CTP-зация всей страны: варианты для небольших типографий

  04/04/2013 00:00

Казалось бы, вопросы прямого экспонирования офсетных пластин уже перестали быть информационным хитом, вокруг которого разворачивались бурные дискуссии. Сейчас это вполне рядовая технология, и практически любая серьезная типография немыслима без CtP-устройства, но...

Как мы писали раньше, приблизительно общее число устройств CtP в нашей стране составляет 900–1000 штук. А число существующих типографий— около 3000. Получается всего 30% типографий обладают технологией прямого вывода? Или даже меньше, поскольку немало типографий используют по 2–3 устройства, и а за годы работы часть CtP-устройств пришло в полную негодность и утилизировано. Получается, «ситипизации России» — 25%. И это самые современные и передовые типографии России, изготавливающие до 70% всей печатной продукции. Ну а что же остальные? Как они делают формы?

Есть другие варианты?

• По-прежнему используется пленочная технология изготовления форм. По некоторым данным, в нашу страну импортируется до 1,5 млн м2 фототехнической пленки. И хотя заметная доля ее идет не в офсетное производство (а, например, в трафарет, где без фотоформы пока никак), тем не менее, это вполне приличная доля рынка. Разумеется, для работы с пленками нужны и аналоговые пластины, которые также активно импортируются. Ну, и наконец, предприятия, оказывающие услуги по выводу фотоформ, не сидят без дела, а значит, кто-то эти фотоформы использует. В пору активного импорта фотонаборных устройств в Россию было ввезено более 800 штук, и существенная доля из них еще работает.

• Появилась и развивается такая услуга, как вывод пластин на стороне, что оказалось неплохим бизнесом. Это привело к тому, что целый ряд типографий отказывается от допечатных отделов, предпочитая заказывать вывод в специальной сторонней компании. И это тренд, поскольку в нашей стране много совсем небольших типографий с одной малоформатной машиной, для которых приобретение устройства CtP — инвестиция ощутимая, и для них два выхода: либо использовать старые технологии (например, репродуцируемые оригинал-макеты или цветоделенные пленки), либо пользоваться услугами стороннего вывода.

• Есть еще и совсем недорогая технология — изготовление фотоформ на кальке с использованием лазерного принтера. Конечно, это не очень серьезно, но часть ведомственных или «внутрикорпоративных» типографий ее еще используют. Более того, приходилось встречать такую технологию и при производстве черно-белых текстовых книг в довольно крупных типографиях, причем там, где есть CtP! Причина проста: так дешевле. И в отличие от репродуцируемых оригинал-макетов здесь вообще нет фотопроцесса: вывели кальку на принтере, смонтировали в спуск и прямой контактной копировкой на аналоговую форму.

• Встречается и любопытная форма кооперации, когда одно устройство CtP приобретают на определенных условиях несколько небольших типографий, если они территориально «сидят вместе». С точки зрения бизнеса и конкуренции это несколько странно, но факт налицо. Такое бывает, особенно в небольшом городе, где на базе бывшей государственной типографии создаются небольшие частные типографии.

Все-таки надо!
Но несмотря на наличие альтернативных решений, о приобретении собственного CtP-устройства необходимо задуматься практически всем типографиям, даже относительно небольшим. И причины следующие:

• Физический износ. Даже самое простое оборудование типа копировальной рамы или даже монтажного стола рано или поздно ломается. А сейчас купить новое становится не так просто — ведущие компании уже давно прекратили выпуск тех же копировальных рам, поскольку спрос на них на мировом рынке сильно упал. Фотонаборные автоматы еще производятся, но по остаточному принципу, например трафаретной печати. Так что фотонаборный автомат — сейчас редкость, а по уровню сложности он не намного проще устройства CtP, поэтому и цены на него не низкие. А при желании купить новую копировальную раму типография сталкивается с проблемой: покупать либо дешевое азиатское изделие (да и непонятно, кто их импортирует), либо рамы для сложных специальных задач, которые пока еще выпускаются некоторыми производителями. В первом случае можно намучиться, второй не очень доступен по цене. Так что в случае физического износа существующего допечатного оборудования реальных альтернатив технологии CtP сейчас уже нет.

• Ужесточение требований заказчиков. Даже в небольших городах требования к качеству печатной продукции растут. Уже практически во всех более-менее крупных городах, районных и областных центрах появились свои достойные типографии. И в регионы пришла конкуренция. И если типография не может печатать лучше, чем ее конкурент, то она либо потеряет клиента, либо будет вынуждена снижать цены в надежде его удержать. А это чревато. Значит, печать «с кальки» уже может и не устроить регионального заказчика.

• Исчезновение ряда услуг. Раньше услуги по выводу пленок предлагались повсеместно. И если в Москве или Санкт-Петербурге вывод пленок еще можно найти, то вот в регионах — сложнее. Содержать фирму по выводу пленок стало невыгодно, и они в массовом порядке переориентировались. Появились, правда, и компании, предоставляющие услуги по выводу готовых пластин, но это, скорее, вопрос расстояния и времени. Раньше пленки часто выводил сам заказчик и приезжал с ними в типографию. Сейчас такого почти нет. Теперь типографии зачастую приходится самой решать проблему вывода пленок или пластин. И насколько это удобно и доступно в том или ином городе, — отдельный вопрос. Возможно, приобретение собственного устройства вывода пластин становится чуть ли не единственным реальным выходом.

• Экономические реалии. Сейчас можно говорить о том, что технология CtP еще и наиболее экономичная (по крайней мере, если не сравнивать с «калькой», хотя и там разница не так велика). Даже если считать по материалам: для пленочной технологии требуется закупать пленку (с химией) и аналоговые пластины (тоже с химией). Даже если покупать дешевые китайские пленку и аналоговые пластины, не задумываясь о качестве, то все равно 1 м2 готовой фотоформы окажется равным 11–12 евро, из расчета 6–7 евро — пленка (серебро, однако) и 5–6 евро — пластина. Выгоднее будет даже использовать дорогие цифровые пластины ведущих производителей, цена на которые уложится в 8–9 евро, а при менее дорогих — и того меньше (разница может достигать 5 евро за м2). Возникает лишь вопрос приобретения самого устройства для экспонирования пластин. Если учесть, что относительно простой качественный комплекс для экспонирования печатных форм стоит 80–100 тыс. евро, небольшая типография с четырехкрасочной полуформатной машиной, выполняющая в смену 10–12 приладок (что не очень много), окупит устройство вывода только за счет разницы в материалах примерно за 3 года. Но нельзя списывать со счетов и такие удобства, как автономность (ни от кого не зависишь), оперативность (пластины на устройства CtP записываются намного быстрее, чем любым другим способом), высокое качество продукции, более высокая производительность (приладки с использованием пластин CtP обычно по времени в два раза меньше, чем изготовленные с пленок) и меньший процент макулатуры (из-за более коротких приладок). А это еще путь и к дополнительной экономии и доходу. Конечно, формы, выведенные на устройстве CtP, можно и заказать на стороне, но это уже будет не так выгодно. Стоимость вывода форм «на стороне» составит
600–700 руб. за м2 (15–17 евро), и таким образом при своей загрузке типография переплатит до 40 тыс. евро в год. Вряд ли это целесообразно.

В общем, с какой стороны ни рассматривай вопрос, а получается, что даже небольшим типографиям в текущих условиях становится и технически, и технологически, и экономически выгодно приобретать свое собственное оборудование для прямого вывода пластин. По крайней мере, тем, которые имеют хотя бы одну полуформатную (или больше) четырехкрасочную печатную машину. Для двухкрасочных машин или машин меньшего формата нужно считать отдельно. Возможно, в каких-то случаях и выгодным окажется приобретение простого CtP-комплекса, в каких-то — вывод на стороне.

Что выбрать?
Когда все аргументы исчерпаны, и решение о переходе на CtР-технологию принято, возникает вопрос, что именно приобретать? Вариантов на рынке сейчас много, рассмотрим предложение одного из лидеров российского рынка CtP — компании Kodak и ее эксклюзивного дистрибутора — «Нисса Центрум».

Автор: Журнал Курсив №1-2013

Темы: Допечать
1092
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru