Бизнес Ивана Федорова - 500 лет спустя
Думаю, что не ошибусь, утверждая, что в представлении каждого современного человека, хоть раз в жизни сталкивавшегося с полиграфией, ее образ ассоциируется прежде всего с компьютерными технологиями подготовки производства и огромным количеством разнообразного автоматизированного оборудования. И действительно, по степени оснащенности высокотехнологичными устройствами полиграфическая промышленность вполне может быть отнесена сегодня к разряду передовых. Но это — производство. Что же касается автоматизации и информатизации организационно-управленческих процессов, то тут картина выглядит прямо противоположной: не только в нашей стране, но и во всем мире полиграфический бизнес специализированными информационными системами практически не обеспечен.
Директор компании «Видеосеминары» Алексей Биорк вспоминает, насколько удивительной показалась ему практика американских типографий, эффективность работы которых традиционно воспринималась у нас чуть ли не в качестве эталона: почти ни в одной из них не существует прейскурантов, а каждый заказ рассчитывается сугубо индивидуально, исходя из многочисленных переменных затрат на подготовку и изготовление печатной продукции. При таком подходе оценка стоимости действительно способна максимально точно отразить конкретные и сиюминутные издержки, доходы и прибыли полиграфической компании. Но удивительно как раз не это. Удивительно то, что практически во всех этих фирмах для планирования, контроля, экономических подсчетов и прочих операций сотрудники используют либо полулюбительские-полупрофессиональные программы собственной разработки, либо стандартные электронные таблицы вроде Microsoft Excel. Этим степень автоматизации управления, как правило, ограничивается.
Причем такой вывод вовсе не является плодом индивидуальных наблюдений или субъективного мнения. Если усреднить не столь уж разнящиеся между собой экспертные оценки ведущих аналитических агентств, то получается, что уровень обеспеченности полиграфических предприятий современными средствами автоматизации бизнес-процессов в глобальном масштабе не превышает 15%. Тем временем, конкуренция сейчас достигла уже такой напряженности, что представителям каждого отраслевого сегмента в любой стране становится ясной одна из прописных истин сегодняшнего дня: без эффективного управления не выжить, а ключ к такому управлению — в оптимизации и ускорении бизнес-процедур. Автоматизация бизнеса и здесь начинает принимать характер гонки вооружений — у кого лучше система, тот в конечном счете и побеждает в конкурентной борьбе.
Результаты исследований Gartner и Standish Group наглядно демонстрируют преимущества и недостатки автоматизации управления типографиями. Автоматизация снижает потребность в запасах материалов, денежных средств и прочих активов на 30%, общее время обслуживания клиентов сокращается на 20%, стоимость бизнеса увеличивается на 7%, а его прибыльность возрастает на 5-10%. Однако есть у этой медали и оборотная сторона: только 16% компаний смогли успешно завершить автоматизацию, 53% потратили на нее в 1,9 раза больше денег и времени, чем планировали, и наконец, 31% всех проектов полностью провалились, не принеся ничего, кроме убытков. Интересно, что данные, полученные компанией «Амос» по итогам аналогичного анализа деятельности российских полиграфических компаний, в целом подтверждают как положительные, так и отрицательные аспекты автоматизации.
Упорядочение хаоса
Роман Андресонов, начальник отдела продаж типографии «Знак»:
На мой взгляд, сейчас, после довольно длительного периода, когда в сфере автоматизации отечественного полиграфического бизнеса ничего не происходило, воцарилось «смутное время» разброда и шатаний. Из-за того, что у нас коммерческой полиграфии до 90-х годов прошлого столетия не было как таковой, российские типографии по направлению к скорейшему становлению и развитию устремились очень разными путями. Кто-то начинал с оставшегося от старого мира однокрасочного «ромайора» или ризографа, а кто-то — сразу с приобретения полноценного комплекса оборудования от Heidelberg или HGS. В любом случае, бизнес-процессы выстраивались предприятиями самостоятельно, независимо друг от друга и исходя из индивидуального понимания собственных целей бизнеса и потребностей рынка, а также от управленческой квалификации руководства. И так или иначе, «Экселем» поначалу пользовались все. По ходу развития компаний потребности росли, а предложений по автоматизации бизнес-процессов не было. Все больше типографий (даже самых небольших, оборудованных двумя-тремя печатными машинами) — каждая, разумеется, в силу своей платежеспособности — стали проявлять интерес к информационно-технологическим инструментам, но… Но индустрия ИТ до самого недавнего времени не обращала на них почти никакого внимания, усердно «снимая рыночные сливки», то есть в первую очередь осуществляя наиболее прибыльные для себя проекты для топливно-сырьевого, банковского и других богатых секторов индустрии. Более широкий поиск ИТ-компаниями «неразработанных рыночных жил» начинается только сейчас, когда идея комплексной автоматизации бизнеса одни полиграфические предприятия уже отпугнула от себя множеством объективных и субъективных трудностей, а другие заставила заняться созданием необходимых средств самостоятельно.
В результате на российском полиграфическом рынке стали появляться отечественные разработки, ориентированные именно на эту сферу производства. Но программы «ЛИМ» (которая, как я знаю, функционирует в типографии имени Льва Толстого в Туле), «Квазар» (к сожалению, по моим сведениям, не работающая пока нигде), «Эгри» (внедренная только в компании-разработчике, несмотря на многочисленные попытки ее рыночной реализации) и целый ряд других пока еще не смогли достичь уровня достаточно универсальных средств автоматизации, способных удовлетворить потребности потенциальных пользователей во всем их разнообразии. По крайней мере, как показывает практика, по соотношению функциональности и цены ни один из предлагавшихся на рынке до 2003 года продуктов оказался не в состоянии претендовать хоть на сколько-нибудь значительное количество продаж и внедрений.
Разными путями
Российский рынок полиграфических услуг, выросший за последние 10-15 лет до значительных размеров, уже приблизился к своему насыщению и сегодня с трудом кормит всех игроков. Иными словами, мы тоже вступили в период усиления конкуренции, когда плохо управляемые процессы, неконтролируемые издержки и отсутствие оптимизации производства становятся недопустимыми и опасными для жизни предприятия. И сегодня все больше и больше отечественных типографий включается в «гонку автоматизации», отдавая себе отчет в том, что с перспективой выживания и получения солидных дивидендов связан и большой риск.
Автоматизация полиграфии не лишена ярко выраженной отраслевой специфики. Технологические процессы в полиграфии и сопутствующие методы нормирования и планирования весьма специфичны. Попытка внедрить систему, в которой на программном или методическом уровне не учтена специфика полиграфического производства, как правило, обречена на неудачу, и примеров этому достаточно. С другой стороны, по мнению начальника отдела продаж типографии «Знак» Романа Андресонова, имеющего достаточный опыт выбора и внедрения АИС в полиграфии, «бесконечные разговоры об «уникальности» бизнес-процессов в каждой отдельно взятой типографии не имеют под собой основания. В конце концов, есть единственно возможный и верный путь — четкое выстраивание профессионалами-консультантами схемы прохождения заказов с глубокой проработкой моментов перехода ответственности, точек измерения для последующего анализа. На мой взгляд, — констатирует Роман, — профессиональное решение граничит с консалтингом, и в корне неверна позиция разработчика «чего изволите?». Считаю, что та группа разработчиков, которая возьмется за анализ бизнес-процессов в передовых типографиях сегодняшнего рынка и затем обобщит этот опыт, предложив свое решение, не может не стать лидером».
Заместитель директора по информационным технологиям типографии «Черноголовка» Александр Рудин выделяет три основных подхода к внедрению АИС на полиграфических предприятиях: 1) использование готовой системы, созданной сторонними разработчиками и предусматривающей некие стандартные процессы, модели и схемы, в соответствии с которыми пользователь обязан перестраивать свою привычную деятельность; 2) описание имеющихся бизнес-процессов предприятия с последующим проектированием системной модели, разработкой, внедрением и сопровождением системы; 3) постепенное, поэтапное и чаще всего поблочное выстраивание индивидуальной системы, разрабатываемой собственными силами предприятия.
К первому варианту готовы малые предприятия. У них относительно небольшой документооборот, производство зависит в меньшей степени от технологических схем, процессов и т. д. и в большей — от конкретных исполнителей. Ассортимент выпускаемой продукции может быть и большим, но в итоге измеряется он в листах, красочности и перечне используемого оборудования. Таким предприятиям достаточно легко внедрить у себя уже созданный продукт, возможно, с небольшой переделкой под свои нужды. Этот вариант также является относительно недорогим (от 500 до 10 000 долларов в зависимости от функциональных возможностей пакета).
«Второй вариант является со всех сторон более правильным, — утверждает Александр Рудин, — так как построенная в итоге система будет отвечать всем требованиям пользователей. Главные сдерживающие факторы в данном случае это время внедрения и окончательная стоимость АИС. Предприятие должно либо уже иметь описанные бизнес-процессы, либо быть готово привлечь специалистов для этой работы. Затем следует достаточно долгий период различных согласований и оптимизаций этих схем — зачем внедрять то, что не оптимально? — и далее непосредственно процесс проектирования. Все это может занять в рамках крупного предприятия до двух-трех лет, а за это время может поменяться и руководство. Конечная цена такого продукта может достигать 30 000 — 100 000 долларов».
Но на практике наиболее часто встречается третий вариант. «В какой-то момент на предприятии создается подразделение АСУ, которое начинает описывать бизнес-процессы и понемногу выстраивать первые программные модули, — говорит Александр. — В итоге появляется программный продукт. Стоимость такой системы может даже превысить стоимость второго варианта, но зато она уж точно будет своей — родной, знакомой и выстраданной».
Возможны варианты
Александр Рудин, зам. директора по информационным технологиям типографии «Черноголовка»:
Сегодня, к сожалению, можно констатировать, что автоматизации как таковой в российской полиграфии нет. Заявлений по этому поводу много, но результаты пока мизерны. Небольшие предприятия декларируют свою готовность автоматизироваться, но когда дело доходит до финансовых вопросов, от этой готовности не остается и следа. Крупные типографии объективно готовы платить деньги, но им необходимы готовые программные пакеты, а функциональные возможности тех продуктов, которые сейчас предлагает рынок, их, как правило, не устраивают. Ну а в случае авторской адаптации систем к запросам конкретных предприятий и последующего длительного сопровождения их стоимость уже перерастает и пределы возможностей российских отраслевых лидеров.
Не способствует процессу внедрения современных информационных систем в полиграфический бизнес и уровень стандартизации последнего. В данном случае речь не идет о нормативах качества, выработки и прочих параметрах производственного процесса. Отсутствуют какие бы то ни было стандарты и общепринятые схемы деловых операций и документооборота. Вплоть до того, что менеджер по продажам зачастую выполняет функции технолога, штатный технолог является еще и верстальщиком — и так сплошь и рядом по всем подразделениям, вне зависимости от масштабов и структуры предприятия.
По существу, единственной стандартизованной сферой организационно-экономической деятельности полиграфических компаний был и остается бухгалтерский учет. Здесь все документы и процедуры прописаны по сто раз, а потому корпоративные решения широкого профиля «с бухгалтерским уклоном» в типографиях пользуются неплохим спросом. Такая универсальная система, как «1С: Предприятие», вполне удовлетворяет потребности бухгалтерий небольших предприятий, ну а средние и крупные приспосабливаются к ее применению с индивидуальными дополнениями, приложениями и прочими модернизациями.
Встречное движение
Сегодня уже все заинтересованные специалисты признают, что проблема автоматизации полиграфической отрасли носит как минимум двусторонний характер. Ни один из известных разработчиков информационных систем — SAP, Platinum, Scala, Concorde, Baan и других — не только не создал до сих пор ни одной отраслевой версии для полиграфии, но и вообще не имеет в числе своих пользователей типографии или издательства. Ну а приобретение стандартных продуктов класса ERP выливается для полиграфических компаний все в те же основные проблемы: от недостатка функциональности (в случае с недорогими упрощенными решениями) до недостатка финансов (пока еще не зафиксировано ни одного прецедента внедрения в российской типографии системы уровня SAP R/3 за миллион долларов).
Однако и готовность типографий к подлинной автоматизации далеко не очевидна — слишком уж противоречивы бывают интересы участников этого процесса. Ведь любая настоящая автоматизированная система выводит из тени многие тщательно скрываемые стороны организации бизнеса, позволяет выявить узкие места, а иногда и злоупотребления. Поэтому заказчики среднего звена заинтересованы в «лоскутной» автоматизации, стремясь к упрощению своей работы, но тщательно избегая возможности руководства производить тотальный контроль. У руководства типографий тоже есть что скрывать, хотя оно в гораздо большей степени нуждается в эффективных инструментах менеджмента, налаживания бессбойного бизнеса и управления функциональными подразделениями.
«Отрадно, что в течение последнего года стал наблюдаться существенный прогресс в разрешении этих противоречий, сопровождающийся очевидным движением потенциальных заказчиков и потенциальных исполнителей навстречу друг другу, — замечает Александр Кропотов (в настоящее время руководитель компании Аплер). — С одной стороны, разработчики корпоративного ПО и системные интеграторы обратили свое внимание на потребности и запросы полиграфии, а с другой — декларативный характер готовности руководства полиграфических компаний начал уступать место их реальной заинтересованности в автоматизации». Хочется верить, что прогресс действительно есть и полиграфический бизнес на самом деле выходит на новый организационный уровень. Главное теперь — вовремя включиться в этот процесс. Обеим сторонам. И максимумом возможных сил.
Типографии — 2003... и далее
Александр Кропотов:
В том, что у нас до сих пор не появилось пользующегося спросом готового решения для автоматизации полиграфического бизнеса, главную роль, по-моему, сыграли чисто экономические факторы.
Стоимость разработки серьезного специализированного продукта все-таки весьма высока, при том, что круг потенциальных пользователей, а следовательно, и объем возможных продаж в России отнюдь не велик. Масштаб рынка автоматизации типографий сегодня составляет примерно 3 млн. долларов в Москве и области плюс еще 5-9 млн. по всей остальной территории страны. Захватить хотя бы 10% рынка - задача для любого поставщика архисложная даже с сугубо организационной точки зрения. А ведь это будет всего 300 тысяч в год. Одно только создание настраиваемого ядра системы потянет на сумму того же порядка. Да еще и абсолютная неясность того, когда эти затраты удастся окупить. Вот и остается нашим ИТ-профессионалам, решившим связаться с полиграфией, действовать в пределах всего лишь трех возможных сценариев: 1) экономя на разработке, создавать дешевый продукт с узкой функциональностью; 2) ориентируясь только на крупных отраслевых потребителей и заведомо отсекая малых и средних, разрабатывать решения стоимостью от 50 тысяч долларов и выше; 3) рассчитывая на сохранение и даже увеличение существующих темпов роста нашего рынка полиграфических услуг, создавать-таки эффективные и общедоступные полиграфические решения сегодня с перспективой их развития и получения прибылей завтра, через год, а то и через три-пять лет.
Третий путь в нынешних условиях кажется очень уж рискованным, но в то же время и единственно продуктивным с позиций обеих сторон - и поставщика, и потребителя. И разработка системы "Типография-2003" была изначально направлена именно по этому третьему пути.Кстати, название системы - «Типография-2003» - определяет только год ее публичного дебюта. Ни о каком сроке окончания разработки речи пока не идет и идти не может.
Автор: Константин Ушаков, журнал "CIO" №1
Источник: http://www.apler.ru/