Алексей Иванов,
руководитель направления печатных процессов,
«ЯМ Интернешнл»
Последние годы вопрос снижения затрат остается для полиграфистов одним из наиболее актуальных. Способов много, и один из них — покупка дешевых расходных материалов, например, азиатского производства. Руководитель направления печатных процессов компании «ЯМ Интернешнл» Алексей Иванов утверждает, что такая экономия является мнимой. Реальную же выгоду обеспечивает качественное оборудование и расходные материалы, позволяющие снизить себестоимость единицы печатной продукции. Свое мнение Алексей проиллюстрировал на примере офсетных пластин японской компании Fujifilm, 20-летие сотрудничества с которой «ЯМ Интернешнл» отпраздновал летом этого года.
– Алексей, какова специфика российского рынка офсетных пластин?
– Примерно с 2008 г. предложение полиграфических услуг в России постепенно стало превалировать над спросом. Причиной тому были и кризисы, и структурные изменения на издательском и рекламном рынках, связанные с развитием интернета, социальных сетей и гаджетов и т.д. Как следствие, усилилась конкуренция между полиграфическими предприятиями, снизилась маржинальность. Типографии начали и продолжают по сей день искать способы оптимизации издержек. Самый очевидный вариант — посмотреть счета на закупку материалов, выбрать самые большие и найти дешевую альтернативу. А поскольку мы говорим об офсетных пластинах, то таковыми являются пластины китайского производства, которые с 2008–2009 гг. активно продвигаются в России.
Здесь, вроде бы, все прозрачно и очевидно: платили одну сумму за брендовые пластины, стали платить на 30% меньше за китайские. Экономия! Необходимость дальнейшего и дополнительного анализа прибылей и затрат типографиям кажется не очевидной. Но ведь еще есть химия для обработки пластин, которая стоит денег, вода для промывки процессора, машинное время и время персонала и т.д. и т.п. С учетом всех факторов в реальности картина получается немного иной, ведь пластина является не конечным продуктом, а промежуточным, но при этом очень важным звеном, которое напрямую влияет на конечный результат.
Реальную экономию типографии обеспечивает снижение себестоимости единицы печатной продукции, и во всем мире уже поняли, что этого можно добиться за счет повышения производительности и эффективности работы. Пластина же сама по себе НЕ обеспечивает снижение себестоимости печати. На самом деле все может быть совсем наоборот.
– Например?
– Если не погружаться в технические детали, то любая офсетная пластина должна максимально быстро обеспечить выход на тиражное качество, поддерживать его стабильным от первого до последнего листа и, что очень важно, не требовать постоянного внимания технолога или печатника. Пластины Fujifilm после их запуска технологом «ЯМ Интернешнл» работают по принципу «поставил и забыл». С дешевыми пластинами так получается далеко не всегда. Во-первых, они быстрее и сильнее загрязняют процессор, — его приходится чаще мыть. Во-вторых, они дольше выходят на тираж, а значит, требуют больше времени на приладку и большего количества макулатуры. В-третьих, технолог и печатник типографии вынуждены постоянно следить за параметрами печати на таких пластинах и, условно говоря, все время «подкручивать гайки». Конечно, грамотный технолог может наладить на почти любых материалах стабильный процесс с требуемым результатом, разработав сложную, высокоэшелонированную систему контроля и коррекции, но это очень редкие случаи. Кроме того, стоит учитывать, что если такой специалист уйдет, все очень быстро просто перестанет работать.
На самом деле, вклад пластины в себестоимость продукта — от 3 до 7%. Соответственно, если недорогая пластина на 20% дешевле брендовой, то финальная экономия реально будет исчисляться десятыми долями процента. А вот затраты и потери могут оказаться значительно выше, чем можно было предположить.
– Но кто-то же покупает китайские пластины в России? Объемы поставок уж точно не падают...
– Конечно покупают, но важно понимать, кто именно. Сотрудники «ЯМ Интернешнл» регулярно посещают европейские полиграфические предприятия, которые не хуже наших умеют считать, и там нет массового перехода на китайские материалы. В России также есть немало крупных офсетных типографий, потребляющих несколько тысяч «квадратов» в месяц, которые, казалось бы, первыми должны были перейти на «Китай», так как с их объемами это сулит огромную экономию. Но этого тоже не происходит. Все прекрасно понимают, что один «запоротый» тираж по вине пластин может привести не только к разовым потерям, но и к потере клиента, что гораздо хуже. Риски слишком большие.
Не буду отрицать, серьезные типографии пробуют аналоги, но очень аккуратно, и о массовом переходе на них речь пока не идет. В большей степени дешевые пластины распространены среди небольших типографий, где чувствительность к цене выше, а требования к организации печатного процесса и качеству готовой продукции ниже. Впрочем, в конечном итоге и руководство таких компаний убеждается, что использование брендовых пластин позволяет им на выходе получить больше.
– Fujifilm — хорошо известный и уважаемый бренд, который должен продавать сам себя. Разве этого не происходит?
– Качественный продукт, коим являются офсетные пластины Fujifilm, может поддерживать продажи, но не продавать сам себя. Хорошая репутация и прочные позиции продукции Fujifilm в России обусловлены сочетанием, с одной стороны, высоким качеством продукта, а с другой, что не менее важно, той поддержкой, которую вот уже два десятилетия оказывает ей «ЯМ Интернешнл», обладающая уникальной для рынка экспертизой в печатных процессах. Специалистами компании проведена огромная работа как по популяризации пластин на начальном этапе, так и по их дальнейшему сопровождению и поддержке. Именно благодаря этому при наличии других, схожих по характеристикам и цене материалов, пластины Fujifilm быстро заняли лидирующие позиции на российском рынке
– Что вы понимаете под поддержкой и сопровождением?
– «ЯМ Интернешнл» никогда не продавала, не продает и, уверен, не будет продавать продукт по принципу «как есть» — вот вам пластина, работайте. Наши специалисты всегда обучают клиентов работе с материалом, «ставят» технологический процесс и только убедившись, что все работает, как следует, передают бразды правления заказчику.
Более того, как я уже говорил,
«ЯМ Интернешнл» поставляет не только офсетные пластины, компания обладает уникальной товарной линейкой, благодаря этому любой клиент может приобрести не только отдельную категорию товаров, но и закупить комплексное полиграфическое решение «под ключ». Это означает, что в случае возникновения у клиента сложной проблемы, мы сможем отправить к нему не только специалиста по допечатной подготовке, но и опытного технолога и даже печатника (если потребуется), вместе они гарантированно разберутся в проблеме, а также дадут необходимые рекомендации. Такая возможность является бесценной для типографий, не имеющих в штате высококвалифицированного технолога.
– Какие шаги предпринимает компания Fujifilm, чтобы убедить типографии использовать брендовый продукт?
– Компания Fujifilm — не новичок на рынке и прекрасно знает потребности полиграфических предприятий и реалии, в которых им приходится вести производственную деятельность. Ценовой прессинг конечных потребителей печатной продукции и высокая конкуренция среди производителей вынуждает многие типографии искать возможности экономить на всем, чем можно и нельзя, в том числе и на офсетных CtP-пластинах. Видя такую тенденцию, и понимая, что экономия на пластинах, как на основополагающем факторе качества, в большинстве случаев приведет к его снижению, компания Fujifilm сделала шаг навстречу потребителям и вывела на рынок пластины CT-M, ценовое предложение на которые достойно конкурирует с предложениями других поставщиков, в том числе и с теми, которые принято называть «бюджетными».
Пластины CT-M произведены в Нидерландах, на заводе компании Fujifilm в Тилбурге с соблюдением всех высочайших стандартов качества, принятых в компании для всей без исключения продукции любого ценового диапазона. Так же, как при производстве пластин других марок, перед нанесением рабочего слоя, чувствительного к излучению стандартного термального CtP, алюминий проходит многостадийную обработку по фирменной технологии Multigrain®. Это позволяет пользователям пластин CT-M, оставаясь в рамках разумной экономии, использовать одно из главных преимуществ всего семейства пластин Fujifilm — работать с минимальной подачей увлажнения на форму, что само по себе является залогом снижения расхода краски и приладочного материала, сокращения времени непроизводительных простоев оборудования, а также быстрого и надежного закрепления краски на оттиске.
– Если качество и все параметры идентичны, за счет чего Fujifilm смог снизить цену на пластины CT-M?
– Как я уже говорил, пластины CT-M изготавливаются на том же оборудовании, из того же алюминия, что и другие пластины Fujifilm, поэтому различие может быть только в технологических свойствах и особенностях рабочего слоя. Около 10 лет назад компания Fujifilm анонсировала и успешно запустила на рынке фирменную технологию ZAC, которая позволяет сделать процесс проявления пластин более экологичным, экономичным и, главное, стабильным. Пластины CT-M не совместимы с этой технологией, требующей использования в составе рабочего слоя специфических дорогостоящих ингредиентов, что и дает возможность сделать потенциальным потребителям этих пластин столь интересное ценовое предложение.
– Но в остальном параметры CT-M такие же, как у более дорогих пластин?
– Да, рабочие характеристики пластин CT-M позволяют смело использовать их в любых рабочих условиях, в каких только вообще могут работать алюминиевые пластины плоской офсетной печати.
Их тональный диапазон — от 1 до 99% при 200 lpi. Без обжига пластина выдерживает в районе 200 тыс. отт., причем я хотел бы подчеркнуть, что это не максимальная, а усредненная цифра, которую всегда указывает Fujifilm и которая зависит от состояния печатной машины, качества бумаги и некоторых других факторов. Зачастую у многих клиентов пластины «ходят» дольше, но, учитывая тот факт, что такие тиражи встречаются нечасто, мы можем утверждать, что большинству типографий тиражестойкости CT-M будет достаточно, причем с запасом.
Если же запаса прочности печатных элементов пластин CT-M в некоторых случаях будет потребителям не хватать, то, как и многие другие пластины Fujifilm, их можно обжечь. Благодаря высокому качеству используемого алюминия, неизбежные искажения геометрии пластин после обжига, при соблюдении технологии конечно, будут минимальными, и позволят производить беспроблемную печать с обожжённых пластин даже на машинах формата А1.
– Говоря о пластинах CT-M, есть ли какие-то ограничения по типу экспонирующего устройства, процессору и т.п. Насколько легко можно интегрировать эти пластины в работающее производство?
– Никаких проблем! Пластины CT-M можно экспонировать в любой термальной CtP-системе. Проявитель для них является универсальным и работает с другими пластинами. Это означает, что CT-M с большой долей вероятности легко впишется практически в любой технологический процесс офсетной типографии. Добавлю, что пластины обеспечивают хорошую стабильность проявления в течение всего срока жизни химии, а также прекрасно работают при печати повторяющихся тиражей и там, где предъявляются очень высокие требования к точности воспроизведения цвета.
– Клиент может попробовать работать на пластинах CT-M?
– Достаточно просто сообщить в «ЯМ Интернешнл» о своем желании, и мы организуем доставку, а также выезд технолога, который запустит процесс и ответит на все вопросы клиента. Если кто-то все еще сомневается, мы готовы подготовить подробный расчет экономии, где будет не просто сравниваться закупочная цена пластины на входе в печатный цех, а детально анализироваться все затраты на все этапах технологического процесса. Мы докажем, что реальная экономия кроется не в дешевизне расходных материалов, а в стабильном, предсказуемом техпроцессе и, как следствие, высокой производительности и низкой себестоимости готовой печатной продукции.