Все знают о ставшей популярной в наше время развивающегося капитализма профессии фри-лансер.
В полиграфии это свободные художники, дизайнеры, иллюстраторы. Нет такого человека, который бы не хотел подработать или жить, так сказать, на вольных хлебах. Но так ли это хорошо на самом деле? Основная проблема у начинающего свободного художника в ценообразовании и грамотном простроении работы с заказчиком. Другими словами, сколько взять денег и как себя вести, чтоб Вас не кинули.
Если дизайнер работает в компании, а не в свободном полете, обсуждение цены с заказчиком ведет менеджер по работе с заказчиком. Над менеджером тоже есть начальство, которое ставит задачи и приоритеты. С исполнителем и заказчиком работает арт-директор. Менеджер проверяет и уточняет тех. задание, следит за оплатой и сроками, понимает разницу в цене между разными исполнителями, сложностью работ и все такое. В профессиональной дизайн студии структура хорошо простроена и дает свои результаты.
Отправляясь в свободный полет, фри-лансер выступает и в роли менеджера и в роли исполнителя. Как художник может заломить себе нереальную цену, так и заказчик может легко опустить исполнителя в цене, особенно если фри-лансер не имеет опыта коммерческой работы в компании с хорошо отлаженным механизмом продаж.
В книге Андрея Кончаловского про свою работу в Америке он интересно описывает принцип работы в Советском Союзе и в Голливуде - у нас приняты были различные посиделки-чаепития, в Америке же каждая минута стоила денег. На нашем форуме Печатника мне довелось беседовать с дизайнером, который два месяца утверждал макет, и теперь искал, как напечатать, что ему утвердили.
Значит, фри-лансер не только рисует, он еще и размещает заказы! Или, по крайней мере должен, знать где его иллюстрация будет печататься и элементарные требования к макету. Не говоря уж о технологиях изготовления!
Да, от такого голова пойдет кругом! Получается, что фри-лансером должен быть, в идеале очень опытный и грамотный исполнитель, который и цену правильно укажет, и все нюансы технологий учтет и еще денюжку сорвет. А что мы имеем в итоге? Есть всем известные сайты, где можно разместить заказ свободным художникам, и выбирать среди предложенных кандидатур. Сами фри-лансеры часто обсуждают неприятную ситуацию с демпингом, т.к. на этих сайтах могут быть зарегистрированы пользователи из различных стран и регионов. Понятно, что белорусский художник сможет работать за меньшие деньги, чем московский или питерский. А заказчики так и вовсе наглеют, предлагая работу за копейки, или за интерес - и что удивительно, находят исполнителя! При такой большой конкуренции нервы сдают, ведь какой-нибудь художник из нахопетовки всегда перебьет цену, и будет работать за копейки, как гастробайтеры.
Выход есть!
Быть профессиональным менеджером и профессиональным исполнителем! Чтобы выставлять и получать адекватную цену за свою работу, необходимо делать то, что другие не могут. Т.е. иметь свой оригинальный стиль, работоспособность, чтоб хотели работать именно с Вами, за Вас боролись, иметь достойное портфолио с работами для известных заказчиков. И уметь правильно вести заказ. Конечно, еще надо понимать рынок, что востребовано, за что платят, что хочет заказчик. Продвигать себя. Необходимо понимать свой уровень: или Вы работаете ради интереса - как любитель бесплатно или за чисто символическую плату. Или как профессионал - за нормальные деньги, имеете свои расценки, не денпинговать. И тогда Вы сможете делать соответствующий отбор среди заказов. Рано или поздно такая система сработает, если Вы твердо будете стоять на своих позициях, имея, конечно, соответствующий уровень работ.
И то и другое вполне возможно, просто не надо питать иллюзий и трезво смотреть на жизнь. Попадая в ранг коммерческих художников нужно быть хорошо подкованным знаниями, знать технологию работы с заказчиком. Но, по-моему, творческому человеку все-таки сложно быть еще и хорошим менеджером.
Автор: Ольга Е. Зонтова "Школа рекламных технологий"
Темы: Допечать
Обсудить
Сейчас обсуждают
Подписаться
Дайджест новостей отрасли от ПЕЧАТНИК.com, чтобы быть в курсе.