ArtPro и PackEdge: новые инструменты и тенденции развития
Универсальность или специализация? Подключаемые модули или отдельный программный продукт? Экономия или надежность и полная функциональность? Каждый волен выбирать по своему вкусу.
Между программами для допечатной подготовки уже давно устоялось своего рода разделение труда: растровые редакторы используют для создания и обработки фотоизображений, векторные предназначены для масштабируемых изображений различной степени сложности, программы верстки нужны, чтобы собрать законченный макет из отдельных графических компонент. Естественно, что функциональность программ различных классов пересекается: векторные редакторы, к примеру, пригодны для верстки несложных макетов, а для современных программ верстки вполне подъемная задача — изобразить векторный логотип. Для подготовки макетов флексографской печати используются все перечисленные классы программ, но, увы — получившие массовое распространение продукты слабо учитывают (если учитывают вообще) специфику допечатной подготовки для этого способа печати. Оно и понятно: рынок, скажем, веб-разработок существенно шире и каждый год демонстрирует завидный рост. Так что ожидать в ближайшее время от, например, Adobe Illustrator поддержки графической модели DeviceN, в которой смесевые краски «равноправны» с триадой, будет слишком оптимистично. Тем не менее, именно массово распространенные векторные редакторы, и Adobe Illustrator в первую очередь, являются основным инструментом для создания флексографских макетов. По оценкам, в Illustrator готовится более 70% таких макетов.
«Швейцарский нож» для препресса
С другой стороны, специализированные программы для допечатной подготовки упаковки и этикетки, хотя и существенно дороже «классических» векторных редакторов, но не имеют такого большого числа ограничений. Перечисление их специализированных функций заставляет вспомнить идею швейцарского ножа: генератор штрихкодов, предварительная проверка с автокоррекцией, треппинг, монтажи, метки и шкалы, адаптируемые к формату и красочности и т. д. Идея такого векторного редактора, дополнительно предлагающего весь допечатный инструментарий для «доведения до ума» входящих макетов, крайне привлекательна. Выражаясь словами маргинального киноперсонажа: «Ножи — выбор мастеров». Интересно, что выпускаются они фактически единственным производителем — EskoArtwork. И моделей «ножей» всего две, «морская» и «сухопутная» — работающая под MacOS ArtPro и PackEdge для приверженцев Windows. Такая ситуация сложилась после объединения компаний (Artwork Systems и Esko). Еще интереснее, что тот же производитель предлагает некий паллиатив: набор подключаемых модулей (plug-ins) для Adobe Illustrator, которые старательно имитируют функциональность старших моделей.
Тщательно взвешивать преимущества и недостатки двух подходов (подключаемые модули против отдельного продукта) излишне — они лежат на поверхности. Плюсы подключаемых модулей — относительно низкая цена и минимальные усилия, необходимые для изучения. Минусов больше: скорость, надежность, урезанная функциональность.
Кроссплатформенный продукт?
Более важным представляется другое — проанализировать текущее состояние дел со специализированным инструментарием и с прицелом «на перспективу», зная, что два «флагманских» редактора (ArtPro и PackEdge) будут заменены единым кроссплатформенным продуктом, соединяющим лучшие возможности обоих: лучшие функции, лучшие алгоритмы, все лучшее из пользовательского интерфейса. Но про интерфейс поговорим позже.
Гораздо интереснее, удастся ли увидеть за изменениями, которые претерпели редакторы после объединения двух компаний, тенденции более общего порядка. Чего ждать в области специализированного ПО? Есть ли вероятность, что пользователю предложат нечто действительно новое и полезное в ежедневной работе? Тем более, что с момента объединения прошло уже достаточно времени, программу своих действий по развитию продуктов производитель тайной не делает и ее уверенно придерживается. Первым пунктом значилось обеспечение совместимости по форматам файлов. ArtPro использует собственный формат, PackEdge работает с разумно ограниченным подмножеством PDF (нормализованный PDF в терминологии EskoArtwork). Обмен данными между ними на сегодня практически прозрачен и производится без потерь важной для работы информации: слои, группы, атрибуты красок (кроющая, лак, техническая), специальные атрибуты объектов (штрихкодов, контуров высечки и т. п.) Радикально улучшен обмен данными с Illustrator: для него доступен бесплатный подключаемый модуль экспорта в нормализованный PDF.
В отличие от штатного экспорта в PDF этот вариант имеет полезный побочный эффект: он является предпочтительным и для обмена данными с ArtPro, позволяя без потерь импортировать дизайны с многокрасочными растровыми изображениями. Хуже обстоит дело с обменом данными в обратном направлении — из редакторов в Illustrator, что вполне объяснимо, учитывая ограничения последнего по работе со смесевыми красками. И хотя в PackEdge есть отдельный вариант экспорта в PDF для Illustrator, полноценно редактировать сколько-нибудь сложные дизайны после такого экспорта проблематично.
Просмотр и треппинг
Следующим шагом стала планомерная унификация алгоритмов. На первый взгляд, в этой части программы сделано не так уж и много: из перечисленного выше «джентльменского набора» препрессных функций значительной переработке пока что подверглись средства предварительного просмотра (ViewX) и треппинг. Последний существует в двух вариантах: ручной (Instant Trapper) и автоматический (Power Trapper) и доступен для всех трех продуктов, при этом ручной треппинг присутствует в базовых вариантах ArtPro и PackEdge. Ручной треппинг полностью переработан, точнее, переписан с нуля, поддерживает треппинг объектов с атрибутами прозрачности, включая растровые маски, и помещает результат своей работы на отдельный слой. За основу для автоматического треппинга был принят вариант из PackEdge, как и ожидалось — в отличие от варианта ArtPro он рассматривает втяжки для вывороток как отдельный класс элементов треппинга, что важно именно для флексографии. Нельзя не заметить и существенного прироста в скорости работы автоматического треппинга — на сложных заданиях он стал быстрее в разы.
Разработчики обоих продуктов всегда стремились дать пользователю возможность видеть на экране макет, максимально приближенный к печатному оттиску. Просмотр по сепарациям, корректный вид объектов с атрибутом наложения — все эти возможности сегодня не являются уникальными для рассматриваемого класса продуктов. Но возможности ArtPro и PackEdge не ограничиваются упомянутыми функциями. Средства предварительного просмотра этих программ существенно богаче. В палитре ViewX есть уникальные варианты режимов просмотра: имитация типичных дефектов, возникающих во флексографии, подсветка критичных областей макета (оверпринтов, элементов треппинга, потенциальных обрывов в светах, тонких линий), имитация неприводки. Средства эти постоянно совершенствуются и дополняются новыми, так, в последней версии к ним добавлен режим подсветки областей, в которых возможно появление муара. Фактически подобные средства можно рассматривать как еще один вариант предварительной проверки макета. Кроме того, теперь оба редактора могут использовать спектральные библиотеки смесевых красок и механизм цветопреобразования из Color Engine, что гарантирует корректное воспроизведение на экране цвета конечного продукта, включая цвет наложений нескольких смесевых или смесевых и триады.
Если добавить к этому выпуск абсолютно нового модуля Studio Designer, предлагаемого в том числе и для Illustrator, можно смело говорить о тенденции. Studio предназначен для визуализации макета в трехмерном виде. Причем это могут быть макеты картонной коробки, гибкой упаковки наподобие пакетика для чипсов или бумажного пакета для муки, бутылочной этикетки или обертки для конфет, металлической банки. Возможность работать с макетом, имея под рукой его трехмерное представление, позволяет увидеть многие ошибки, типичные для работы с трехмерной продукцией, и избежать их. Можно ожидать выхода новых версий модулей ArtPro и PackEdge, позволяющих компенсировать искажения, возникающие при печати на трехмерных объектах сложной формы, в частности, термоусадочной этикетки.
Еще совершеннее?
Максимально тесная интеграция редакторов с системами управления рабочим потоком (workflow) является еще одной заметной тенденцией. Благодаря технологии Shuttle, непосредственно из ArtPro, PackEdge и даже Illustrator можно отправить редактируемый файл на обработку, задать ее параметры, проконтролировать состояние и ход. Фактически Shuttle — это встроенный в редакторы клиент для Nexus и Automation Engine. Новые инструменты и способы визуальной проверки, интеграция с workflow-системами и унификация — вот те направления, в которых можно ожидать дальнейшего совершенствования рассматриваемых программных продуктов. Причем унификация затронет как функциональную сторону — все инструменты будут максимально похожи и в специализированных редакторах, и в варианте модулей для Illustrator, так и пользовательский интерфейс. Не секрет, что в последние годы основные усилия разработчиков ArtPro и PackEdge были направлены вовсе не на вопросы «дружественности и простоты» использования, а исключительно на функциональность. Ресурсы любого разработчика ПО ограничены, и если он и создал продукт, лидирующий в некоем сегменте, приоритетом будет совершенствование отличительных особенностей и внедрение новых уникальных функций, а никак не интерфейс. Но такой «остаточный принцип» допустим только до определенного предела. Учитывая повсеместно наблюдаемое снижение общего уровня пользователей, производители тем более вынуждены решать и эту проблему. Очевидный ход — копирование «в лоб» лучших находок у сходных, на первый взгляд, продуктов, также, очевидно, далеко не во всем будет эффективным — продукты решают слишком разные задачи (чистый препресс против заметного уклона в дизайн), существенно разный контингент пользователей, принципиально разные типы продуктов (решение для массового рынка у Adobе против вертикально-ориентированного у EskoArtwork). Интерфейс ArtPro уже претерпел заметные изменения. Новое меню, хотя и вызвало у «апологетов чистоты» продукта, к которым относит себя и автор этой статьи, приступ когнитивного диссонанса, по зрелом размышлении воспринимается гораздо логичнее старого: оно более четко структурировано и в разы интуитивно понятнее. Для новых пользователей продукта это важнее «минимализма» предыдущего варианта. Новые палитры стали компактнее, не потеряв в функциональности. В целом, можно смело утверждать, что предлагаемые разработчиком нововведения нашли отклик у пользователей. Будем ждать очередных полезных инструментов.
Автор: Александр Дроздов, технический специалист ГК "Легион"