта разница, компенсируется оперативностью, что для большинства рекламных заказов важнее».
Подчиняясь требованиям рынка, в типографии «Флай-арт» начинают внедрять цифровые технологии печати. В 2010 г. здесь появилась первая цифровая техника Xerox 700 для промышленной печати и Xerox 252 для изготовления простых заказов. «Постепенно тиражи росли, сами заказы усложнялись, поэтому вскоре было принято решение обновить цифровое оборудование. Мы довольно много экспериментировали с технологиями — и с магнитографией на ОСЕ 900, и с использованием дополнительных тонеров, очень удачными оказались машины HP Indigo с их жидким тонером. Но в большинстве используемых сейчас ЦПМ не применяется ничего принципиально нового, все как и десятки лет назад: CMYK, сухой тонер, электрография. Со всеми ее минусами», — говорит директор типографии «Флай-арт».
Учесть плюсы и минусы
Среди проблем, которые встречались на разных цифровых печатных машинах, Игорь Лукьянов называет такие, как:
- недостаточное разрешение — сухой тонер невозможно сделать слишком мелким, иначе его не смогут удерживать фильтры;
- сложности с плашками, особенно большой площади (всем знакома ситуация, когда в пачке готовых визиток фон оказывается не одного, а по меньшей мере десятка оттенков, что более всего заметно на композитном сером цвете);
- трудности с использованием слишком тонких бумаг (их коробит), слишком толстых (тонер не запекается), слишком фактурных (сухой тонер не может заполнить грубый рельеф);
- нестабильный цвет (который разнится не только от тиража к тиражу, но даже внутри тиража — стоит измениться влажности или температуре в помещении или даже вообще без видимых причин);
- сложности с передачей тонов малой насыщенности (с суммой красок менее 10%);
- проблемы совмещения лица с оборотом;
- «кидание» листов внутри тиража — на каждом отдельном листе изображение чуть смещено относительно всех других (соответственно, невозможно положить выборочный УФ-лак, сделать точное тиснение или вырубку); n осложнение некоторых послепечатных операций (например, ламинирования) по причине использования фьюзерного масла для закрепления тонера (хотя сейчас это уже не такая большая проблема).
«Выбирая новую машину, мы старались учесть все возможные недостатки и преимущества, — говорит Игорь Васильевич. — Рассматривались варианты лучших моделей цифровых печатных машин, которые предлагали Konica Minolta, Xerox, Canon и Hewlett-Packard (Indigo). Конечно, сравнивались не только технические характеристики: мы с представителями компанийпоставщиков делали тестовые отпечатки разных файлов на разных бумагах, я встречался с владельцами тех или иных машин, узнавал о нюансах и сложностях обслуживания. В результате выбор пал на цифровую машину ImagePRESS C6010VP компании Canon».
Букет инноваций
В качестве причины, повлиявшей в итоге на предпочтения типографии «Флай-арт» в цифровой печатной технике, Игорь Лукьянов называет то, что разработчики оборудования Canon воплотили в ImagePRESS C6010VP «целый букет инноваций».
Комбинированный тонер содержит частицы, полученные двумя способами — полимеризацией и распылением, что обеспечивает одновременно широкий цветовой охват (шире офсетного, по стандарту EuroScale), хорошую насыщенность и равномерность нанесения. При этом готовый оттиск блестит существенно меньше, чем отпечатанные на других цифровых машинах (степень блеска можно регулировать — есть пять градаций глянцевости, начиная с матового).
Частицы тонера предельно малы — это позволяет воспроизводить очень тонкие детали и цвета малой насыщенности.
Точность в отображении мелкого текста достигается тем, что в качестве источника света используются одновременно два типа лазеров: один отвечает за графику и текст (за счет лучшей фокусировки), другой — за формирование плашек. Плашки получаются ровными, даже в сложных цветах — «болотный», композитный серый и так далее.
Машина корректирует процесс подачи тонера дважды: сперва на передаточном полотне, затем после закрепления тонера. И так на каждом листе. Поэтому последний оттиск в тираже всегда получается точно таким же, как и первый. Если прибавить к этому полуавтоматическую калибровку оператором, то можно говорить о том, что попадание в цвет возможно и при повторе тиража через время.
«Хочется отметить один важный момент: мы всегда знаем, сколько будет печататься тот или иной тираж. И совершенно неважно, какая бумага используется. Скорость остается неизменной: 32 листа А3 4+0 в минуту. Это связано с конструктивными особенностями блока закрепления, а именно — печек. В стандартную конфигурацию машины входят 2 печки. Бумаги до 150 г/м2 проходят только через первую печку, а материалы от 150 до 325 г/м2 также и через вторую печку. Печки поддерживают разную температуру. Благодаря этому машина печатает на максимальной скорости даже на плотных материалах, причем в режиме максимального качества», — рассказывает Игорь Лукьянов.
Как отмечают в типографии, приятно удивило и качество оттисков на дизайнерских бумагах (например, на Colorplan, который имеет достаточно рыхлую структуру): оборудование Canon позволяет наносить более тонкий и ровный слой тонера (а это значит, что он меньше ломается на плашках при фальцовке), а эластичное передаточное полотно позволяет донести этот тонер во все «провалы» поверхности бумаги. «С момента приобретения машины мы печатали на самых разных материалах. Это не только Colorplan, но и Touche Cover, Suede Tex и многие другие, а однажды делали даже тираж визиток на тонком шпоне! Печатаем также на кальке, металлизированных бумагах, пленке. И все эти материалы не требуют праймирования! Кроме того, мы успешно печатали фотокниги на специальной бумаге с гибким полимерным шлицом — раньше это возможно было делать только на машинах HP Indigo, так как этот материал не выдерживает сильного нагрева, необходимого для закрепления тонера. Как офсетчика меня очень порадовало еще кое-что. Лотки для бумаги оборудованы воздухораздувом и оснащены вакуумной подачей листа. Ультразвуковой датчик «двойного листа» вместе с лотком для отбраковки позволяет вывести слипшиеся листы без остановки печати. А еще здесь есть верный угол. Невероятно, но это так. И идеальное совмещение! И еще некоторые прияные мелочи: безмасляная печать, выпрямитель листов, который не позволяет им скручиваться, РИП имитирует восемь типов офсетного растра и многое другое», — рассказывает об опыте использования Canon ImagePRESS C6010VP Игорь Васильевич.
Кстати «идеальное совмещение» достигается даже после двух печек, когда бумага может ужаться по длине до 7 мм. Удается это благодаря тому, что в память машины вводится коэффициент сжатия для разных видов бумаги и в дальнейшем машина корректирует изображение (главное — оператор должен выбрать из «библиотеки» правильную бумагу).
По заверениям производителя мощности машины рассчитаны на 450 000 оттисков А3 в месяц. Мощная конструкция весом больше тонны позволяет справляться с большими нагрузками и вести работу в круглосуточном режиме. Машина Canon ImagePRESS C6010VP не только тяжелая, но и длинная — более 4 м (вместе с выходным накопителем) — это связано с тем, что у нее прямой печатный тракт и установлено 2 печки.
В настоящее время на этой машине в типографии «Флай-арт» печатается обычный спектр полиграфической продукции: визитки, открытки, приглашения, каталоги, листовки. Цифровое оборудование используется и для изготовления сигнальных экземпляров или части большого тиража многополосных изданий. Самый «длинный» тираж, отпечатанный в типографии на Canon, составил около 30 000 листов.
«За полгода работы на данной машине мы отпечатали более 700 000 оттисков формата А3. Сегодня я получаю качество офсета и оперативность «цифры». Плюс — надежность и отличную техническую поддержку. За все время «общения» с новой машиной наши операторы практически полностью освоили ее возможности, мы улучшили климатические условия в печатном цехе (поддерживаем необходимую влажность и температурный режим), так что могу уверенно сказать, что к новому сезону мы готовы!», — говорит Игорь Лукьянов.