Бумажный вопрос

  06/07/2010 00:00

Сохранение импортных пошлин на мелованную бумагу ставит под угрозу весь российский рынок издательско-полиграфической продукции. Крайними же в этой истории останутся читатели.

C 22 мая вступили в силу новые ставки таможенных пошлин на импорт мелованной бумаги - они снижены с 15 до 5 процентов. Оптимизма участникам рынка данная мера не прибавила: решение это временное, и уже в конце года все может вернуться на круги своя. Аргумент у межведомственной комиссии по таможенно-тарифной политике простой: поддержка отечественного производителя, намереного производить собственную мелованную бумагу.

Есть у этой медали и оборотная сторона: поддержка одного отдельно взятого производителя обернется деформацией всей производственной цепочки, куда входят не только бумагоделательные, но и полиграфические предприятия, а также издательства и распространительские сети. Парадокс ситуации в том, что каждое из звеньев этой производственной цепочки не может существовать друг без друга, но при этом все они принадлежат различным отраслям, никак не объединенным в какую-либо систему. Иными словами, у нас в стране отсутствует комплексный подход к печати как к индустрии. Нет и общей стратегии развития прессы. В результате любые попытки, призванные стимулировать лишь одно из звеньев производственной цепочки, снижают эффективность и конкурентоспособность всей индустрии печатных СМИ. До тех пор пока не будет создан единый производственный цикл, любая попытка государства защитить одного из игроков всех остальных будет делать беззащитными. В конечном итоге пострадает читатель, для которого покупка обычного журнала станет непозволительной роскошью.

Что есть пошлина?

Введение таможенных пошлин на ввоз мелованной бумаги, призванных стимулировать ее производство внутри страны, стало препятствием к возвращению печати изданий из-за рубежа в российские типографии. Причина - цены на товары и услуги на каждом этапе -создания и реализации прессы в нашей стране превышают уровень мировых. И даже если издатели отпускают свою продукцию по цене ниже себестоимости (компенсируя потери доходами от рекламы, которые, кстати, сейчас резко упали), розничная цена печатной продукции все равно запредельная и фактически закрывает доступ к информации. Иными словами, специфика издательско-полиграфического бизнеса такова, что одни только пошлины на мелованную бумагу приводят к тройным потерям всей отрасли.

Во-первых, в силу неопределенности того, каким будет конечный продукт, наше бумажное производство может быть не востребовано рынком. Во-вторых, полиграфисты потеряют клиентов-издателей, которые вряд ли захотят рисковать качеством своей продукции и предпочтут печататься за рубежом. А в результате, и это в-третьих, пострадает конечный потребитель - российский читатель.

По словам директора департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи Екатерины Лариной, "бизнес остро реагирует на сигналы от власти. Даже думать не хочется о том, что в случае возвращения прежней ставки пошлины издатели опять уйдут на Запад". Но парадокс в том, что таможенные барьеры невыгодны не только издателям, но и самим отечественным производителям бумаги. Помогли ли им запретительные пошлины, существовавшие на протяжении пятнадцати лет? Увы, нет. Не было открыто ни одного нового производства, не поставлено ни одной бумагоделательной машины для изготовления мелованной бумаги и картона! По той же банальной причине - отсутствие клиентов и спроса.

Продукт, которого нет

Нынешний же "инновационный" прорыв на Камском целлюлозно-бумажном комбинате (ЦБК) планировали осуществить за счет фактического обновления старого оборудования, что, по мнению экспертов, также вряд ли сделает это производство конкурентоспособным. А чтобы спрос вернулся и появились средства на реальную модернизацию, надо создать благоприятные условия для самого рынка, прежде всего для издателей печатной продукции.

Впрочем, все по порядку. О -запуске производства мелованной бумаги на ЦБК "Кама" компания "Инвестлеспром" объявила около двух лет назад. Стоимость проекта - 5,5 миллиарда рублей, мощность - 85-90 тысяч тонн легкомелованной бумаги в год.

На середину - конец мая была намечена презентация проекта в полиграфическом комплексе "Пушкинская площадь", которую, впрочем, перенесли на осень. Как заявил "Итогам" директор по маркетингу и продажам ЗАО "Инвестлеспром" Алексей Вдовин, это будет исключительно российское ноу-хау - впервые для производства мелованной бумаги используется березовое волокно. В мире, как правило, на это идут деревья хвойных пород или осина.

Эксперимент с выбором сырья не слишком вдохновил потребителей бумаги - издателей и полиграфистов. По словам исполнительного директора Содружества бумажных оптовиков Ольги Широковой, у них "нет уверенности в том, что российская бумага будет соответствовать мировым и даже азиатским стандартам". Да и в принципе стоит ли изобретать велосипед там, где все давно выверено и проверено на практике. Наконец, смущает потребителей и отсутствие внятной информации. С этим согласна и Екатерина Ларина: "Во-первых, проект должен начать работать, во-вторых, он не сразу выйдет на полную мощность, и в-третьих, нужно еще будет оценить качество бумаги. Насколько она будет применима в полиграфическом производстве? Требования там очень высокие. Пусть сам рынок отреагирует на новый продукт!"

Эксперты единодушны: копья ломаются вокруг продукта, которого нет. "Мы просим дать параметры качества, сделать анонс по цене, но в ответ - тишина", - говорит Ольга Широкова.

Кое-какая информация, впрочем, есть: цена российской продукции может оказаться сопоставимой с европейской. "Стоимость производства мелованной бумаги в Европе около 600 евро, с учетом доставки и таможенной пошлины - около 700 евро, так что, если мы предложим немного меньше, да еще и в рублях, снизив тем самым валютные риски, рынок отреагирует", - говорит Алексей Вдовин.

Рынок, безусловно, отреагирует, но совсем необязательно так, как предполагают в "Инвестлеспроме", считает исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати Юлия Казакова. По ее мнению, издатели и полиграфисты могут столкнуться с проблемой ценового сговора. Конечно, такое явление, как наличие монополиста на рынке (по самым смелым оценкам, следующие проекты по созданию мелованной бумаги в России будут запущены в лучшем случае через два-три года), - повод для расследования Федеральной антимонопольной службы.

Наконец, даже если допустить, что проблемы цены и качества устроят потребителей, то российской мелованной бумаги все равно не хватит ни по объему, ни - что не менее важно! - по ассортименту, чтобы обеспечить все потребности рынка. По словам Юлии Казаковой, "у индустрии есть четкое понимание того, что объемов производства, заявленных "Инвестлеспромом", недостаточно". Только три российских издательских дома потребляют порядка 200 тысяч тонн такой бумаги в год. В целом же, по данным главы Московского полиграфического союза Олега Попцова, сегодняшние потребности российского рынка составляют порядка 350 тысяч тонн: "Проектная мощность Камского ЦБК - около 80 тысяч тонн в год, "Сокола" ("Вологодская бумажная мануфактура". - "Итоги") - 300, но его реализация намечена на 2014-2015 годы".

"Понятно, что производители заложили в бизнес-план скорейшую окупаемость проекта, о потребителях никто не подумал. Такой подход серьезно отличается от того, что исповедуют на Западе, предлагая россиянам гибкую систему скидок и рассрочек", - подытожила Юлия Казакова.

И это не говоря уже о том, что потребители не верят в сроки реализации проекта "LWC-Кама". Начать с того, что его презентация неоднократно откладывалась, а теперь и вовсе заговорили о смене производственной площадки. По мнению экспертов, на организацию такого производства, что называется, с нуля, нужно не менее пяти лет и около миллиарда евро. Заявленные "Инвестлеспромом" сроки и размеры инвестиций вызывают сомнения в том, что проект будет запущен до конца этого года.

Сам себе регулятор

Есть у этой проблемы и другая сторона. Если российское ноу-хау будет качественным и приемлемым по цене, зачем тогда ему вообще государственная защита в виде высоких пошлин на импортную бумагу? По словам Ольги Широковой, "конфликта между производителями и полиграфистами нет, но использовать тарифное регулирование, влияющее на издательский рынок, в пользу производителя вряд ли нормально".

Эксперты при этом задаются вопросом: зачем нужно производство мелованной бумаги в России в условиях мирового профицита этого товара? За почти два десятилетия в сопредельных государствах запущено несколько таких проектов. Это дорогое, громоздкое и экологически вредное производство. Зачем переносить его в Россию, если есть возможность закупать нужную бумагу за рубежом? Благо западные производители бумаги, по словам Юлии Казаковой, ведут весьма гибкую ценовую политику - кредитование, отложенные оплаты: "С ними сложно конкурировать россиянам, да и нужно ли?"

Видимо, исходя из этого, российские производители бумаги и потребовали от правительства защиты. По мнению Алексея Вдовина, протекционистские меры действуют во всем мире, "Евросоюз, например, вводит заградительные пошлины на китайскую бумагу, чтобы сохранить и защитить свою промышленность". В России, по его мнению, следует идти этим же путем.

С таким аргументом не согласны многие эксперты. Ведь решение о выборе типа и качества бумаги принимает не типография, а издатель. И его крайне сложно принудить покупать то, что не нужно.

Кстати, для специалистов из "Инвест-леспрома" стал откровением тот факт, что сегодня импортируется 400 тысяч тонн готовой печатной продукции на мелованной бумаге. Ввозить готовую продукцию выгодно: согласно Флорентийским соглашениям, которые Россия, стремящаяся в ВТО, свято соблюдает, таможенные пошлины на импорт готовой продукции нерекламного содержания (журналы, книги) равны нулю, а НДС снижен до 10 процентов.

По мнению Олега Попцова, у российского проекта по созданию мелованной бумаги "есть все для успеха, единственное, что необходимо помнить, - основными заказчиками бумаги являются не типографии, а издатели, и при выборе того или иного бренда определяющими всегда будут два параметра - цена и качество". Недаром сегодня, по данным Олега Попцова, за рубежом размещено порядка 60 процентов заказов на печать высококачественных журналов: "Мы рассчитываем вернуть в страну около 30-40 процентов от этого объема уже в первый год после снижения пошлин".

И все же ряд издателей вернулись в Россию, понадеявшись в том числе и на отмену бумажных пошлин. По словам Юлии Казаковой, как правило, это энтузиасты и те, кому крайне важна возможность вносить изменения в контент до самого последнего момента. Кроме того, плюсом российской полиграфии является отсутствие таможенных рисков по доставке (тираж не застрянет на границе). Но при возвращении пошлин издатели могут опять уйти за рубеж, на тамошние полиграфические базы.

По словам Екатерины Лариной, то, как издательский бизнес отреагировал на принятое еще в октябре решение межведомственной комиссии о снижении пошлины, показало, что издатели заинтересованы в этой мере. "Но потом им пришлось ждать пять месяцев реализации обещанного. Это многих насторожило. Сегодня нужно, чтобы издатели почувствовали, что решение принято, что оно действует, что поворота назад не будет. Тогда они останутся в России. А в результате начнет "дышать" и полиграфическая отрасль. Для всех очевидно, что проблема производства мелованной бумаги в России, точнее, его отсутствие, связано с отсутствием спроса. Мы рассчитываем, что снижение пошлины поможет увеличить загрузку полиграфических мощностей, а в перспективе увеличит и спрос на бумагу. То есть снижение пошлины должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности проектов по производству бумаги. Это произойдет опосредованно, и для этого нужно время, но это реально, поскольку соответствует экономической логике. А то, что ей противоречит, как показывает жизнь, не срабатывает", - убеждена представитель Минкомсвязи.

В рамках Национального координационного совета прессы, куда -входят 13 отраслевых ассоциаций издателей, полиграфистов и дистрибьюторов, было проведено исследование на предмет последствий снижения или отмены таможенной пошлины на мелованную бумагу. Вердикт такой же: это даст толчок к развитию полиграфии в России. Ведь на сегодняшний день этот рынок хотя и слегка оживился, все же пребывает в стагнации. Согласно другим данным за пару лет кризиса активность российской полиграфической промышленности снизилась почти на 30 процентов, тогда как в Европе аналогичный показатель не превышает 9 процентов. Снижение пошлины до 5 процентов даст такой эффект, что отечественные полиграфисты уже пообещали своим клиентам скидку в 6-7 процентов от стоимости работ. Если бы пошлину обнулили, скидка выросла бы до 9-10 процентов! Неудивительно, что российские издатели заинтересованы в снижении или ликвидации таможенных пошлин на мелованную бумагу.

Государство им поможет

Какую позицию занимает -государство? Здесь нет единого мнения. По словам Екатерины Лариной, "Минкомсвязи будет ратовать за то, чтобы срок действия новых пошлин был продлен. Речь идет о стандартной практике: мера вводится на 9 месяцев, а дальше, если нет каких-то негативных результатов, продлевается еще на срок. Ведь за девять месяцев трудно увидеть эффект от такой меры. Не стоит забывать, что вводятся новые пошлины в середине года, мы уже выпали из графика заключения новых договоров и так далее. Адекватные цифры о том, как это работает, получить будет сложно. В общем, я надеюсь, что нас услышат и действие пятипроцентных ставок продлят".

В Минэкономразвития подтвердили, что "по истечении срока действия ввозных пошлин вопрос о целесообразности корректировки будет повторно рассматриваться в рамках работы подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулированию с учетом того, что в настоящее время вводятся мощности по производству отечественной бумаги и картона с целью замещения импорта и с учетом мнения всех заинтересованных сторон". При этом в министерстве напомнили, что в соответствии с письмом ГТК России от июня 2003 года импорт бумаги "для производства книг, изданий и документов" освобождается от уплаты пошлины. Для этого импортеру достаточно предоставить в таможенные органы информацию о целевом использовании ввезенного. Все так, но вот незадача - возврат уплаченной пошлины занимает разное время у полиграфических комплексов: кто-то получает деньги чуть ли не сразу, а кому-то приходится ждать по полгода-году. Есть и такие, кто вообще их не получает. Как пояснили "Итогам" off records в одной из типографий, все зависит от личных отношений с таможней. Государство, судя по информации МЭР, сделало ставку на развитие собственного бумагопроизводства. Но получается, что пострадают при этом другие отечественные производители. На Западе все эти проблемы рынок снимает сам, будучи саморегулируемым механизмом. В России такой саморегуляции мешают высокие таможенные пошлины. Кое-кто из экспертов даже сравнивает ситуацию на этом рынке с тем, что происходит в отечественном автопроме. Но к интересам наших автолюбителей государство, похоже, начинает прислушиваться. Хорошо, чтобы и в издательско-полиграфическом бизнесе крайним не оказался его конечный потребитель - наши читатели.

По информации itogi.ru

Автор: Екатерина Акопова

Темы: Бумага
491
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают





 
Rating@Mail.ru