Издательство «Русская Коллекция»: допечатная подготовка и борьба за цифровую цветопробу
Издательство «Русская Коллекция» — репростудия, которая осуществляет полный цикл допечатной подготовки. На полиграфическом рынке Санкт-Петербурга «Русская Коллекция» уже более 30 лет: в конце 90х годов они одни из первых стали развивать технологию цифрового фотовывода. Мы поговорили с генеральным директором издательства — Кудеровым Дмитрием Евгеньевичем о борьбе за признание цифровой цветопробы, зарождении дизайн-студии, и подходах к работе.
«Русская коллекция»: кто и что делают?
Основное направление работы издательства «Русская коллекция» — полная допечатная подготовка эксклюзивных полноцветных изданий, представительских, художественных или юбилейных альбомов.
« Большинство издательств работают следующим образом: находят автора (или автор находит) и покупают у него на некоторых условиях «рукопись» и издают ее. Владелец книги — издательство», — объясняет Дмитрий Евгеньевич, — «Мы же всегда были нацелены на поиски автора, который хотел бы выпустить издание и владеть им самостоятельно».
Среди клиентов издательства могут быть компании, которые хотят сделать альбом к своему юбилею или книгу посвященную определенному событию. Работает «Русская коллекция» и с частными лицами: например, с художниками, которым нужен каталог своих работ, или другими творческими людьми, которые бы хотели издать книгу о своей деятельности.
Книга «Скульптура Летнего сада» издана по инициативе Сбербанка РФ, который, продолжая традиции благотворительности в России, постоянно оказывал финансовую помощь в воссоздании Летнего сада.
Издание выпущено по заказу автора, художника Никиты Петровича Фомина — автора произведений монументального искусства, например, мозаичных панно на станциях метро «Озерки», «Достоевская», «Улица Дыбенко»
« Мы занимаемся полным циклом допечатной подготовки: доводим издание от концепции заказчика до готового файла, который можно отправлять в типографию на тираж. Заказчик может сам сдать макет в любую типографию на печать, либо доверить выбор подрядчика нам. Мы стараемся сотрудничать с лучшими типографиями — таких много по России, есть и зарубежные партнеры. Например, сейчас мы сотрудничаем с Елгавской типографией в Латвии — мы их официальные представители в России».
«Русская Коллекция» профессионально работает и со светом: есть отдельная студия для сканирования, со специальным светом и откалиброванным монитором. Также в издательстве есть и дизайн-студия. Но главной технологией, которую «Русская коллекция» развивало с самого основания — была цветопроба.
Сейчас в компании стоит фотонаборный автомат Agfa Avantra 44s, для контрактной цветопробы есть EFI Colorproof XF 6.4. Цветоделенные пленки заказывают и типографии — для шелкографии или печати упаковки.
Цифровая цветопроба
В 1997 году издательство приобретает фотонаборный автомат Agfa Avantra 25s и цифровую цветопробу Fuji First Proof . До этого у компании, как и у всех на полиграфическом рынке Петербурга в то время, было только оборудование фирмы Linotype Hell — Linotronic-300.
«Я в это время только начинал свое сотрудничество с издательством. Но «Русская коллекция» еще с покупки Linotronic'а стала одной из первых компаний, которые внедряли цифровые технологии в допечатные процессы — чтобы все можно было контролировать с компьютера. Мы тогда были на самом технологическом острие!»
Тогда же издательство начало строить ICC профиля и применять сквозную калибровку: благодаря этому, например, дизайнер, который работает за откалиброванным монитором мог видеть цвета в макете такими, какими они потом и будут напечатаны.
Однако новые технологии очень долго не принимали местные типографии — параллельно издательство продолжало делать и аналоговую цветопробу.
« Полиграфисты достаточно консервативны в этом плане. Они нас еще долго спрашивали, что за «цветные картинки» мы им приносим... Полностью перейти на «цифру» удалось только когда материалы для аналоговой цветопробы закончились в мире — последние поставки были чуть ли не из Бразилии! Тогда мы все оборудование и остатки материалов отдали в полиграфический институт, на опыты студентам».
Дизайн-студия
Дизайн-студия у «Русской коллекции» появилась в 1996 году. К тому времени издательство уже начало создавать свои первые полноцветные альбомы, сотрудничало с городскими журналами, и оформляло выставки — вся полиграфическая продукция международной российско-немецкой художественной выставки была подготовлена «Русской коллекцией». Выставка проходила на протяжении полугода в Санкт-Петербурге и трех городах федеральной земли Баден-Вюртенберг, в Германии.
Директором издательства тогда была Марина Александровна Важова, петербургская художница. В 1996 году она познакомилась с английским дизайнером Майклом Стоунлейком, который переехал в Петербург жить и работать.
« Майкл стал «краеугольным камнем», стартом нашей дизайн-студии. Его авторитет привлек к нам много новых клиентов. А сам Майкл привнес много свежих идей и начинаний — вокруг него собрались молодые и интересные дизайнеры, которые остались с нами и после его ухода».
Одна из свежих идей — создание дизайнерских календарей от издательства. Первый из них Майкл делает к Новому году — с фотографиями Виты Буйвид, российской художницы. Это становится доброй традицией: каждый Новый год компания встречает с новым календарем, которые дарят клиентам и партнерам. Такие календари, которые еще и создавались в партнерстве с российскими молодыми художниками и дизайнерами — были тогда в диковинку. Один из них, «Сны Петербурга», созданный Мариной Важовой, дошел до ВГТРК — несколько сюжетов тогда купили для оформления телевизионных заставок.
Но самое главное, Майкл задал и сформировал основное направление работы издательства — эксклюзивные издания для коммерческих заказов.
Подход к работе
Один из самых громких проектов «Русской коллекции» — трилогия «Петербургский слиток», подготовленная к 300-летию города. Это собрание работ лучших петербургских фотографов, над которыми совместно с Мариной Важовой работал художник Иван Уралов. Печатали издание в Италии, в типографии, которой принадлежит патент на формат квадрафолио: некоторые листы книги сложены вчетверо и образуют огромный цветной разворот. Презентацию книги открывал Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа.
Такой основательный подход к работе — не «разовая акция» для громких проектов. «Русская коллекция» два года подряд (2000 и 2001) совместно с издательством «Аврора» получали «Книжный Оскар» в номинации «Арт» на Московской международной книжной ярмарке: за альбомы «Русская живопись» и «Интерьер в России».
«В этом проекте мы занимались именно технической работой: разрабатывали дизайны и готовили книги для печати в типографиях. Даже строили ICC профиля, калибровали мониторы, сканеры и печатные машины типографиям, которые печатали книги.»
По такому же принципу «Русская коллекция» сотрудничало и с другими издательствами: «Азбукой», ИД «Нева», «Атлантом».
Внимание к деталям и всесторонний подход у издательства не только к своей работе — в 2000 году издательство переехало в новое здание, на 13ю линию В.О. (до этого они находились в здании типографии «Наука», на 9ой).
«Исторически это здание принадлежало рабочему жилищно-строительному кооперативному товариществу. Над окном даже сохранилась надпись — РЖСК №1. Помещение, в которое мы переехали — зал для собраний, нежилое помещение в жилом доме. Мы его отреставрировали — лепнина вся была бита, часть бортиков, бордюров, даже нанимали специалистов из Эрмитажа, которые все это восстанавливали».
На входе в новое помещение был длинный коридор. Сначала его никак не использовали — а потом голые стены решили переоборудовать в выставочное пространство: сделали специальный свет — так появилась выставка «Коридор». Издательство приглашало к сотрудничеству петербургских художников и фотографов — не менее пяти экспозиций в год!
С переездом «Русская коллекция» смогло расширить производство: купили цифровой печатный комплекс Xerox и плоттер Mimaki — законченный полиграфический цикл. Но на данный момент от этого они отказались.
«Почему? По той же причине, по которой в свое время мы отказались и от производства CtP пластин для офсета, и по которой не хотим самостоятельно реализовывать издания, которые мы делаем — это все другая область работы.
Мы, в первую очередь, позиционируем себя как издательство, которое может провести книгу через весь цикл допечатной подготовки — и сделать это качественно».
Издательство «Русская коллекция»: www.kniga-nazakaz.ru