Цифровое лакирование

  13/07/2012 00:00

Лакирование печатной продукции всегда было одним из самых эффектных видов отделки. И к нему с завидной регулярностью прибегают полиграфисты, хотя этот вид отделки трудно назвать экономичным. Но полученный результат, особенно если идет о выборочном лакировании, придает изделию определенный статус. Именно поэтому лакируют продукцию, которую заказчик хочет позиционировать как солидную, дорогую. Например, рекламные буклеты престижных товаров всегда нуждаются в той или иной отделке, и лакирование здесь стоит на первом месте.
Впоследние годы тиражи печатной продукции падают, поэтому лакировать их становится все дороже, по крайней мере в пересчете на единицу продукции. Причина проста: собственно процесс лакирования сложный. Существует несколько типовых технологий выборочного лакирования, но все они довольно сложны и затратны, в том числе и по времени, к тому же обладают определенным набором недостатков:
■ Лакирование на лакировальной машине с флексографских форм. При этом способе можно получить очень хорошее качество лакирования, а также использовать большой ассортимент лаков, но требуется изготовление фотополимерной формы (или вырезанного лакировального полотна). Это удовольствие дорогое, и если тиражи продукции небольшие, то лакирование становится «золотым». К тому же точно «попасть» лаком по мелким деталям изображения, как правило, не удается, поскольку приладка здесь невозможна. Бумагу может «раздать» в процессе печати, а компенсировать лакировальной формой это практически невозможно.
■ Лакирование на офсетной печатной машине. Для этого машина должна быть оснащена как минимум лаковой секцией, а лучше двумя — для того, чтобы иметь возможность класть грунт, а поверх — глянцевый УФ-лак. Выборочное лакирование также делается при помощи лакировальной формы, со всеми недостатками, описанными в предыдущем пункте.
■ Двойное лакирование (оно же Twinлакирование). Также осуществляется на офсетной печатной машине. В этой технологии используется два вида лаков: один наносится из печатной секции выборочно, второй — из лакировальной сплошь. В местах, где лежит лак из печатной секции, глянцевый УФ-лак «проваливается» и становится матовым, а в остальных местах остается глянцевым. Эта технология намного более экономична, чем вышеперечисленные, и дорогую фотополимерную форму делать не надо. Поскольку матовая часть изображения наносится из печатной секции, «попасть» лаком в сюжет можно с очень высокой точностью (соизмеримой с величиной приводки). Но в этом случае нужна печатная машина с лаковой секцией и УФ-сушкой. К тому же качество УФ-выборочного лакирования оставляет желать лучшего, да и места, которые должны оставаться матовыми, на самом деле все равно содержат следы лака. Так что двойное лакирование надо рассматривать как дизайнерский вид сплошного лакирования, а не выборку (например, нелакированные места под последующую склейку таким образом получить не удастся).
■ Трафаретное лакирование. Наиболее «продвинутый» на сегодняшний день вид лакирования, благодаря огромному ассортименту лаков и покрытий, которые могут наноситься таким образом, а также возможности управлять толщиной покрытия (изменением толщины трафаретной сетки).
Обеспечивает наилучший глянец (или матовый эффект, если лак матовый). По сути, это единственный способ работы со специальными лаками (объемными, вспенивающимися, тактильными и т. д.). Но при этом
он обладает целым рядом недостатков. Нужно изготавливать трафаретную сетку, что долго и довольно дорого, трафаретная печать довольно медленная, у нее длительная приладка. Также, как и у большинства
других способов лакирования, которые проводятся не в линию, после печати совместить точно отпечатанное изображение с лаком практически невозможно из-за того, что лист в сушке печатной машины немного деформируется, деформируется и сетка во время печати, да и точности многих трафаретных машин (если это не специальные трафаретные автоматы) может не хватать. Так что разброс в приводке в 1,5–2 мм считается нормальным. И так же, как и при большинстве описанных выше способов, трафаретом невыгодно лакировать оттиски небольших тиражей. Впрочем, трафарет все же популярнее других способов лакирования не только из-за высоких результатов.
Хороший оператор в состоянии обеспечить и точное попадание в сюжет. Для этого, правда, приходится разрезать фотоформу и заново выклеивать ее части по готовому оттиску. Это процедура сложная, но для ответственных заказов ее используют. Вот такой набор технологий лакирования существует в настоящее время на полиграфическом рынке. Получается, что все виды лакирования — удовольствие довольно дорогое, и оно становится практически недоступным для небольших тиражей, особенно отпечатанных цифровым способом. А есть ли эффективная технология выполнения подобных заказов? Можно ли экономически эффективно отлакировать, например, 50–100 экз. обложки рекламного буклета (или даже все страницы буклета внутри). Отпечатать его можно легко цифровой печатью, а вот лакировать...
Альтернатива
Сравнительно недавно на рынке появились устройства струйного УФ-лакирования компании MGI. Одно из таких устройств Jet Varnish недавно установлено в типографии «АМ Графикс», где нам и рассказали про особенности его эксплуатации. Надо сказать, что это устройство мы уже тестировали чуть меньше года назад и получили довольно любопытный результат. Но в «АМ Графикс» технологию работы с Jet Varnish существенно развили, более того, здесь помимо комплекса офсетного печатного оборудования используется и цифровая печатная машина MGI Meteor. И такое сочетание позволяет очень эффективно изготавливать продукцию с УФ-лакированием, причем даже штучными тиражами. Как мы уже убедились в рамках нашего
прошлого теста, наилучшие результаты по лакированию получаются при использовании предварительной ламинации оттиска.
Jet Varnish использует технологию струйной печати для того, чтобы наносить лак в нужные места оттиска. Вскоре после нанесения этот лак полимеризуется ультрафиолетовым источником света. Лак, для того чтобы наноситься струйным способом, должен быть довольно жидким, как следствие, он начинает впитываться в бумагу, и глянец получается не такой высокий, как при трафаретном лакировании. Но при использовании ламинации оттисков получаемый эффект уже полностью соответствует трафаретному УФ-лакированию. Впрочем, если не гнаться за «полным аналогом трафарета», то можно лакировать и без ламинирования, но глянец получается не такой высокий. Но в большинстве случаев этого хватает.
Но главная заслуга Jet Varnish не столько в том, что он обеспечивает соизмеримое качество лакирования, а в том, что с его помощью лакировать можно очень быстро и просто. По сути, на «приладку» тратится несколько минут времени и один-два готовых оттиска (!). Отлакировать тираж в 50–100 экз. можно за несколько минут и при этом не нужно делать никаких дорогостоящих форм. В результате стоимость выборочного УФ-лакирования существенно снижается.
Формат Jet Varnish позволят лакировать оттиски формата до 50х70 см, что дает возможность работать не только с цифровыми оттисками, но и с оттисками офсетной печатной машины. Но и это еще не все. У Jet Varnish есть интересная особенность, на которую мы не обратили внимание раньше, когда его тестировали. Программное обеспечение для управления лакированием позволяет редактировать изображение плашечного цвета, который используется для лакирования. В программном продукте можно корректировать геометрические искажения, причем как целиком, так и по частям. Если посмотреть на образцы, то можно сделать вывод, что точно попасть лаком по изображению на довольно большом формате печати невозможно. Разрезать пленку для трафарете и перемонтировать ее по оттиску, конечно, можно, но это займет очень много времени и делать это ради сотни оттисков вряд ли кто-то будет. А использование программного продукта позволяет и добавить треппинга по лаку для текста, и слегка сдвинуть отдельные элементы изображения, и отмасштабировать, в том числе и неравномерно все изображение или любую его часть. Причем достаточно отлакировать один лист, дальше промерить непопадания и в цифровом виде ввести корректировку.
Как говорят в типографии «АМ Графикс», достаточно одной-двух итераций, чтобы точно попасть лаком в нужные места изображений, даже если это очень сложный вариант лакирования (полсотни отдельных сюжетов небольшого размера плюс тест — все это на большом формате листа). В общем, новая технология лакирования на рынке появилась. И она уже используется некоторыми российскими активными игроками на рынке печати. Теперь у других типографий, которым требуется лакирование оттисков, появляется выбор: можно отдать лакировать «на трафарет», а можно и на струйное лакирование. Если тиражи небольшие, то последний способ, бесспорно, предпочтительнее. Будет и быстрее, и дешевле!

Автор: Журнал " Курсив", №3

   
2067
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают



 
Rating@Mail.ru