Один из важнейших показателей профессионализма любой типографии – способность точно воспроизвести требуемый заказчиком цвет. Причем не однократно, а при выполнении каждого повторного тиража, с минимальным отклонением от предыдущего.
Рецепт выхода на подобный уровень хорошо известен: наличие отлаженного стандартизированного техпроцесса, обученные кадры и качественная подготовка красочных материалов, особенно если речь идет о печати смесевых «заказных» цветов.
Кто-то, решая последнюю задачу, полагается на собственного многоопытного колориста, самые «продвинутые» оснащены многокомпонентными станциями смешения, что же касается большинства, то оно традиционно обращается за помощью к производителям красок.
Однако их расположение на территории стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, теперь становится, по известным причинам, довольно серьезным препятствием к получению от них соответствующих услуг.
Потому чрезвычайно интересным стало предложение специалистов российской группы компаний «Танзор» познакомиться с возможностями их московской производственной площадки, специализирующейся на изготовлении заказных партий смесевых красок и лаков.
Услуги подбора цвета и смешения также доступны в филиалах компании в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске.
Универсальный техпроцесс смешения красок
Как рассказал руководитель колористической лаборатории ГК «Танзор» Константин Байков, бессменно ее возглавляющий с момента образования в 2000 году, бесценную помощь в налаживании технологического процесса им оказали специалисты французского поставщика красок, компании Brancher, c которой группа компаний продолжает сотрудничать.
Учитывая достаточно широкий ассортимент красочных материалов, с которыми работают в ГК «Танзор», который охватывает краски для офсетной и флексографской печати, дозирование осуществляется вручную, из-за необходимости быстрой перенастройки смешения одного типа красок на другой.
Основу производственной базы изначально составило оборудование для смешения красок польской фирмы Mix-Graf. Оно позволило создать несколько удобных конфигураций миксеров. Первая предназначена для работы с объемами от 1 до 5, вторая - от 6 до 20 и третья - до 80 кг замешиваемых красок. Такое построение значительно повышает оперативность выполнения заказов.
Механическая станция смешения Mix-Graf для изготовления готовых смесевых красок в таре от 10 до 20 кг
За составление рецептур отвечают опытные технологи колористы, работающие с программным обеспечением Ink Formulation компании X-Rite. Измерения цветовых образцов выполняются с помощью спектрофотометров X-Rite eXact c линейной геометрией и спектрофотометра X-Rite SP62 со сферической геометрией измерений. Задача последнего – оценка цветовых характеристик металлизированных основ и красок.
Финальному процессу изготовления партии красок по составленной рецептуре предшествует создание пробного оттиска в колористической лаборатории. Эту задачу решают с помощью пробопечатных станков для изготовления офсетных и флексографских оттисков. За формирование первых отвечают четыре раскатных и два печатных устройства компании Teknimek, вторых – два ручных и один полуавтоматический пробопечатные станки фирмы RK Print.
Раскатка пробного оттиска на пробопечатном станке Teknimek (фото слева). В комплект пробопечатного станка RK Esiproof входит набор анилоксов с различными линиатурами и объемом ячеек (фото справа)
Поскольку ключевым элементом флексографской печати является анилоксовый вал, ручной станок RK Esiproof укомплектован набором малогабаритных керамических анилоксов различной линиатуры и объема ячеек. Выбор нужного определяется предоставляемой заказчиком краски информацией об условиях печати.
Заказные цвета по стандарту
Степень полноты полученных от заказчика сведений, включая формат переданных данных о заказном цвете, определяет порядок дальнейших действий специалистов колористической лаборатории и то, в какие сроки они смогут предоставить заказчику запрашиваемый результат.
Как рассказал Константин Байков, самый оптимальный для них вариант – получить информацию в межпрограммном формате CxF (ColorExchangeFormat), разработки которого длительное время велись компанией X-Rite, и который, начиная с 2015 года, стал основой международного стандарта ISO19792 по обмену данными о цвете.
Этот формат, де-факто, представляет собой виртуальный эталон конкретного цвета, содержащий, помимо его цветовых координат, два важных информативных блока: график его спектра отражения и условия, при которых все измерения данного цвета были выполнены.
В результате, квалифицированному печатнику или колористу, располагающими современным спектрофотометрическим оборудованием и программным обеспечением, не потребуется даже физический пробный оттиск для объективного цветового контроля.
В остальных случаях, что чаще всего и происходит, в лабораторию ГК «Танзор» поступают запросы с просьбой изготовить партию краски либо базируясь на веере Pantone, либо на конкретном физическом образце, которым может оказаться не только печатный оттиск, но и цветопроба, промышленное покрытие, какой-либо окрашенный в массе материал.
После измерения образца спектрофотометром, полученные цветовые координаты Lab используются в программе Ink Formulation для последующего расчета необходимой рецептуры.
Как отметил Байков, в ходе этой работы они стремятся свести к минимуму число базовых монопигментных красок, участвующих в составлении нужного цвета. С одной стороны, это удешевляет стоимость самой краски, с другой – заметно повышает стабильность ее цветовых характеристик при повторных заказах.
Точность и стабильность смешения
Созданный в программе Ink Formulation цифровой эталон добавляется в электронную базу данных программы контроля качества X-Rite Color Quality в уже упомянутом формате CxF. В таком виде эталонные значения хранятся, не меняясь со временем, в отличии от "физического" образца.
После согласования с клиентом цвета пробного оттиска, заказ передается на станцию смешения для изготовления партии краски. С готовой партии берется образец для изготовления контрольного оттиска. При необходимости производится корректировка краски и после прохождения контроля на соответствие допуску, оформляется паспорт качества на смесевую краску. Одновременно оформляется арбитражный оттиск, который хранится в течение года.
Главный показатель контроля качества – итоговая величина цветового различия ΔE, значение которого в лаборатории стараются удерживать в пределах 1. «В данном случае, – подчеркнул Байков, – речь идет о формуле для ΔE2000, обеспечивающей наилучшее соответствие между цифровой колориметрической и визуальной оценкой цвета». Результатом такого подхода становится исключительная стабильность при изготовлении партии краски.
Экран программы Color Quality с полной информацией об одном из эталонных заказных цветов
Одна из возможностей программы Ink Formulation – определение зависимости величины цветового различия ΔE от толщины красочного слоя на оттиске. По оси абсцисс – толщина красочного слоя в мкм, по оси ординат – значение цветового различия ΔE
«Не менее важно, – подчеркнул Байков, – в ходе проверки цвета на пробопечатных оттисках, убедиться в идентичности свойств запечатываемых заказчиком материалов». В колористической лаборатории ГК «Танзор» такую проверку делают в световой кабине, оснащенной несколькими источниками света.
Как ниже показано на фотографиях трех образцов картона, при просмотре в условиях дневного света (источник D50) их цвет практически одинаков (фото слева), но, при включении источника УФ-освещения отчетливо видна разница. Причина – наличие в поверхностном слое двух образцов картона отбеливающих веществ (фото справа).
Другой существенный момент – исключить влияние эффекта метамерии, связанного с разным цветовым восприятием красок одного цвета при различном освещении. Возникает эффект из-за различия в спектре отражения пигментных баз этих красок. Эффект можно оценить с помощью программы Ink Formulation, на расчетном цветовом круге, где, в виде разнотоновых сегментов (фото внизу), представлены данные для разных источников освещения, или же в световой кабине на физическом оттиске.
Цветовой круг в программе ink Formulation, демонстрирующий эффект метамерии двух красок при различных источниках освещения
Выбор красок для клиента
Вместе с тем, на стабильность характеристик, поставляемых заказчику, красочных материалов в значительной степени могут повлиять операции послепечатной обработки, такие как лакирование или ламинирование. Как отметил Байков, ряд используемых лаков, в состав которых были введены растворители, могут привести к разрушению пигментного слоя и, следовательно, к изменению цвета красочного оттиска. Поэтому, в числе предоставляемых заказчиком сведений обязательно должна присутствовать информация о планируемом им виде послепечатной отделки.
Обладая огромным опытом в области производства лаков различного состава на своем заводе в Белгородской области, сотрудники колористической лаборатории ГК «Танзор» выполняют, в случае необходимости, тестовые оттиски с лаком заказчика, или, что является самым оптимальным вариантом, подбирают подходящий лак из имеющегося у них ассортимента.
Для подбора лака необходимо направить запрос на technologist@tanzor.ru или заполнить форму на сайте
Наличие собственного производства дает возможность существенно расширить спектр предлагаемых колористической лабораторией услуг. В их числе, например, подбор комбинаций лаков для создания так называемых t win-эффектов, когда глянцевый лак, наносимый анилоксом в лакировальной секции поверх слоя матового, позволяет формировать эффекты «песка» или «апельсиновой корки».
Ручной пробопечатный станок RK Esiproof позволяет добиваться так называемых twin-эффектов
Другой пример – возможность реализации на базе новой палитры Pantone Packaging Metallic глубоких насыщенных металлизированных цветов благодаря использованию так называемых «невсплывающих» серебряных пигментов французской компании Radior, эксклюзивным поставщиком которого на территории РФ является ГК «Танзор». Также, благодаря складской программе, у заказчиков до сих пор сохраняется возможность приобрести краски серии FLUOSMART 1900 от Radior.
Большую часть перечисленных услуг по смешению красок и оценке их совместимости с послепечатными технологиями отделки, ГК «Танзор» также реализует через свои производственные филиалы, расположенные в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске.
Готовые к отгрузке красочные материалы хранятся в отдельном складском помещении компании площадью более 1000 м2
Пигментные базы – свои и альтернативные
Разумеется, основу стабильного воспроизведения закладывают и свойства используемой на станциях смешения монопигментных баз. В случае офсетных красок на масляной основе, в роли такой базы в ГК «Танзор» выступают краски немецкой компании Epple и французской Brancher, офсетных и флексографских красок УФ-отверждения – пигментные концентраты Sakata INX. В качестве баз для изготовления металлизированных красок – компоненты Radior.
Очень важно отметить, что в 2021 году ГК «Танзор» запустила в своем филиале в Белгородской области первое в России производство по выпуску флексографских красок по лицензии Sakata INX. В итоге, все триадные компоненты, белила, черный и ряд популярных пантонных цветов собственного производства теперь напрямую поступают в колористическую лабораторию с завода компании.
Учитывая же возникающие, по известным причинам, сложности с логистикой при поставке импортных компонентов, руководство ГК «Танзор» в настоящее время активно прорабатывает пути альтернативных поставок монопигментных баз по основным товарным направлениям деятельности.