16 видов переплета, или малые тиражи книг с Artique Print
Типография Artique Print начала свою деятельность как небольшой копи-центр в 2009 году. Сейчас же её профиль — печать малых тиражей книг. О том, как типография пришла к этому решению и об особенностях малотиражной печати мы поговорили с управляющим типографии Сергеем Нехаевым.
«К идее печати малых тиражей книг типография пришла в очень сложный период» — вспоминает Сергей. По его словам, они не учли специфику работы с клиентами копи-центра — ошиблись в подборе оборудования. Вместо упора на скорость и низкую цену, сделали ставку на высокое качество печати, что не позволило полноценно конкурировать на рынке оперативной полиграфии. После неудачного старта решили сменить профиль: «Начали изучать рынок и поняли, что немногие типографии берутся за единичные экземпляры. Ну а известная цитата гласит: «Всегда выбирайте самый трудный путь — там вы не встретите конкурентов».
На данный момент в коллективе Artique Print пять человек. И, хотя первые годы работы научили многое делать собственными руками, после пяти лет развития в их арсенале есть всё, что может обеспечить стабильную работу небольшой нишевой типографии. « У нас нет каких-то железяк, которыми можно гордиться, — говорит Сергей — но зато они все идеально настроены и обслужены». Ещё один важный урок, который усвоила Artique Print после тяжёлого старта — технолог в типографии самая необходимая единица. «Очень важно понимать почему некоторые вещи можно делать только так и никак иначе. Характеристики и особенности поведения в обработке печатных материалов, клеёв, фольги, переплётных материалов – это важно знать и уметь применять на практике. Чем сложнее работа, чем больше знаний требуется для её выполнения, тем более оправдана цена заказа».
К 2020 году в парке оборудования Artique Print две ЦПМ: Xerox Versant 2100 Press для цветных заказов и монохромная Konica Minolta 951. Но основной упор типография делает именно на отделку. Например, сейчас очень много ресурсов вкладывается в освоение разных видов переплётов. Ведь от этого во многом зависит внешний вид и концепция книги.
Большинство типографий, печатающих малые тиражи, предлагают в основном стандартные виды переплёта: твердые 7Б и 7БЦ и мягкие КБС (клеевого бесшовного скрепления) и ШКС (швейно-клеевое скрепление). Иногда можно встретить переплёт интегральный (или голландский), когда переплётную крышку делают из цельного листа ламинированного картона.
В Artique Print помимо этих вариантов можно, например, сделать книгу, с переплётом OtaBind, достаточно редким для России. За счет особого крепления он позволяет книге в мягкой обложке открываться как твёрдая 7БЦ. Или сделать книге открытый переплёт и, в зависимости от концепции, использовать разные цвета ниток или бумаги, или даже напечатать что-нибудь среди обшивки. Или, например, швейцарскую брошюру, у которой книжный блок крепится к задней части обложки с помощью полосы клея.
Всего типография может предложить 16 видов переплётов, но даже этим они не ограничиваются и предлагают клиентам самые нестандартные решения. Один из заказов — экспонат для постоянной экспозиции музея. «В работе, помимо нашего умения разрабатывать конструктив, ещё пригодилось умение пользоваться дрелью и макетным ножом» — написали Artique Print в одной из своих публикаций на FaceBook.
Однако, как показывает практика, даже классический переплёт 7БЦ требует от работника высокой квалификации. В отличие от автоматизированного процесса печати больших тиражей в печатном цеху, в условиях малотиражного производства контроль требуется на каждом этапе создания тиража. Автоматизация, конечно, ускорила бы процесс, но это не просто стоит огромных вложений — противоречит идеям Artique Print: «Всегда надо ловить миллиметры, ровные уголки, хорошая натяжка лайнера, ровная вставка, как только работа переходит в автоматизм, на мелочи перестают обращать внимание. Общее ощущение от книги основывается именно на каком-то невидимом, чувственном, тактильном уровне. Берёшь в руки книгу и сразу понимаешь, что это машинная автоматическая конвейерная сборка, она сделана тысячным тиражом и никаких эмоций особо не возникает. А вот когда всё до миллиметра выверено, все канты одинаковые, каптал ровненький, форзац не замят, штрих ровный и всё вроде бы то же самое, но нутром чуешь, седьмым чувством, что книга сделана как-то по-другому — соответственно ощущения и чувства другие, как сейчас принято говорить, «ламповые» - тёплые».
Поэтому большинство работ персонал делает вручную. Для этого есть ниткошвейная машина SX-01. Минимально необходимое количество страниц в твёрдом переплёте для неё 48. Для более бюджетных вариантов или для меньшего количества страниц используют мягкую обложку и скрепление блока на термоклеевой машине. Прошлая сломалась перед Новым годом и, поскольку без неё не сделать многие виды переплёта, срочно пришлось покупать новую — Horizon BQ-260.
Но из-за того, что эта машина достаточно мощная, она рассчитана на тиражи, которые по меркам Artique Print слишком длинные: до 600 экземпляров в час. Перенастраивать её при склейках одного экземпляра очень трудозатратно. Поэтому помимо Horizon в типографии есть Steiger DigiBind, которая рассчитана на склейку экземпляров разной толщины — она настраивается самостоятельно и намного быстрее.
Сейчас популярность малотиражной печати возрастает. «Мы пока достаточно редко работаем с издательствами — типография на рынке сравнительно недавно, пока только знакомиться с коллегами. Наши основные заказчики книг — физические лица. Хочется сказать, что в период карантина именно они делали большинство заказов».
Клиенты приходят в типографию не за быстрым и дешёвым тиражом — в условиях Artique Print это попросту невозможно. Здесь во главе угла индивидуальный подход с учётом всех пожеланий клиента: «Нам очень нравится работать с художниками и деятелями искусства. Это категория заказчиков, которым не всё равно, им важен цвет, важна точность передачи цветов и аккуратность, важно получить красивую книгу».
Если в Artique Print печатают детскую книгу с иллюстрациями — скруглят уголки для безопасности. Если сказку о природе (про кошку и верблюда) — подберут на обложку экологичный картон. Если меню для ресторана «Узбекистан» — сделают золотое тиснение фольгой. Для этого в типографии стоит советский тигель БПП-75.
«Для нас важны мелочи, многие ими пренебрегают, а конечный вид продукта очень зависит от мелочей. Недаром говорится: «Дьявол кроется в деталях». Если взять две книги, они принципиально не будут ничем отличать, вся технология известна, она уже много лет не меняется и прекрасно описана в 6 томе «Справочника технолога-полиграфиста». Разница будет на чувственном уровне... Любовь к своему делу положительно сказывается на результате».
Несмотря на то, что печать книг — основная специализация Artique Print, этим деятельность типографии не ограничивается. Развиваются она и в направлении классической полиграфии. Например, недавно типография приобрела режущий плоттер Graphtec CE 6000 Plus для изготовления небольших партий стикеров или даже имитации марочной перфорации. Печатают и визитки, к их созданию тоже подходят оригинально: ищут нестандартные формы.
Среди партнёров Artique Print крупные корпорации и государственные учреждения: Северсталь, BusinessToday, Музей Гулага. «Мы можем производить сами практически всё, что вписывается в формат печатного поля наших печатных машин. Печатаем и рекламную продукцию, и меню, и каталоги, и пилотные выпуски журналов, и POS-материалы, и годовые отчёты, и малотиражную упаковку».