Цветопроба как инструмент предсказуемой печати

  18/09/2018 10:49

О чем пойдет речь в этой статье:

  • Точность цветопробы
  • Печать по стандарту
  • Восприятие и ограничения
    • Свойства бумаги
    • Освещение
    • Финишное покрытие оттисков
    • Сюжет
  • Смесевые краски (спот-краски, «пантоны») на цветопробе
  • Качество печати изображений на цветопробе
  • Цветопроба, как образец для печати

О ЦВЕТОПРОБЕ КРАТКО:

Цифровая цветопроба — незаменимый инструмент в современной полиграфии. Точность воспроизведения цвета зависит от многих технологических и естественных факторов и всегда является разумным компромиссом требований клиента по качеству с приемлемыми затратами. Работа по международным стандартам качества и знание ограничений технологии цветопробы являются надежным способом контроля цветопередачи в офсетной печати.

Цветопроба — это способ получить представление о цвете в будущем тираже. Фактически она имитирует печатный процесс с точки зрения воспроизведения цвета.

Цветопробу не следует смешивать с пробной печатью, когда полностью воспроизводится печатный процесс. Очевидное преимущество пробной печати — получение достоверного образца готовой продукции. Главный минус — время производства и стоимость, как у небольшого тиража.

Точность цветопробы

Современная цифровая цветопроба печатается, как правило, струйным способом на специальном носителе — цветопробной бумаге. Вопреки ошибочному мнению, при грамотной настройке она обеспечивает довольно высокую точность передачи цвета.

В конечном счете главный показатель качества цветопробы — ее соответствие реальному тиражу. Говоря проще, цветопроба должна быть «похожа на будущий тираж». Но «похожесть» — понятие очень субъективное. Для одного человека два изображения будут «почти одинаковые», а другой найдет в них массу различий.

В деловых взаимоотношениях принято оперировать формальными критериями. Для цветопробы таким является прохождение контрольного теста на цветовые различия.

Методика проста: берется стандартный набор сочетаний триадных красок (CMYK), который печатается на цветопробе. Например, контрольная шкала UGRA/FOGRA Media Wedge:

fb19b8f92ea7ef026190d1d2eecccb87.jpg

Затем измеряется цвет элементов этой контрольной шкалы. Данные сравниваются с эталонными значениями выбранного печатного процесса — например, листовая офсетная печать на мелованной бумаге по стандарту ISO 12647-2. Если отклонения не превышают определенных допусков, тест считается пройденным.

51f8b94b5dffc49c542bfefcb2a9f8c4.jpg

Пример отчета о прохождении контрольного теста цветопробы в ПО X-Rite i1Profiler

Эта процедура контроля соответствует международному стандарту ISO 12647-7.

Важно понимать, что если цветопроба, успешно прошедшая процедуру контроля, не устраивает заказчика по цвету, необходимо корректировать исходные данные макета. Предъявлять претензии к самой цветопробе в этом случае так же бесполезно, как пытаться украсить картинку в зеркале.

Печать по стандарту

Но для получения желаемого результата — схожести с реальным тиражом — это лишь одна часть уравнения. Для того, чтобы корректная цветопроба соответствовала тиражу, необходимо, чтобы сам тираж был отпечатан с теми параметрами цветопередачи, которые имитировались на цветопробе. То есть печать и цветопроба должны быть ориентированы на один стандарт цветопередачи.

Общепринятой практикой для контроля цвета в тираже является измерение набора параметров по стандарту ISO 12647-2. В нем прописаны эталонные значения показателей цветопередачи и допуски на их отклонения при печати тиража.

59b7b5670dbd991e447d9b4acf59ae3a.jpg

Пример контроля параметров печати тиража в ПО Heidelberg ColorToolbox

Если тираж и цветопроба проходят по допускам на значения контрольных параметров — тираж и проба «в стандарте», — можно говорить о приемлемом сходстве цветового восприятия.

Хотим подчеркнуть, что в промышленной технологии печати никогда не идет речь о полном совпадении цвета — так называемая, факсимильная цветопередача. При том, что такое сходство крайне трудно достижимо в повседневной практике, оно еще и неоправданно дорого. Его получение неприемлемо по затратам для большинства бизнес-приложений печати.

В отдельных приложениях полиграфии — например, упаковка, каталоги косметики или лакокрасочных материалов, репродукции произведений искусства — требования к точности воспроизведения цвета могут быть существенно строже тех, что заложены в стандартах. В таких случаях технологические параметры контроля и допуски должны оговариваться отдельно.

Восприятие и ограничения

Кроме собственно цвета есть ряд факторов, существенно влияющих на его восприятие.

Свойства бумаги

Прямое воздействие на цветопередачу оказывает цвет самой бумаги. Даже если бумага кажется чисто белой, она, как правило, имеет некоторый оттенок. Кроме того, для повышения видимой белизны производители добавляют в коммерческие сорта бумаг оптические отбеливатели, которые приводят к сложным сдвигам в цветопередаче и неизбежно снижают точность расчета цвета для цветопробы. Данные факторы особенно сильно влияют на цветопередачу светлых участков изображений. Для повышения точности цветопробы в этом аспекте есть возможность учесть свойства конкретной марки бумаги.

Другим важным параметром является глянец бумаги. Изображения на глянцевых носителях, при прочих равных, выглядят контрастнее, чем на матовых (это свойство используют производители дисплеев).

Не менее сильное воздействие оказывает полупрозрачность бумаги. Чем ниже плотность и толщина бумаги, тем больше сквозь нее просвечивает изображение, напечатанное на обороте листа. Это следует держать в голове дизайнеру при верстке.

Освещение

Влияние освещения на цвет зачастую не принимается в расчет, а между тем оно может радикально поменять цветопередачу. Наверное, каждый сталкивался c явлением искажения цвета в условиях некачественного или неестественного освещения — дешевые светодиодные или люминесцентные лампы, натриевые лампы в метро. Привычные вещи меняют свои оттенки, сдвигаются памятные цвета — например, зелень растений, цвет кожи или ясного неба. Иногда особенности специального освещения используются для намеренного влияния на цвет — например, специальные светильники в отделах мясной продукции супермаркетов делают цвет продуктов особенно аппетитным.

В коммерческой печати технология воспроизведения цвета рассчитана на стандартизированное освещение — источник D50. Его спектр близок к естественному дневному свету. Для приложений полиграфии, чувствительных к точности цветопередачи рекомендуется использовать освещение со спектром, максимально приближенным к D50. В специальных случаях технология управления цветом позволяет учесть характеристики конкретного освещения.

В повседневной практике, если качественное освещение недоступно, рекомендуется проводить сравнение цвета при естественном дневном свете (днем) либо при освещении источником света с высоким индексом цветопередачи (CRI) — лампы накаливания, галогенные светильники*.

* В последнее время в продаже стали появляться и качественные светодиодные лампы, но пока что они все равно достаточно мало распространены.

2fe012508ff31c5d3b0e3385b4ddc1ad.jpg

Сравнение цвета одной и той же сцены в разном освещении

Существуют технологии, позволяющие снизить сдвиги цветового восприятия при смене освещения. Хорошие результаты дает оптимизация цветоделения для цветопробы и печати.

Финишное покрытие оттисков

Защитное или отделочное покрытие оттиска — такие, как различные виды лака, ламинат, — может внести заметное изменить цвет сюжета. Как правило, цвет под покрытием становится несколько темнее, в случае глянцевых покрытий повышается контраст, под матовыми — напротив, снижается. В зависимости от конкретного покрытия может сдвигаться и цветовой тон.

Для точной цветопробы печати с покрытиями необходима специальная настройка: построение цветового профиля, учитывающего финишную отделку. Если она не проведена, можно использовать стандартные цветовые профили для печати с неким усредненным покрытием (уф-лак, ламинат), предоставляемые организацией European Color Initiative.

Важно отметить, что просто лакирование или ламинирование цветопробного отпечатка в надежде на то, что будет «как в тираже», может привести к неконтролируемым сдвигам в цветопередаче, так как оно по-разному влияет на цвет разных красителей — например, струйных и офсетных.

Сюжет

Возможно, этот пункт следовало бы сделать первым. Дело в том, что мы никогда не воспринимаем цвет отдельных объектов сам по себе, вне окружающей сцены. Сюжет изображения воспринимается целиком, и от того, каков он, очень сильно зависит та самая «похожесть».

Восприятие цвета в рамках сюжетной сцены описывают достаточно сложные теории — Модели цветового восприятия (Color Appearance Models). В настоящее время они начинают применяться в повседневной практике управления цветом.

На прикладном уровне в полиграфии существует классификация типов изображений по сложности воспроизведения цвета, разработанная авторитетной компанией System Brunner. Она делит все изображения на 4 класса по уровню цветового контраста.

c106ab5d46dd4f4fac4d7b75d6eb6285.jpg

Классы цветового контраста изображений по System Brunner
(источник: https://www.systembrunner.ch/basics-knowledge/pict...

На этой иллюстрации имитируются колебания в воспроизведении цвета сюжетов, различных по цветовому контрасту. Это типичные отклонения как при печати нескольких тиражей по одному макету, так и в рамках одного тиража от листа к листу; они укладываются в допуски стандарта ISO. Очень четко видно, что чем ниже класс цветового контраста изображения, тем заметнее различие в восприятии цвета сюжета.

Таким образом, необходимо осознавать, что при одном и том же уровне точности цветопередачи по формальным критериям — контрольные показатели и допуски — разные сюжеты изображений на цветопробе и печатном оттиске могут восприниматься нашим зрением либо как очень схожие по цвету, либо как весьма различные.

Упрощая, можно сказать, что яркие, насыщенные, красочные сюжеты с множеством разных цветов воспроизводятся как очень схожие довольно просто. Цветопроба таких изображений «похожа» на тираж, даже при сильном отклонении цветопередачи. В то время как в монотонных и нейтральных сюжетах наше восприятие очень легко находит цветовое различие. Для того, чтобы «попасть» в цветопробу таких сюжетов, приходится приложить немало усилий.

Напрямую нивелировать этот фактор невозможно, его нужно иметь в виду. А в тех случаях, когда высокий уровень сходства требуется, несмотря на затраты, применять специальные технологии, повышающие точность цветопередачи.

Смесевые краски (спот-краски, «пантоны») на цветопробе

Воспроизведение смесевых цветов на цифровой цветопробе имеет ряд ограничений:

  1. Некоторые очень яркие и насыщенные спот-краски находятся вне цветового охвата цветопробного устройства, то есть не могут быть напечатаны им физически. Для таких красок подбирается цвет, максимально близкий из возможных. Это позволяет в достаточной мере оценить цветовую композицию макета, а точный цвет краски можно сверить наиболее надежным способом — утверждением выкраски (так называется образец смесовой краски, сделанный на тиражной бумаге).
  2. Если смесевая краска используется в виде растровой сетки, градиентов («растяжек»), а также смешивается в растре с другими красками или печатается поверх них («оверпринт»), тиражный цвет таких эффектов может существенно отличаться от цветопробы. Пожалуй, это тот самый случай, когда, если требуется точность, разумно использовать пробную печать.
  3. По понятным причинам на цифровой цветопробе невозможно достоверное воспроизведение металлизированных и люминесцентных («неоновых») красок. В этом случае также рекомендуется утверждение выкрасок или пробная печать.

Качество печати изображений на цветопробе

Как мы уже упоминали выше, цветопробы в большинстве своем печатаются на струйных устройствах. Они обеспечивают высокое качество детализации, но растрирование — то, как изображение формируется из отдельных мельчайших элементов краски, — у них особенное. В связи с этим видимое «качество картинки» на цветопробе может отличаться от тиражного оттиска.

Например, как разумный компромисс между качеством и скоростью печати возможно использование более скоростного режима работы струйного принтера. А для повышения стабильности цвета при смене освещения в цветопробном оттиске применяется максимальное количество черной краски. В результате детализация изображений на цветопробе может выглядеть несколько более грубой (картинка «шершавая»), но для оценки цвета — то есть, основного предназначения цветопробы — ее вполне достаточно.

Цветопроба как образец для печати

Последним хотелось бы отметить необходимость того, чтобы цветопроба была передана на печать тиража в качестве образца цвета. Дело в том, что в процессе настройки печати офсетного тиража — «приладки» — колебания технологических параметров могут быть довольно существенны. А накопленные погрешности, связанные со всеми многочисленными факторами, могут привести к заметному отличию цвета оттиска.

Наличие цветопробы позволяет печатнику проводить тонкую подстройку параметров и значительно точнее получить согласованный цвет. Кроме того, можно указать приоритетные аспекты — фирменные цвета, предметы художественной или коммерческой ценности. Становится возможным сбалансировать воспроизведение цвета разных сюжетов на одном печатном листе.

Статья постоянно доступна в блоге на сайте типографии «Акцент»



4137
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru