Бухгалтерия печати
Глянцевые журналы, красочные рекламные буклеты, многочисленные листовки... Все это уверенно вошло в нашу повседневную жизнь. И мало кто задумывается, сколько труда надо вложить, чтобы получить на выходе готовый тираж. Интересно, а каково работать главным бухгалтером в типографии?
Такие ценные бухгалтеры
В любой отрасли всегда ценятся работники, способные выдерживать бешеный рабочий темп на протяжении всего года и не позволяющие себе расслабиться ни на минуту. Именно такие сотрудники востребованы в бухгалтерии современных типографий. Это неудивительно — ведь печатные станки работают круглые сутки, практически без перерывов выполняя все новые и новые заказы. А хороший бухгалтер, несмотря ни на какие обстоятельства, должен быть в курсе всех учетных событий, происходящих на предприятии.
Скорость - превыше всего
Не случайно главный бухгалтер «Первого полиграфического комбината» Людмила Орищенко в качестве одного из ключевых факторов определяющих специфику работы в типографской бухгалтерии, называет оперативность. Предприятие, на котором она работает, занимается выпуском периодических изданий, причем весьма крупными тиражами. Сотрудники типографии трудятся в три смены, и какие-то накладки и проволочки с постановкой на печать нового заказа недопустимы. Поэтому все внутренние службы предприятия, в том числе и бухгалтерия, должны работать слаженно и четко, как механизм швейцарских часов. По словам Людмилы Орищенко, бухгалтерия делает все возможное для того, чтобы максимально сократить время на расчет плановой себестоимости заказа и как можно быстрее определить цену услуги, чтобы предоставить готовое коммерческое предложение потенциальному клиенту.
«В силу причин технологического характера производства время подготовки к исполнению заказа занимает гораздо больше времени, чем сама печать тиража, — поделилась своими соображениями Юлия Монахова, главный бухгалтер московского полиграфического комплекса «Пушкинская площадь». По ее словам, учет в типографии требует особой организации документооборота. Необходимо учитывать расход бумаги, красок, приобретение и ремонт печатного оборудования. Причем зачастую приходится укладываться в довольно сжатые сроки. В этом и заключается специфика работы бухгалтеров в типографии. Еще одна особенность — необходимость индивидуального подхода к пожеланиям каждого клиента. Бухгалтерия полиграфического комбината всегда должна быть готова к отражению нестандартных ходов руководства в учетной книге.
Приход - расход
Основную статью доходной части бюджета любого печатного комбината составляют средства, полученные за печать заказанных тиражей. Впрочем, некоторые типографии выручают немного денег за утилизацию непригодных для работы материалов. Например, за сдачу неиспользованной бумаги на макулатуру.
А вот типографские расходы значительно разнообразнее: приобретение материалов, оплата труда сотрудников, выделение средств на ремонт и обслуживание технологического и инженерного оборудования, автоматизация производства, и, разумеется, расходы на оплату налоговых сборов. К тому же, если предприятие является собственником, а не арендатором помещения типографии, большие деньги неизбежно тратятся на содержание производственного здания и вспомогательных помещений.
Как правило, заказчики редко приходят со своей бумагой, поэтому ее приходится покупать самой типографии. А приобретение качественной бумаги — удовольствие не из дешевых. Так, по словам Людмилы Орищенко, расходы на бумагу могут составлять до половины себестоимости готовой продукции.
Как удалось выяснить, крупные столичные типографии предпочитают сотрудничать с финскими производителями, если речь идет о дорогой бумаге. Впрочем, газетную бумагу печатники охотно приобретают и в России.
Показательно, что проблемы списания излишков средств у бухгалтеров крупных типографий как таковой нет. Юлия Монахова утверждает, что вверенная ей бухгалтерия очень внимательно подходит к работе, в том числе и на этапе планирования поэтому несовпадений в документах и на складах практически не бывает. Вторит ей и Людмила Орищенко, рассказавшая, что для подстраховки на предприятии достаточно часто производится инвентаризация остатков материально-производственных запасов, как на складах предприятия, так и на местах хранения, например в цехах.
В ногу со временем
Одной из наиболее актуальных проблем для отечественной бухгалтерии продолжает оставаться автоматизация учета. А в типографиях от этого фактора напрямую зависит скорость работы всего предприятия. Поэтому руководство полиграфических комбинатов, занимаясь автоматизацией бухгалтерии, старается идти даже не в ногу со временем, а на шаг впереди.
Конечно, компьютеризация системы учета в первую очередь связана с расширением предприятий, увеличением их производственных мощностей. Растет количество клиентов и заказов, приобретается современнейшая техника — все это требует и нового подхода к организации учета. Так, главный бухгалтер «Пушкинской площади» рассказала, что применяемые предприятием программные комплексы позволяют автоматизировать организацию учета практически в полной степени. И оформление заказа, и работа в печатных цехах, и передача готового тиража клиенту отражены в специальных компьютерных программах, а бухгалтерия имеет возможность получить необходимую информацию на любом этапе организации производства. В финансовом отделе «Первого полиграфического комбината» в настоящее время так же внедряется эксклюзивная автоматизированная система, которая позволит охватить планирование всей деятельности предприятия, начиная от приема заказа, закупки бумаги и расходных материалов и заканчивая отгрузкой готовой продукции заказчику. Таким образом, в рамках организации будет обеспечена полная взаимосвязь между данными бухгалтерского, складского и производственного учета. Для фирм, занимающих лидирующие места на рынке полиграфии, подобный подход к организации учета становится нормой.
А как обстоят дела у бухгалтеров типографий со сдачей отчетности в электронном виде? Можно предположить, что коль скоро уровень автоматизации учета на таких предприятиях весьма высок, то главные бухгалтеры восприняли новшество если не с охотой, то уж точно без страха и паники. «Это действительно так, — соглашается Юлия Монахова. — В свое время мы стали чуть ли не первой организацией, из числа находящихся под юрисдикцией местной налоговой инспекции, которая перешла на электронную форму сдачи отчетности. Впрочем несколько лет назад система была еще «сырой», и налоговики сами предложили нам вернуться к традиционной форме заполнения документов. Но, как известно, в этом году электронная отчетность станет обязательной, и я надеюсь, что за прошедшее время все недостатки системы были устранены».
Не имеет принципиальных возражений против перехода на отчеты через интернет и Людмила Орищенко. По ее мнению, сегодня система приема электронной отчетности далека от идеала, бывают и сбои, и ошибки. Но это — явление временное. И хотя в настоящее время во избежание недоразумений значительная часть информации отправляется в налоговую инспекцию традиционным способом, с введением обязательной электронной отчетности никакой трагедии не произойдет. Все будут работать, как и прежде.
Методики расчета цен
Краеугольный камень любого успешного бизнеса — чуткое отношение к потребностям и желаниям заказчика. Любой клиент заинтересован в том, чтобы его поручения выполнялись в полном соответствии с его ожиданиями и при этом точно в установленные сроки. Конечно, значительная доля ответственности за формирование заказа лежит на бухгалтерии. Для того чтобы угодить клиенту, бухгалтерия типографии должна за считанные дни просчитать полную стоимость всех оказываемых услуг.
Людмила Орищенко рассказывает, что на предприятии, где она работает, четко определена методика расчета цен на полиграфические услуги. В ее основу положен расчет плановой себестоимости заказа, с учетом его структуры, типов используемого оборудования сырья и материалов. На практике все определяется индивидуально. С каждым клиентом проводится ряд бесед, в ходе которых решаются вопросы, связанные с его требованиями к. продукции, объемами заказываемых тиражей, их стоимости и сроков изготовления заказа. Интересно, что при формировании окончательной цены на услуги учитывается история взаимоотношений с конкретным заказчиком. Так, проверенному клиенту с хорошей деловой репутацией фирма вполне может предоставить значительную скидку.
Получается, что стоимость услуг типографии напрямую зависит от нюансов конкретного заказа. Подробностями поделилась Юлия Монахова. Она рассказала, что бывают «богатые» заказы — глянцевые журналы на хорошей бумаге с массой различных отделок, но которые выходят при этом небольшим тиражом. Случаются и совсем простые заказы, например рекламные каталоги. В этом случае, прибыль с одного экземпляра ничтожная, но тиражи могут быть миллионными. Так или иначе, львиную долю стоимости заказа составляют затраты на покупку расходных материалов. При этом все типографии работают по-разному. Некоторые строят финансовые отношения с клиентом исходя из стоимости оттисков, другие, как, например, «Пушкинская площадь», принимают за единицу расчета цену рабочего времени. Час работы любой машины имеет определенную стоимость. Понимая, какое оборудование и в каких объемах нужно задействовать для выполнения клиентского заказа, бухгалтерия имеет возможность заранее определить итоговую сумму счета. Конечно, существуют еще много нюансов: допечатная подготовка, сложность выполнения заказа, красочность и т. д. Но влияние всех этих факторов на цену товара, вполне возможно учесть заранее.
Специфика рынка
Рынок полиграфических услуг отличается своеобразием. Разумеется, многие специфические моменты сказываются и на работе типографской бухгалтерии, например, реклама. Редкое предприятие не мечтает о хорошо продуманной, масштабной рекламной кампании. Для главных бухгалтеров любой фирмы организация подобных кампаний — почти всегда означает дополнительные расходы, причем немалые. А вот руководители полиграфических комбинатов, оказывается, считают большие траты на «раскрутку» своих предприятий излишними.
«Все рекламные расходы учитываются в соответствии с установленным порядком, — говорит Юлия Монахова. — В основном мы заявляем о себе, принимая участие в конференциях и выставках. Мы не тратим средств на рекламу в СМИ. Наше предприятие просто не испытывает в этом потребности. В нашей работе ценны прямые контакты с заказчиком, поэтому основной упор сделан на работу отдела продаж, целенаправленно занимающегося поиском клиентов».
Интересен подход типографий к доставке готовой продукции клиенту. Так, «Первый полиграфический комбинат» при решении этого вопроса исходит из пожеланий заказчика. По словам Людмилы Орищепко, комбинат имеет договорные отношения с компаниями-перевозчиками и располагает возможностью доставить изготовленные тиражи как по любому адресу в Москве, так и по всей территории России.
Ситуация на предприятии «Пушкинская площадь» принципиально иная. Большая часть его клиентов согласно словам Юлии Монаховой это издательства. Поэтому готовый тираж, как правило, вывозится заказчиком самостоятельно. Развозом товара непосредственно по торговым точкам на предприятии не занимаются. А для решения всех вопросов, связанных с экспедированием отпечатанной продукции, было создано дочернее по отношению к ПК «Пушкинская площадь» предприятие — Московский союз печати.
Автор: Кирилл Парфенов
Журнал "Расчет", №1 январь 2007
Обсудить
Сейчас обсуждают
Подписаться
Дайджест новостей отрасли от ПЕЧАТНИК.com, чтобы быть в курсе.