Дизайн упаковки в России в ХХ – ХХI вв.
1900 г. – создание в России объединения художников-графиков «Мир искусства» (объединение просуществовало до 1924 г.). В рамках этого объединения в рекламной графике (включая работу над оформлением упаковки и этикетки) работали такие известные художники, как И.Билибин, М. Врубель, а также такие крупные мастера рекламного искусства, как А. Апсит, А. Бельский, А. Гапонов, М. Колесников, Р. Клейн. Позже, в начале 20-х годов ХХ века – М. Марков, Г. Нарбут, С. Чехонин и др.
1919 – 1920 гг. В Германии, в г. Веймар создан центр художественного конструирования БАУХАУЗ. Он стал международной школой развития новых идей и методов художественного конструирования. В этом центре умело сочетались идеологическая, педагогическая и практическая деятельность. Здесь были продолжены поиски идей для создания и графического оформления многих упаковочных изделий, которые в последствии стали использоваться практически во многих европейских странах.
В 1920 г. в Москве были созданы Высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Они, в частности, во многом заложили основы подготовки художников-конструкторов. На базе ВХУТЕМАСа был создан факультет художественного оформления печатной продукции.
1922 г. – создание в СССР треста «МОССЕЛЬПРОМ» (просуществовал до середины 30-х гг. ХХ века). На его базе были созданы художественные мастерские по оформлению упаковочной продукции.
В это же время создаются другие отраслевые тресты, в частности в парфюмерной промышленности – ТЭЖЭ, ЛенЖЭТ . При них также работают художественные мастерские, объединяющие художников-оформителей упаковочной и этикеточной продукции. В этих мастерских работали известные художники-прикладники И. Богорад, А. Зелинский, Д. Тархов, С. Сахаров, Б. Такке, А. Лавинский, С. Телингатер, А. Андреев, Э. Лисицкий, Б. Эрдман, И. Шлепянов, В. Лотонина и др.
Многие рекламные плакаты и образцы упаковочной и этикеточной продукции, созданные в первой половине 20-х гг. ХХ в. художниками мастерских «МОССЕЛЬПРОМА» (в т.ч. художником А. Родченко и поэтом В. Маяковским) в 1925 г. экспонировались на Международной художественно-промышленной выставке в Париже и даже получили серебряные медали.
Во второй половине 40-х гг. были воссозданы высшие художественно-промышленные учебные заведения: в Москве (МВХПУ, бывш. Строгановское) и в Ленинграде (ЛВХПУ, бывш. барона Штиглица). В начале 50-х гг. в этих двух учебных заведениях были открыты кафедры промграфики и дизайна упаковки
В конце 40-х годов, на базе мастерских по оформлению упаковки, существовавших еще в начале 40-х гг., – в Москве создан комбинат ПРОДОФОРМЛЕНИЕ (позднее, в конце 70-х гг. - Всесоюзный художественно-оформительский комбинат - СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ), который просуществовал до 1993 г. Этот комбинат объединял художников – промграфиков, занимающихся оформлением всех видов упаковки для пищевой продукции (включая напитки). Здесь, в частности, работали художники-прикладники: Д. Яновский, А. Фокина, А. Андриади, В. Щукинская, В. Волков, В. Яковлев, В. Коняева, Т. Лапотникова, С. Чумина, А. Куртенко, , М. Левин, В. Тройников, Е. Сенин, А. Неровный, В. Соловьев, Ю. Эдемский, В. Васильев, В. Ладыгин, Б.Родионов, Е. Сапунов, Ю. Спиридонов, Б. Родионов, А. Октябрьский, В. Акопов, С. Логвинов, С. Оксман, Б. Сенновский, К. Суханов, С. Вериченко и др.
В 50-е годы при Московском отделении художественного фонда РСФСР был создан Комбинат графических искусств (КГИ). Он объединял художников – промграфиков, занимающихся разработкой фирменных знаков, оформлением упаковки для товаров народного потребления.
15 мая 1962 г. Совет Министров СССР принимает Постановление «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования», это Постановление, обязывало, в частности, все предприятия Советского Союза «создать товарный знак своего предприятия».
В соответствии с этим же Постановлением были организованы Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и семь специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Риге, Баку и Тбилиси.
На ВНИИТЭ возлагались разработка и внедрение теории и методов художественного конструирования, определение требований технической эстетики к различным изделиям машиностроения и товарам культурно-бытового назначения, координация научно-исследовательских работ в области художественного конструирования и методическое руководство работой СХКБ.
В рамках ВНИИТЭ существовал сектор, занимающийся разработкой дизайна упаковки.
К сожалению, в условиях перестройки ВНИИТЭ, как и некоторые другие научно-исследовательские институты, в основном из-за отсутствия государственного финансирования, вложения инвестиций, не смог (да теперь уже и едва ли сможет) реально работать в направлении развития дизайна упаковки.
Май 1962 г. По итогам Постановления Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» организована выставка «Фирменный знак» в выставочном зале Союза художников. Примерно в это же время создана кафедра промышленной графики и дизайна упаковки в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановском). К сожалению, в 80-е гг. прошлого века эта кафедра была реорганизована и специализация по дизайну упаковки стала для нее второстепенной.
1977 г. Организована первая крупная выставка работ художников комбината ПРОДОФОРМЛЕНИЕ.В этой выставке, в частности участвовали художники-оформители, дизайнеры, ставшие впоследствии авторами и партнерами журнала «Тара и упаковка».
В 1988 г. комбинатом СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ (ранее - ПРОДОФОРМЛЕНИЕ) совместно с АГРОПРОМОМ СССР и Союзом дизайнеров СССР, на ВДНХ организована Выставка прикладной графики: «Графический дизайн. Упаковка. Этикет. Интерьер».
В первой половине 90-х гг. многие художники, дизайнеры и дизайн студии, занимающиеся оформлением упаковочной и этикеточной продукции, объединились вокруг редакции журнала «Тара и упаковка». Журнал публикует интервью с ведущими художниками-оформителями (дизайнерами) комбината «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ». Кстати, работа с бывшими сотрудниками (художниками-оформителями, дизайнерами) комбината продолжается постоянно.
В 1994 г. по предложению журнала были проведены первая международная выставка «ЭТИКЕТКА» и первый всероссийский конкурс на лучшую этикетку.
В 1995 г. журнал совместно с партнерами организует и проводит первый всероссийский конкурс на лучшую упаковку.
В этот же период по инициативе журнала «Тара и упаковка» в системе Минвуза создается специальность 261201.65 «Технология и дизайн упаковочного производства». Специализации по дизайну упаковки вводятся в целом ряде кафедр дизайна гуманитарных вузов.
В 1996 г. журнал совместно с партнерами проводит первый всероссийский студенческий конкурс на лучший дизайн упаковки – «Заводной апельсин».
1997 г. Журнал «Тара и упаковка» совместно с Политехническим музеем и при поддержке фирмы «Тетра Пак», проводит первую в истории России ретроспективную выставку «Упаковка из старой Москвы», посвященную 850-летию Москвы. Здесь редакция впервые представляет широкой публике собираемые коллекции упаковок и этикеток конца XIX – начала ХХ вв. Эти коллекции ложатся в основу будущего Музея упаковки.
1998 г. Журнал «Тара и упаковка» и Политехнический музей проводят ретроспективную выставку «Два века русской этикетки». Здесь впервые в постсоветской России журнал совместно с партнерами представил коллекции этикеток с конца XIX века до второй половины 90-х гг. ХХ в., включая многие этикетки, выполненные художниками-оформителями (дизайнерами) работавшими в мастерских треста «МОССЕЛЬПРОМ» и, затем, на комбинате «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ».
В 1999 г. по инициативе журнала «Тара и упаковка» создано некоммерческое партнерство «Центр упаковки, этикетки, дизайна». Он объединил несколько наиболее известных в тот период дизайн студий и крупных предприятий упаковочной индустрии.
На базе Центра, совместно с Политехническим Музеем и при поддержке крупнейших предприятий упаковочной отрасли создан первый в России Музей упаковки. В Попечительский совет Музея упаковки вошли ведущие фирмы – производители упаковочной продукции России – Фирма «ГОТЭК», ЗАО ПЭФ «СОЮЗ», фирма «Мост-1», Культурно-выставочный центр «Сокольники» (теперь MVK), фирма H.G.S. и др.
При Центре упаковки, этикетки, дизайна создается Объединение дизайнеров упаковки. В него входят крупнейшие в России дизайн студии, специализирующиеся в области упаковки: «Аверстиль», «Зеленая карета», «Има-дизайн», «Эрго-Арт», «Силуэт», «Солеанс-принт», «Линия График», «МОБИС», «Новый дизайн», «LKDESIGN», «NPF CREATIVE GROUP», «Uniqa creative engineering» и др. На базе этого Объединения Центр в 2000 – 2004 гг. проводит в Музее упаковки ежегодный Салон дизайна упаковки.
Здесь же, в Музее упаковки, ежегодно проводится выставка победителей студенческого конкурса на лучший дизайн упаковки - «Заводной апельсин» (в 2006 г. этому конкурсу исполнилось 11 лет).
2002 г. Центр упаковки, этикетки, дизайна, журнал «Тара и упаковка» и Политехнический музей проводят выставку «Моя любимая этикетка», на которой представляют специалистам и широкой публике работы художников-оформителей, работавших до 1993 г. на комбинате «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ».
2005 г. Центр упаковки, этикетки, дизайна и журнал «Тара и упаковка» проводят 10-й международный студенческий конкурс на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин-2005».
Конец 2005 г. Центр упаковки, этикетки, дизайна, журнал «Тара и упаковка» и Политехнический музей, при поддержке фирм «Тетра Пак», «ГОТЭК», «СОЮЗ», «Линия График» и Сегежского целлюлозно-бумажного комбината, проводят выставку «Галерея бумажного искусства» (Бумага, картон, гофрокартон: история, изобразительное искусство, оригами, подарочная упаковка).
2006 г. Центр упаковки, этикетки, дизайна и журнал «Тара и упаковка» проводят 11-й международный студенческий конкурс на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин-2006». По итогам в конкурсе «Заводной апельсин» за 11 лет приняли участие более 3 тыс. студентов из более 50-и учебных заведений (80% из России). Значительная часть участников конкурса «Заводной апельсин» сегодня успешно работает в сфере дизайна упаковки.
Впервые российские студенты – участники конкурса «Заводной апельсин-2006» подают свои работы на Всемирный конкурс дизайна упаковки, проводимый Всемирной организацией упаковки (WPO).
В настоящее время сотрудники НП «Центр упаковки, этикетки, дизайна» и журнала «Тара и упаковка» совместно с партнерами работают над созданием проекта Программы развития дизайна упаковки в России.
Автор: Журнал "Тара и упаковка"